«Чтоб хотяб на миг почувствовать жизнь камчатских туземцев, надо представить себе холодные северные окраины Камчатской области, с гулом подземных толчков, с глубокими снегами и лютыми морозами. Вообразите себя окружёнными собаками, которые заменяют вам лошадей и издают жуткий собачий вой. Представьте страну, где ясное, тёплое солнышко в продолжение восьми месяцев суровой зимы является редким гостем». Эти слова принадлежат митрополиту Нестору Камчатскому.
В 1907 году митрополит Нестор, тогда ещё молодой 21-летний иеромонах, был назначен миссионером на Камчатку. Тот далёкий край хоть и давно был присоединён к России, но оставался малолюдным и неосвоенным. Местные коренные народы - коряки, ительмены и другие - если и знали что-то о Христе и православии, то очень поверхностно. Стояла задача просвещения этой суровой земли.
Митрополиту Нестору пришлось много потрудиться; подобно апостолу Павлу, он стал «всем для всех». Например – врачом.
При этом молодому иеромонаху приходилось прививать туземцам элементарные навыки гигиены. Так, однажды он с трудом уговорил одну мать вымыть и вылечить её больных детей от чесотки. После этого детишки поправились, а радостная мать говорила единоплеменникам: «Расскажите во всех юртах, что когда приедет друг Нестор, то его не надо бояться и ему можно давать детей "чистить водой"».
Благодаря усилиям отца Нестора возникло Камчатское православное братство, покровителем которого стал Цесаревич Алексей Николаевич. До 1917 года на Камчатке были построены десятки церквей, школ и больниц. Также молодой иеромонах Нестор перевёл на корякский язык Божественную литургию и Евангелие.
Расскажем об одном замечательном случае из жизни митрополита Нестора.
Многие знают о мученике Порфирии Эфесском, который в шутку принял в воде крещение во время театральной постановки, после чего сразу уверовал во Христа. Похожая история произошла на Камчатке, и началась она так: «В большой толпе крещаемых, - вспоминал митрополит Нестор, - подошёл ко мне гигантский коряк-язычник и заявил, что он тоже желает креститься. Я в порядке очереди крестил его, дав православное имя «Илия». Больше этого Илию я не видел, поскольку жизнь требовала постоянных разъездов».
…Прошло 52 года, и митрополит Нестор получил письмо от незнакомого иеромонаха Кириака. Отец Кириак оказался тем самым коряком Илиёй, и вот что он написал о своём крещении: «Когда Вы приехали к нам, разговору у нас, туземцев, было много о Вас. Особенно ненавидели Вас шаманы. И я, окаянный, захотел над Вами посмеяться — ради забавы принять от Вас крещение. Вы дали мне имя Илия. И это моё надругательство над Вами обернулось взаправду. Что-то светлое осенило весь мой разум. Буквально я переродился духовно в несколько дней, и мне так сильно захотелось быть таким же, как Вы». И Илья действительно переродился: он стал монахом КириАком, многие годы верно служил Богу, претерпев во время советской власти 8 лет тюрьмы…
Это лишь одна из необычных историй из жизни митрополита Нестора (Анисимова). Ему довелось участвовать в Первой Мировой войне, в Поместном Соборе 1917-1918 годов, жить в эмиграции, посетить с миссионерскими целями Индию и Цейлон. Вернувшись в 1948 году на Родину, уже советскую, владыка Нестор попал в тюрьму, где провёл 8 лет. Но и после своего освобождения, продолжая церковное служение, он проявил большую стойкость и мужество, до конца своих дней отстаивая права верующих в годы безбожной власти.
«Священномученик Вениамин Петроградский». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о судьбе и служении священномученика митрополита Вениамина Петроградского, арестованного и расстрелянного в 1922 году.
Владыка Вениамин был одним из ярчайших и самых уважаемых церковнослужителей Русской Православной Церкви в начале 20-го века. Он пользовался огромным авторитетом даже среди рабочих, не раз встававших на его защиту перед новой советской властью. Владыка Вениамин активно участвовал в организации сбора помощи голодающим, много делал на благо Церкви и людей в то непростое время. Но всё равно, по доносу он был арестован и расстрелян.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".