«Чтоб хотяб на миг почувствовать жизнь камчатских туземцев, надо представить себе холодные северные окраины Камчатской области, с гулом подземных толчков, с глубокими снегами и лютыми морозами. Вообразите себя окружёнными собаками, которые заменяют вам лошадей и издают жуткий собачий вой. Представьте страну, где ясное, тёплое солнышко в продолжение восьми месяцев суровой зимы является редким гостем». Эти слова принадлежат митрополиту Нестору Камчатскому.
В 1907 году митрополит Нестор, тогда ещё молодой 21-летний иеромонах, был назначен миссионером на Камчатку. Тот далёкий край хоть и давно был присоединён к России, но оставался малолюдным и неосвоенным. Местные коренные народы - коряки, ительмены и другие - если и знали что-то о Христе и православии, то очень поверхностно. Стояла задача просвещения этой суровой земли.
Митрополиту Нестору пришлось много потрудиться; подобно апостолу Павлу, он стал «всем для всех». Например – врачом.
При этом молодому иеромонаху приходилось прививать туземцам элементарные навыки гигиены. Так, однажды он с трудом уговорил одну мать вымыть и вылечить её больных детей от чесотки. После этого детишки поправились, а радостная мать говорила единоплеменникам: «Расскажите во всех юртах, что когда приедет друг Нестор, то его не надо бояться и ему можно давать детей "чистить водой"».
Благодаря усилиям отца Нестора возникло Камчатское православное братство, покровителем которого стал Цесаревич Алексей Николаевич. До 1917 года на Камчатке были построены десятки церквей, школ и больниц. Также молодой иеромонах Нестор перевёл на корякский язык Божественную литургию и Евангелие.
Расскажем об одном замечательном случае из жизни митрополита Нестора.
Многие знают о мученике Порфирии Эфесском, который в шутку принял в воде крещение во время театральной постановки, после чего сразу уверовал во Христа. Похожая история произошла на Камчатке, и началась она так: «В большой толпе крещаемых, - вспоминал митрополит Нестор, - подошёл ко мне гигантский коряк-язычник и заявил, что он тоже желает креститься. Я в порядке очереди крестил его, дав православное имя «Илия». Больше этого Илию я не видел, поскольку жизнь требовала постоянных разъездов».
…Прошло 52 года, и митрополит Нестор получил письмо от незнакомого иеромонаха Кириака. Отец Кириак оказался тем самым коряком Илиёй, и вот что он написал о своём крещении: «Когда Вы приехали к нам, разговору у нас, туземцев, было много о Вас. Особенно ненавидели Вас шаманы. И я, окаянный, захотел над Вами посмеяться — ради забавы принять от Вас крещение. Вы дали мне имя Илия. И это моё надругательство над Вами обернулось взаправду. Что-то светлое осенило весь мой разум. Буквально я переродился духовно в несколько дней, и мне так сильно захотелось быть таким же, как Вы». И Илья действительно переродился: он стал монахом КириАком, многие годы верно служил Богу, претерпев во время советской власти 8 лет тюрьмы…
Это лишь одна из необычных историй из жизни митрополита Нестора (Анисимова). Ему довелось участвовать в Первой Мировой войне, в Поместном Соборе 1917-1918 годов, жить в эмиграции, посетить с миссионерскими целями Индию и Цейлон. Вернувшись в 1948 году на Родину, уже советскую, владыка Нестор попал в тюрьму, где провёл 8 лет. Но и после своего освобождения, продолжая церковное служение, он проявил большую стойкость и мужество, до конца своих дней отстаивая права верующих в годы безбожной власти.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема