Ох и не милостив был двадцатый век к Русской православной церкви. Куйбышевская епархия страдала от всеобщего стремления к светлому будущему не менее остальных. На излете тридцатых годов здесь были разграблены, взорваны и уничтожены не десятки, а сотни церквей. К 1943 году во всей области осталось всего два действующих храма – Покровский собор в Куйбышеве и еще одна церковь в Кинель-Черкасском районе. И, словно смягчая страдания верующих людей, Провидение посылало им удивительных архипастырей. Таких, например, как митрополит Мануил Лемешевский.
Владыка Мануил возглавил Куйбышевскую епархию весной 1960 года. К этому времени у него за плечами уже была большая часть жизни. Далеко позади остались беспечная юность в теплом родительском доме, учеба на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета и духовная семинария. Давным-давно святитель принял монашеский постриг, направивший в особое русло его судьбу, прошел противостояние обновленческому расколу, аресты, заключения в лагерях и многолетние ссылки. Испытания закалили его душу, но не ожесточили. Он обладал особого рода отзывчивостью, которая была следствием постоянного пребывания в молитве.
Когда Владыка впервые предстал перед нашими земляками в Покровском соборе, то люди увидели в нем не гиганта духа, а маленького худенького старичка. По толпе, которая собралась, чтобы встретить нового архипастыря, прокатилась волна удивления. «Не смотрите, что я маленький и худенький, - ответил на это святитель Мануил, - во мне есть еще сила прославлять Господа!»
Архиепископ, а с 62 года митрополит Мануил славил Бога всей своей жизнью. Он совершал богослужения в Покровском соборе во все воскресные и праздничные дни. А после службы и по будням принимал посетителей с утра до позднего вечера, начисто забывая о своих нуждах и болезнях. К нему шли за советом, за материальной помощью, а бывало, что и за исцелением – в народе владыку почитали чудотворцем. Теплое, сердечное отношение к архипастырю выражалась в словах, которыми его называли простые люди – «солнышко», «родненький», «отченька».
Всего пять лет возглавлял митрополит Мануил Куйбышевскую кафедру, но этот короткий период запомнился нашим землякам как светлое время. И это несмотря на противостояние верующих с властью, обострившееся во время правления Хрущева. Впрочем, владыка находил способы гасить любые конфликты. Святитель тяжело заболел осенью 1965 года, и уже не оправился от этого недуга. Он подал прошение об уходе на покой и патриарх ответил согласием. Хотя покоя владыка Мануил при жизни так и не увидел – посетители тянулись к нему непрестанной рекой, и он не отвергал никого. Этот людской поток не иссякает и в наши дни, только теперь верующие приходят к могиле митрополита, которая находится в Покровском соборе – в том самом, где он служил в свои последние годы.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер