
Фото: Taneli Lahtinen / Unsplash
В конце 19 века в городе Луга Петербургский губернии проживала семья чиновника Виктора Густавовича Лемешевского. Он и его супруга Вера Ивановна, хоть и не обладали большим достатком, однако считали себя людьми богатыми. Не деньгами, а Божьим благословением — Лемешевские воспитывали девятерых детей. Одному из них было суждено прославить свою семью — третий сын Лемешевских, Виктор, стал монахом, епископом Русской Православной Церкви, известным проповедником и церковным историком.
Виктор, будущий митрополит Мануил (Лемешевский), родился 1 мая 1884 года. Тихий и спокойный ребёнок, едва встав на ноги, стал проявлять самостоятельность. Он не требовал к себе постоянного внимания родителей, сам находил себе игры и занятия. Порой по несколько часов мальчика не было слышно, и обеспокоенные отец и мать отправлялись на его поиски. Чаще всего находили в курятнике, играющего с цыплятами. Витя очень любил птиц. Вместе с Верой Ивановной он ухаживал за домашними пернатыми. Специально для сына мать собирала остатки хлеба и по воскресеньям, после посещения храма вместе с семьёй, Витя кормил голубей на площади.
Родители мальчика работали. Виктор Густавович служил в финансовом департаменте, Вера Ивановна — начальницей женской гимназии. Присматривать за детьми им помогала бабушка, Софья Николаевна. Митрополит Мануил вспоминал, что между ним и бабушкой была глубокая любовь и привязанность. «Если возникало у меня какое-либо детское горе, я тут же бежал к бабушке и, уткнувшись ей в колени, рассказывал о случившемся. Бабушка гладила меня по голове, горе быстро исчезало, и я радостно возвращался к своим детским забавам», — рассказывал владыка.
Когда Вите исполнилось 4 года, в семье случилась большая неприятность — Виктора Густавовича оклеветали, обвинив в растрате казённых денег. Ни в чём не повинный, он попал под арест. Ему грозила тюрьма. Каждый день, пока шёл суд, Витя с мамой, братьями и сёстрами перед иконой Божьей Матери молился за «милого папиньку». И однажды утром услышал в прихожей его голос! Отца оправдали. Настоящий растратчик был найден, с Виктора Густавовича сняли все обвинения и отпустили домой. Отец и мать плакали от радости, обнимали друг друга. Владыка Мануил вспоминал, что с того самого момента укрепился в своей вере в Бога и уповании на небесную помощь.
Вскоре Вите ещё раз представится случай убедиться в Божием милосердии. В 1909 году тяжело заболел его младший брат Павел. Он лежал в больнице, в страшной горячке, и врачи ничем не могли ему помочь. Однажды вечером, закрывшись в своей комнате, Виктор стал перед иконой и произнёс: «Господи, приму монашество, если воздвигнешь от смертного одра моего брата Павла!» Утром семья поспешила в больницу, ожидая самого страшного исхода. Но медицинская сестра, встретившая их на пороге палаты, радостно сообщила, что горячка у Павла прошла, температура нормальная, он выпил три стакана молока и просится на прогулку. Виктор понял: свершилось чудо. И его душа загорелась стремлением поскорее исполнить обет, данный Богу.
Решимость его окончательно созрела к 26 годам. Он выбрал небольшую обитель под Тверью — Николо-Столпенскую пустынь. И 23 апреля 1910 года, оставив родным прощальные письма, отправился туда в надежде принять монашеский пjстриг. Своему любимому брату Павлу Виктор писал: «Будь кроток и ласков с родителями, а я за тебя стану возносить горячие молитвы». Вера Ивановна, пробудившись тем утром, вспомнила, что во сне слышала голос. Он говорил: «В сыне твоём Божье благословение будет для всей семьи». Встав с постели, она нашла письмо от Виктора, полное тёплых и ласковых слов. Он каялся, что ушёл, не попрощавшись, просил материнского благословения на монашескую жизнь и обещал, что никогда не забудет родной дом. Так и случилось. Спустя два года Виктор, уже принявший пjстриг с именем Мануил, навестил свою семью. И всю жизнь поддерживал связь с родными.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица