В конце 19 века в городе Луга Петербургский губернии проживала семья чиновника Виктора Густавовича Лемешевского. Он и его супруга Вера Ивановна, хоть и не обладали большим достатком, однако считали себя людьми богатыми. Не деньгами, а Божьим благословением — Лемешевские воспитывали девятерых детей. Одному из них было суждено прославить свою семью — третий сын Лемешевских, Виктор, стал монахом, епископом Русской Православной Церкви, известным проповедником и церковным историком.
Виктор, будущий митрополит Мануил (Лемешевский), родился 1 мая 1884 года. Тихий и спокойный ребёнок, едва встав на ноги, стал проявлять самостоятельность. Он не требовал к себе постоянного внимания родителей, сам находил себе игры и занятия. Порой по несколько часов мальчика не было слышно, и обеспокоенные отец и мать отправлялись на его поиски. Чаще всего находили в курятнике, играющего с цыплятами. Витя очень любил птиц. Вместе с Верой Ивановной он ухаживал за домашними пернатыми. Специально для сына мать собирала остатки хлеба и по воскресеньям, после посещения храма вместе с семьёй, Витя кормил голубей на площади.
Родители мальчика работали. Виктор Густавович служил в финансовом департаменте, Вера Ивановна — начальницей женской гимназии. Присматривать за детьми им помогала бабушка, Софья Николаевна. Митрополит Мануил вспоминал, что между ним и бабушкой была глубокая любовь и привязанность. «Если возникало у меня какое-либо детское горе, я тут же бежал к бабушке и, уткнувшись ей в колени, рассказывал о случившемся. Бабушка гладила меня по голове, горе быстро исчезало, и я радостно возвращался к своим детским забавам», — рассказывал владыка.
Когда Вите исполнилось 4 года, в семье случилась большая неприятность — Виктора Густавовича оклеветали, обвинив в растрате казённых денег. Ни в чём не повинный, он попал под арест. Ему грозила тюрьма. Каждый день, пока шёл суд, Витя с мамой, братьями и сёстрами перед иконой Божьей Матери молился за «милого папиньку». И однажды утром услышал в прихожей его голос! Отца оправдали. Настоящий растратчик был найден, с Виктора Густавовича сняли все обвинения и отпустили домой. Отец и мать плакали от радости, обнимали друг друга. Владыка Мануил вспоминал, что с того самого момента укрепился в своей вере в Бога и уповании на небесную помощь.
Вскоре Вите ещё раз представится случай убедиться в Божием милосердии. В 1909 году тяжело заболел его младший брат Павел. Он лежал в больнице, в страшной горячке, и врачи ничем не могли ему помочь. Однажды вечером, закрывшись в своей комнате, Виктор стал перед иконой и произнёс: «Господи, приму монашество, если воздвигнешь от смертного одра моего брата Павла!» Утром семья поспешила в больницу, ожидая самого страшного исхода. Но медицинская сестра, встретившая их на пороге палаты, радостно сообщила, что горячка у Павла прошла, температура нормальная, он выпил три стакана молока и просится на прогулку. Виктор понял: свершилось чудо. И его душа загорелась стремлением поскорее исполнить обет, данный Богу.
Решимость его окончательно созрела к 26 годам. Он выбрал небольшую обитель под Тверью — Николо-Столпенскую пустынь. И 23 апреля 1910 года, оставив родным прощальные письма, отправился туда в надежде принять монашеский пjстриг. Своему любимому брату Павлу Виктор писал: «Будь кроток и ласков с родителями, а я за тебя стану возносить горячие молитвы». Вера Ивановна, пробудившись тем утром, вспомнила, что во сне слышала голос. Он говорил: «В сыне твоём Божье благословение будет для всей семьи». Встав с постели, она нашла письмо от Виктора, полное тёплых и ласковых слов. Он каялся, что ушёл, не попрощавшись, просил материнского благословения на монашескую жизнь и обещал, что никогда не забудет родной дом. Так и случилось. Спустя два года Виктор, уже принявший пjстриг с именем Мануил, навестил свою семью. И всю жизнь поддерживал связь с родными.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.