
Митрополит Литовский и Виленский Иосиф родился в малороссийском селе Павловск Киевской губернии, в семье Иосифа Тимофеевича и Фёклы Семёновны Семашко. Будущий архиерей появился на свет в 1798 году, в самый день Рождества Христова. Над селом плыл колокольный звон. Иосиф Тимофеевич счёл это знаком Божьего промысла. «Быть может, чаду нашему суждено нести людям свет Христов», — сказал он супруге.
Семашко жили небогато. Отец и мать работали не покладая рук, чтобы прокормить семью, в которой, кроме старшего Иосифа, было ещё несколько детей. «Они для нас тянулись из последнего. Да будет им вечная от нас благодарность», — вспоминал митрополит. В наследство родителям Иосифа достался небольшой кусок земли. Глава семейства выращивал хлеб. Сын стал его самым верным помощником. Вместе с отцом они пахали, сеяли, жали. Митрополит впоследствии говорил, что работа на земле на всю жизнь укрепила его здоровье.
Матушку свою владыка Иосиф называл женщиной ангельской доброты. Отец же остался в его памяти человеком строгим — однако, в хорошем смысле этого слова. Иосиф Тимофеевич тщательно следил, чтобы дети росли в благочестии, уважали старших, помогали друг другу. С Иосифа, как со старшего сына, спрос был особым. Впрочем, волю гневу отец никогда не давал. И он сам, и мать, воспитывали собственным примером. «Благочестие, честность, благонравие всегда представлялись в родителях глазам нашим», — вспоминал митрополит.
Семья была очень дружной. Длинными зимними вечерами все собирались вокруг Иосифа Тимофеевича. Он был большим мастером рассказывать сказки. Так порой засиживались они далеко за полночь. Другим их любимым занятием было музицирование. Глава семьи играл на скрипке, а Иосиф пел. Особенно любил он старинную казацкую песню о сыне, который просит мать отпустить его из дома в дальние края. Слушая Иосифа, Фёкла Семёновна с грустью думала о том, что совсем скоро и правда, придёт время провожать его в дорогу. Мальчику предстояло получить образование. Кое-чему он уже успел научиться дома, под руководством отца и дьячка местной Павловской церкви. С большим рвением Иосиф перечитал всю небольшую отцовскую библиотеку, в которой нашлись увлекательные книги по истории, а главное — Библия. В десятилетнем возрасте Иосиф трижды от корки до корки перечитал Священное Писание!
Отец и мать Иосифа были греко-католиками. Но сына с радостью отпускали в православный храм, который находился неподалёку от их дома. Он не только посещал Богослужения, но и пел на клиросе. Когда мальчик возвращался из церкви, отец с интересом расспрашивал его о том, какое Евангелие и Апостол читались. Часто он просил Иосифа спеть дома что-нибудь из православной церковной службы. Особенно нравилось Иосифу Тимофеевичу, как сын поёт 33-й псалом: «Благословлю Господа на всякое время...»
В 1810 году Иосифу исполнилось 12 лет, и он впервые покинул дорогой сердцу родительский дом. Отец отвёз его учиться в гимназию малороссийского города Немирова, расположенного в Винницкой губернии. Иосиф уезжал с мыслью о том, что хочет получить духовное образование и, может быть, даже стать монахом. Свои стремления он не стал скрывать от родителей. А они благословили сына. Спустя несколько лет Иосиф окончил гимназию, а затем — Виленскую духовную семинарию. В 1829 году он принял монашеский постриг.
С родителями митрополит поддерживал тесные отношения до самой их кончины. В 1850 году он приехал домой, чтобы отпраздновать золотую свадьбу отца и матери. Владыка Иосиф говорил: «Если бы от нас зависело избирать родителей, то я и ныне избрал бы тех же, которых Бог послал мне благим своим Промыслом».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер