
Фото: Piqsels
Однажды, ещё до того, как стала певчей, я обратила внимание на одно особенное песнопение. Оно состоит из нескольких частей и напоминает диалог между священником и церковным хором. Его поют на протяжении центральной, самой важной части литургии, которая называется Евхаристический канон. В этой части службы хлеб и вино, заранее приготовленные в алтаре, претворяются в Тело и Кровь Христа. Песнопение называется «Милость мира».
Давайте попробуем в нём разобраться, а потом и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Начинается оно словами диакона или священника: «Встанем с добром, со страхом Божиим, чтобы в мирном расположении духа принести Богу святое возношение, жертву». На церковнославянском языке возглас священнослужителя звучит так: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити».
Хор поёт в ответ священнику: «Будем приносить хваление за данную нам милость небесного мира». На церковнославянском языке эта фраза звучит так: «Милость мира жертву хваления...»
Священник обращается лицом к молящимся, осеняет их крестным знамением и произносит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (то есть любовь) Бога Отца и Причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Хор отвечает на это: «И со духом твоим». Слово «твоим» в этой строчке относится к самому священнику, совершающему службу. «Горе имеим сердца», — возглашает священник, что означает «Ввысь, к Господу, устремим сердца». Хор от лица всех молящихся отвечает на возглас: «Имамы ко Господу» — то есть «Да, имеем сердца, вознесённые ввысь, к Господу».
Давайте послушаем первый фрагмент песнопения.
После этого священник обращается к Богу словами тайной, то есть мысленной, молитвы, прославляя благодеяния Божии, страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие. Время от времени он прерывает тайную молитву громкими возгласами. А хор в это время медленно и протяжно поёт: «Достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной... Свят Господь Воинств Небесных. Небо и земля полны Твоей славы... Господи, спаси же нас! Благословен идущий во имя Господне». На церковнославянском языке эта часть песнопения звучит так: «Достойно и праведно есть, покланятися Отцу, и Сыну, и Святому духу, Троице Единосущней и Нераздельней... Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея... Осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних».
Предлагаю послушать вторую часть песнопения.
Во время Евхаристического канона можно услышать, как двенадцать раз ударяет колокол — в знак того, что двенадцать апостолов были со Христом на его последней трапезе, которую называют Тайная Вечеря. На этой трапезе и было установлено Таинство Евхаристии.
Давайте послушаем песнопение «Милость мира» полностью, с участием хора сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
23 мая. О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом

В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее».
О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом, — священник Павел Гумеров.
Слова, которые говорит Господь: «Нет больше любви той, кто душу свою положит за друзей своих», — эти слова обычно относят к воинам, которые защищают Отечество и людей.
Но дело в том, что эти слова сказаны Христом о Себе Самом, что это Он полагает душу Свою за друзей Своих. И Отец Небесный, по слову Иоанна Златоуста, любит Своего сына, потому что Он отдаёт жизнь Свою добровольно, неподневольно, как говорит Иоанн Златоуст, чтобы опять принять её.
Здесь как раз сказано о воскресении, о том, что Господь не только отдаёт жизнь, но и волен воскреснуть, то есть принять Свою жизнь обратно.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О подвиге Мученика Исихия Антиохийского

Сегодня 23 мая. День памяти Мученика Исихия Антиохийского, пострадавшего за Христа в 311 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
В 303 году римский император Максимиан Галерий издал указ, по которому всякий военный, не желавший принести жертву идолам, извергался из воинского чина и лишался права носить военную форму.
Исихий был паладином, то есть высоким воинским сановником в Антиохии. Будучи убеждённым христианином, он немедленно сам подал в отставку. Однако его общественное положение было слишком высоким, чтобы язычники могли просто позволить ему уйти. Исихию было лично предложено совершить идольское жертвоприношение. Святой отказался и был утоплен в реке Арон с мельничным жерновом на шее.
В житии святого мученика отчетливо поднимается вопрос о чести в христианском понимании. С точки зрения языческих римских властей, воинов-христиан, которые не пожелали отречься и вернуться в язычество, обрекали на бесчестье, символом чего были рабские одежды. Но Христос, и об этом свидетельствуют новейшие исследования, был весьма любим в римской армии даже среди язычников.
Удивительно, что воины, профессионалы и бесстрашные знатоки ратного дела, предпочитали множеству полководцев и возможных героев идеал великого страдальца. К тому времени в рядах римских солдат рождалось убеждение, что страдание без вины делает общниками истины и приобщает к подлинной неприходящей славе.
Мученическое страдание святого Исихия и иных многих стало предвестником великой пророческой перемены, которая по таинственному определению Бога вскоре привела к христианизации всей Римской империи.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О примере подвига Апостола Симона Зилота

Сегодня 23 мая. День памяти Апостола Симона Зилота.
О примере подвига Апостола для современных христиан — священник Стахий Колотвин.
Христос объединяет очень разных людей, которые не похожи между собой, которые могут быть друг с другом не согласны, которые даже в чём-то будут спорить и, увы, враждовать между собой. И тем не менее, всех объединяет Христова любовь.
Мы смотрим, как же сейчас в Церкви есть кто-то более консервативный, кто-то более либерально настроенный, есть человек более просвещённый, а есть человек, который не просвещённый, но зато глубоко молитвенный, и так далее. Все люди разные. Если каждый будет выпячивать свои достоинства и стараться обойти молчанием свои недостатки, то приблизиться к Царству Небесному будет тяжело.
Мы видим — апостол Симон Зелот. Зелоты были не согласны с тем, что римляне захватили власть в Иудее. Они были злы на саддукеев, на книжников, которые соглашались с этой оккупацией. Они готовили военное вторжение, поэтому казалось, уж как раз зелоты миролюбивую проповедь Христа ни во что не должны были поставить.
Но мы видим, что зелот иудейского народа Симон, когда увидел Христа, стал зелотом, стал приверженцем самого Христа. И человек, который так любил свою родину малую, в итоге ушёл проповедовать среди далеких языческих народов, дошёл до Кавказа, и на территории Абхазии — пещера, где он подвизался и где он принял свою мученическую смерть. Ново-Афонский Симона Зелота Кананита монастырь.
И при этом видим, что Господь его приверженность успел вознаградить еще в самом начале пути, потому что, по преданию церкви, Господь на браке Кане Галилейском был на свадьбе как раз апостола Симона.
Все выпуски программы Актуальная тема