
Фото: Piqsels
Однажды, ещё до того, как стала певчей, я обратила внимание на одно особенное песнопение. Оно состоит из нескольких частей и напоминает диалог между священником и церковным хором. Его поют на протяжении центральной, самой важной части литургии, которая называется Евхаристический канон. В этой части службы хлеб и вино, заранее приготовленные в алтаре, претворяются в Тело и Кровь Христа. Песнопение называется «Милость мира».
Давайте попробуем в нём разобраться, а потом и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Начинается оно словами диакона или священника: «Встанем с добром, со страхом Божиим, чтобы в мирном расположении духа принести Богу святое возношение, жертву». На церковнославянском языке возглас священнослужителя звучит так: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити».
Хор поёт в ответ священнику: «Будем приносить хваление за данную нам милость небесного мира». На церковнославянском языке эта фраза звучит так: «Милость мира жертву хваления...»
Священник обращается лицом к молящимся, осеняет их крестным знамением и произносит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (то есть любовь) Бога Отца и Причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Хор отвечает на это: «И со духом твоим». Слово «твоим» в этой строчке относится к самому священнику, совершающему службу. «Горе имеим сердца», — возглашает священник, что означает «Ввысь, к Господу, устремим сердца». Хор от лица всех молящихся отвечает на возглас: «Имамы ко Господу» — то есть «Да, имеем сердца, вознесённые ввысь, к Господу».
Давайте послушаем первый фрагмент песнопения.
После этого священник обращается к Богу словами тайной, то есть мысленной, молитвы, прославляя благодеяния Божии, страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие. Время от времени он прерывает тайную молитву громкими возгласами. А хор в это время медленно и протяжно поёт: «Достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной... Свят Господь Воинств Небесных. Небо и земля полны Твоей славы... Господи, спаси же нас! Благословен идущий во имя Господне». На церковнославянском языке эта часть песнопения звучит так: «Достойно и праведно есть, покланятися Отцу, и Сыну, и Святому духу, Троице Единосущней и Нераздельней... Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея... Осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних».
Предлагаю послушать вторую часть песнопения.
Во время Евхаристического канона можно услышать, как двенадцать раз ударяет колокол — в знак того, что двенадцать апостолов были со Христом на его последней трапезе, которую называют Тайная Вечеря. На этой трапезе и было установлено Таинство Евхаристии.
Давайте послушаем песнопение «Милость мира» полностью, с участием хора сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Псалом 106. На струнах Псалтири
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,
3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.
4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города;
5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.
6 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,
7 и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.
8 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
9 ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.
10 Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом;
11 ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.
12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.
13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
14 вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.
15 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.
17 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
20 послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.
21 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
22 Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!
23 Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,
24 видят дела Господа и чудеса Его в пучине:
25 Он речет, и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:
26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;
27 они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.
28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.
29 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.
30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.
31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!
33 Он превращает реки в пустыню и источники вод - в сушу,
34 землю плодородную - в солончатую, за нечестие живущих на ней.
35 Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую - в источники вод;
36 и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;
37 засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.
38 Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.
39 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби,-
40 Он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.
41 Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.
42 Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.
43 Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема