Сегодня мы с радостью представляем нового автора рубрики "Частное мнение" Игоря Петровского, пресс-секретаря Главы Донской митрополии, преподавателя факультета журналистики Южного Федерального Университета, докторанта университета г. Фрибурга (Швейцария).
Как-то в беседе с одним моим другом мы заговорили о подаянии и нищих. Друг был не бедного десятка, да к тому же с большим сердцем. Он подавал всем, кто просил, и полагал, что Бог сам знает, на что пошли эти средства. О мошенниках среди нищих он говорил примерно так: мера ответственности того, кто подает милостыню, заканчивается после того, как милостыня подана. Далее – всё на совести просящего. В общем-то позиция благородная и понятная. Тем более, что есть четкие указания в Евангелии от Луки: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад». И полагаю, что на этом, в большинстве случаев, все дискуссии бы закончились. Однако в одном из самых древних христианских письменных памятников - «Учении двенадцати апостолов» - есть, уже ставшие знаменитыми, строчки, посвященные данной теме: «Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, пока не будешь знать, кому даёшь». Этот текст лег в основу целой традиции так называемого разумного подаяния, которое предполагает, что подавать человеку бездумно не следует, так как эти средства он может употребить на злые дела или на развитие таких пороков как лень, тунеядство, попрошайничество, пьянство и так далее.
Таким образом мы имеем две аргументированные и основанные на священных текстах традиции. Одна полагает – подавать надо всем и всегда, так сказать, не взирая на лица. Другая требует тщательного исследования, кому и на что ты подаешь.
Тема эта не праздная. Тем более в наше время. Количество людей, просящих денег на светофорах, в переходах или у храмов возрастает с каждым месяцем. И истории у них - одна другой краше. Недавно, целая группа, просящая милостыню, которую я наблюдаю уже более года в одном и том же месте, обзавелась какими-то гербовыми бумагами, и вся как один стала украинскими беженцами. Очевидно, что в ряде случаев, нас просто откровенно обманывают, играя на самых благородных чувствах.
И вот как к этому относиться? Как относиться к протянутой руке человека, когда он мог бы приложить эту протянутую руку к труду? Как быть с человеком, который делает из своей нужды промысел? Щекотливый вопрос. И в истории Церкви величайшие отцы давали прямо противоположные ответы. Например святитель Иоанн Златоуст утверждал, что «если мы станем исследовать образ жизни нуждающихся, то не окажем милостыни ни одному человеку». А вот святитель Василий Великий, напротив, давал весьма нелестные оценки тем, кто на нашем милосердии делает легкие деньги. Он говорил, что тот, кто подает действительно бедному, тот подает Господу... а кто дает денег всякому проходимцу, тот бросает псу, который пробуждает в нас одно лишь желание поскорее отвязаться. Опять-таки, святитель Иоанн Милостивый говорил, что если мы действительно рабы Христовы, то должны подавать так, как Христос -не взирая на лица и не расспрашивая о жизни. А в тоже время, в библейской книге мы читаем: «давай благочестивому, и не помогай грешнику».
Конечно, вопрос о милостыне - это не дуэль цитат. В духовной жизни человека нередко возникает два взаимо-противоположных решения, каждое из которых правильное и за каждым стоят авторитеты. В таком случае, Церковь предлагает каждому самостоятельно решать, исходя из своего внутреннего устройства, голоса совести и разума. В этом наверное красота и глубина православия, которому чужда позиция фарисейства, дающего однозначные ответы на все вопросы.
Для нас же главный принцип милосердия всегда должен совпадать с главной заповедью клятвы Гиппократа – не навреди. Ведь умение правильно помочь – это еще одна степень нашего благоразумия. Т.е. нашего умения быть одновременно и благим, и разумным.
Собор Иоанна Предтечи (Керчь)
 
                                    
Многие туристы, приезжая в Керчь, первым делом спешат увидеть одну из главных её достопримечательностей — Большую Митридатскую лестницу. Поднявшись, они с высоты смотрят на самый древний город России. Керчи, по мнению историков, не менее двух с половиной тысяч лет! Когда-то на месте современного города находился античный греческий полис Пантикапей — столица Боспорского царства. На одном из склонов горы Митридат можно увидеть открытые археологами остатки его былого величия — руины домов, хозяйственных строений и языческих храмов. Но есть в Керчи ещё одна очень древняя достопримечательность, которая не просто прекрасно сохранилась до наших дней, но и продолжает выполнять своё изначальное предназначение. Это керченский Кафедральный собор пророка Иоанна Предтечи. С горы Митридат, кстати, храм замечательно видно — он стоит почти на самом берегу, прямо за ним простираются воды Керченского пролива и виднеется в морской дымке Крымский мост.
По мнению историков и археологов, Предтеченский храм появился здесь в начале 8-го столетия от Рождества Христова, когда Керчь ещё была частью Византийской империи. Керченский Собор Иоанна Предтечи представляет собой яркий образец византийской храмовой архитектуры — характерная кладка из чередующихся в определённом порядке рядов белых и красных камней и плоский полусферический черепичный купол. Имена строителей до нас не дошли, а вот автором внутренней росписи некоторые специалисты считают самого Феофана Грека. В частности, этого мнения придерживался искусствовед Игорь Грабарь. Это значит, что фрески храм приобрёл не сразу, а только в 14-м столетии. Именно в это время жил прославленный иконописец. Фрагменты фресок, очень небольшие, сохранились до сегодняшнего дня. Входишь в храм и спускаешься в прохладе и полумраке вниз по ступенькам — за века культурный слой увеличился и пол собора оказался на несколько метров ниже уровня земли. Оглядываешься по сторонам и вот — то тут, то там, на стенах и сводах проступают фигуры, а кое-где и лики. Алтарную часть обрамляют древние колонны. Увы, в советские годы этот древнейший храм, как и многие другие, оказался закрыт. Вокруг него развернулся рыбный рынок. Только в конце 40-х годов ХХ века собор признали памятником древней архитектуры, а в 60-х капитально отреставрировали, придав аутентичный облик. И вот он перед нами — свидетель византийского правления, хазарского царствования и османского владычества. Богослужения в соборе возобновились в начале 1990-х и сегодня в нём можно помолиться.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Нижний Новгород. Храм Собора Пресвятой Богородицы

Фото: Pavel Neznanov / Unsplash
Рождественская улица — одна из самых красивых в Нижнем Новгороде. Она ведёт от Благовещенского монастыря к Нижегородскому кремлю вдоль Нижне-Волжской набережной. В середине этого пути стоит старинная церковь Собора Пресвятой Богородицы. Её построил в начале восемнадцатого века купец Григорий Строганов. По фамилии мецената в народе храм получил название Строгановский. Здание великолепное! Белокаменная резьба щедро покрывает стены снаружи и внутри. Можно часами рассматривать виноградные грозди, цветы, ракушки, переплетённые узорными завитками. Пятиглавие храма украшено по подобию московского храма Василия Блаженного на Красной площади, разноцветные купола увенчаны ажурными коваными крестами. Примечательна также колокольня Строгановской церкви. Здесь ещё в восемнадцатом веке были установлены часы-куранты. К ним приложил руку сам Иван Кулибин — известный механик-изобретатель, прозванный «нижегородским Архимедом». После революции 1917 года часы были демонтированы. Храм безбожники постановили снести. Однако настоятель, отец Сергий Вейсов, убедил чиновников в исторической значимости здания, и под старинными сводами разместили музей. А в 1993 году в храме Собора Пресвятой Богородицы вновь зазвучала молитва. На богослужения в Строгановскую церковь приезжают верующие со всех концов Нижнего Новгорода.
Радио ВЕРА в Нижнем Новгороде можно слушать на частоте 89,2 FM
Макеевка (Донецкая Народная Республика). Собор Георгия Победоносца
 
                                    
3 июня 1991 года совет ветеранов Макеевки Донецкой области принял важное для города решение. Участники Великой Отечественной войны постановили построить храм-памятник, посвящённый Победе над фашизмом. Спустя два года православным выделили место на улице Московской, и в основание церкви был заложен первый камень. В полную мощь строительство развернулось в 1994-ом. В возведении храма принимали участие угольные и металлургические предприятия, городские власти и простые горожане. В 2002 году собор был достроен и освящён во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Здание получилось просторным и светлым. Центральный купол вознёсся над землей на пятьдесят метров. Мраморный иконостас для собора изготовили на Урале. Внутреннее пространство храма расписала группа иконописцев из Москвы, а над украшением фасада трудились специалисты по церковной мозаике из Симферополя. Территория вокруг Свято-Георгиевского храма в Макеевке получила название Соборная площадь.
Радио ВЕРА в Донецке и Макеевке можно слушать на частоте 102,6 FM



 
 




