О позабытом поэте пушкинской эпохи Михаиле Михайловиче Вышеславцеве я узнал из объёмистой антологии «Молитвы русских поэтов», — составленной в наши дни литературоведом и критиком Виктором Калугиным.
О Вышеславцеве известно немногое. Дворянин, он долго служил в лейб-гвардии Конном полку, параллельно упражняясь в переводческой работе с французского и немецкого языков. После отставки, около тридцати лет отроду, — стал преподавать эти же языки в Троицкой семинарии, где и сам начал учиться, готовясь, очевидно, к будущему принятию духовного сана (чего не произошло).
...На рубеже веков, когда Александр Пушкин только-только появился на свет, из печати вышло несколько классических переводов, сделанных Вышеславцевым, — из которых особой популярностью пользовалась так называемая «Минвана, отрывок из поэмы Оссиановой» (Оссиан — великий кельтский бард 3-го века).
...В это же самое время Михаил Михайлович Вышеславцев пишет — и помногу — духовную лирику. Перелагает псалмы, складывает стихиры и оды.
Давайте прочитаем его торжественное стихотворение «Противности сердца человеческого:
Какой во мне внутрь спор ужасной!
Двух человеков зрю в себе, —
Один — к добру любовью страстной,
Влечет меня, Творец! к Тебе.
Другой — зло любит, зло творит;
Твоих законов не хранит.
Один — дух чистый — устремляет
Все чувства, мысли к небесам,
В ничто земное всё вменяет,
Свое блаженство ищет там! —
Другой же — к суетам манит;
Грехами душу тяготит.
Увы! в войне с самим собою,
Творец! где мир могу найти?
Хочу быть правым пред Тобою,
Хочу путем Твоим идти —
Но зрю противника в себе,
Противен делаюсь Тебе.
И так в добре оскудеваю! —
Люблю добро — но не творю —
Гнушаюсь зла — но содеваю;
И во грехах к добру горю, —
О! кто меня противу бед
От самого себя спасет?
Святая Благодать, духовна!
Меня со мною согласи —
Избавь от бремени греховна,
Мой дух от слабостей спаси —
Да будет усмирен Тобой
Мой лютый враг, противник злой!
Михаил Вышеславцев, около 1800-го года
В пушкинские времена религиозные стихи Михаила Михайловича входили в разные антологии русской поэзии, в том числе составленные Василием Жуковским.
Не могу не сказать также, что и сам Вышеславцев на рубеже веков составил уникальный двухтомник «Приношение религии», куда вошли духовные стихи русских поэтов 18-го века — от Ломоносова и Державина до Ивана Дмитриева и Василия Пушкина. Вот бы переиздать когда-нибудь!
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема