Любовь - это подарок Всевышнего и счастливы те, кто его удостоился. Родители актрисы Софико Чиаурели были в числе счастливчиков. Их отношения стали легендой Грузии. Поэтому никто не удивлялся, что в такой семье родилась такая дочь.
Верико Анджапаридзе происходила из старинного дворянского рода. Когда она родилась, глядя на малышку, известный грузинский поэт Акакий Церетели сказал: «Эта девочка прославит свою родину». И он не ошибся. Верико стала одной из величайших актрис 20-ого столетия. А фраза её героини из фильма «Покаяние»: «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?» стала афоризмом.
Михаил Чиаурели родился в простой крестьянской семье. Природа не поскупилась, наделив его разными талантами: Михаил прекрасно пел, был актёром, скульптором, строителем, аниматором и кинорежиссёром. Устоять перед его обаянием не мог никто, и сын торговца зеленью покорил сердце аристократки. Впервые они поцеловались на «Горе раздумий» - месте, где назначали свидания все влюблённые Тбилиси. Михаил пообещал Верико построить дом там, где они поцеловались. Слово своё он сдержал: возвёл двухэтажное здание, в котором и поселились супруги. Здесь родились их дети. По вечерам у этого дома Верико поджидали поклонники. Михаил и вида не подавал, что ревнует. Первая сцена ревности между супругами произошла, когда Чиаурели было уже 87 лет. И устроила её Верико. Поводом стало найденное ею письмо, написанное Михаилу одной актрисой ещё во времена немого кино.
В доме Чиаурели постоянно кипела жизнь: гостили родственники, друзья, знакомые. Денег, чтобы накормить всех не хватало, но хозяева и их гости умели пировать, даже когда на столе стояли только вода и чёрный хлеб. Софико повезло родиться в семье, где звучали шутки и смех, где к детям относились с любовью и уважением. Даже имя новорождённой дочери родители доверили выбрать ей самой. Она родилась в день Святой Елены и Верико хотела назвать девочку Еленой, а Михаил Софьей. Выбрать не могли целый месяц. Наконец отец написал эти имена на бумажках, бросил их в шапку и поднёс дочери. Она потянулась к листку с именем Софья.
Родители Софико были постоянно заняты. Михаил уезжал на съёмки, Верико пропадала в театре. Чтобы проводить с дочкой больше времени, она брала её с собой на гастроли. Однажды в одном из городов произошёл такой случай. Верико отправилась на рынок. И тут же по громкоговорителю объявили: «На наш рынок пришла великая Анджапаридзе. Тот, кто возьмет с неё хотя бы копейку, пусть пеняет на себя». Верико моментально ушла. Злоупотреблять своей славой она не хотела.
А Софико не хотела злоупотреблять славой родителей. Девушка упорно доказывала, что она не просто дочь знаменитых папы с мамой, но и сама кое-что умеет. Дольше всего пришлось добиваться признания матери. Софико была уже известной актрисой, когда мама вынесла вердикт: «Да! Сегодня я могу с гордостью сказать, что Софико гораздо большая актриса, чем я».
Верико всегда была строга к дочери, а Михаил, наоборот, относился к ней с особой нежностью. Он радовался тому, что Софико унаследовала его юмор и выросла щедрой. Когда она стала студенткой ВГИКа, на деньги, присланные папой, кормила весь свой курс. Однажды в день рождения Софико ей пришёл перевод на 30 рублей и телеграмма: «Доченька, золотая моя, это тебе на торт». На эти деньги Софико накормила вечно голодных друзей. А отцу ответила: «Папочка, дорогой, на торт получила. Пришли на хлеб».
Глава семьи хорошо зарабатывал и баловал своих женщин. После смерти мужа Верико, нуждаясь в деньгах, продала второй этаж дома. Позже Софико хотела его выкупить, но жильцы не согласились. Тогда актриса надстроила третий этаж и поселись там вместе с мужем, детьми и внуками. А на первом этаже устроила музей своих родителей и театр, названный именем мамы. До конца жизни Софико Михайловна хранила вещи отца и матери. Они напоминали о тех временах, когда все были живы и все были вместе.
«У меня ощущение, что со мной Бог», - говорила Софико и называла себя счастливым человеком. Ибо ей было суждено родиться в замечательной семье. И это Софико Чиаурели считала настоящим счастьем.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер