Священника Михаила Шика и его жену Наталию Шаховскую называли удивительной супружеской парой. Шик был известен, как замечательный проповедник. А Наталия Дмитриевна поражала всех своим бесстрашием. «Изумительный синтез веры и культуры», — так говорят о них сегодня.
1918 год стал знаменательным для Михаила Шика по двум причинам. Он — представитель богатого еврейского рода — принял православие. А после крещения женился на правнучке декабриста — княжне Наталии Шаховской. Поселилась семья в Сергиевом Посаде.
В первые годы супруги были бездетны. Наталия мечтала о ребёнке, но врачи давали неутешительные прогнозы. По счастью, они не оправдались. И на свет появился сын Сергей. Медики предупредили молодую мать, что ей больше нельзя иметь детей, она может умереть. Но Наталия решила: «жизнь за жизнь — это не так уж дорого» и забыла про запреты.
После Сергея в семье родилась Маша. Наталия занималась воспитанием детей. А Михаил посвятил себя служению церкви. Митрополит Пётр рукоположил его в сан диакона. Наталия ждала третьего ребёнка, когда мужа неожиданно арестовали и сослали в Среднюю Азию. Дочь Лиза родилась без него. Для Наталии это было трудное время. С грудной Лизой она ездила в Москву и проводила экскурсии в музее. Домой возвращалась поздно вечером. А утром всё начиналось сначала. Но Шаховская не падала духом. Писала мужу в ссылку: «Дай Тебе Бог терпения. А я сквозь тоску о тебе часто чувствую себя счастливой, и знаю, что впереди радость свидания».
В письмах супруги так подробно рассказывали друг другу обо всём, что с ними происходило, что когда Наталия приехала навестить мужа, им показалось: разлуки не было. В ссылке Михаил принял сан священника. И вернувшись в Сергиев Посад начал служить в Воскресенско-Петропавловской церкви. А в семье вскоре появился ещё один сын.
Антирелигиозная пропаганда пропитывала страну всё сильней. Отцу Михаилу пришлось уехать из Посада. Шики оказались в Малоярославце, в буквальном смысле слова на улице. Найти жильё семье из семи человек — Наталия Дмитриевна уже родила пятого ребёнка — было невозможно. Им предложили купить дом всего за три тысячи рублей. Но не было денег. И тут произошло чудо. К отцу Михаилу явился знакомый, который принёс давным-давно забытый долг. Ровно три тысячи. На них и купили дом. В нём тайком от властей отец Михаил проводил богослужения. А на жизнь зарабатывал переводами с английского. Наталия Дмитриевна писала детские рассказы. Супруги даже выпустили совместную книгу об учёном Фарадее. На гонорар семья отправилась в путешествие по Москве-реке. Это был подарок детям.
Их воспитывали совсем не так, как советских ребятишек. Например, в Малоярославце семья перестала ходить в кино. Не потому, что родители были против кинематографа. Но кинотеатр находился в здании бывшего храма. И отец Михаил не хотел, чтобы дети участвовала в его осквернении. Даже газету «Пионерская правда» Шики не выписывали. Ведь в семье не было пионеров. Отец Михаил сам читал вслух по вечерам. Собравшись за круглым столом, дети слушали «Слово Божие», Пушкина и Толстого.
Отца Михаила снова арестовали в феврале 1937 года. Пришли днём, устроили обыск, нашли облачение, иконы, церковные книги. Уходя из дома навсегда, отец благословил детей и жену. С ней ему было суждено встретиться на другой день. Она ехала в Москву хлопотать о муже. В тот же вагон ввели отца Михаила. Всю дорогу они переговаривались взглядами, она что-то написала на стекле, муж ответил крестом — последним благословением.
Наталия Дмитриевна ждала мужа до 1942 года. Она умерла от туберкулёза, так и не узнав о расстреле супруга. Напоследок написала ему письмо: «Дорогой мой, бесценный друг. Всё ещё маячит надежда, что ты вернёшься, но мы уже не увидимся. Не надо об этом жалеть. Встретившись, расставаться было бы ещё труднее, а мне пора...». Тот, кому адресовалось эти строки уже пять лет лежал в общей могиле на Бутовском полигоне под Москвой.
Священник Михаил Шик и Наталия Шаховская сознательно шли по дороге веры. Они знали, что их ждёт трагический путь. Но вступив на него, были счастливы. Потому что сохранили и веру, и культуру, и любовь друг к другу.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»