Художник Михаил Нестеров говорил, что в жизни его вдохновляли две любви: к женщине и к профессии. И был уверен: если бы не жена, как живописец он бы не состоялся. Потому, наверное, творчество Нестерова так тесно связано с его семьёй – супругой Марией и дочерью Ольгой.
Жизнь Михаила началась с чуда. В младенчестве он тяжело заболел. Лучшие врачи Уфы не могли вылечить мальчика. Его отец помчался в церковь, когда ему показалось, что сын вот-вот умрёт. С малышом осталась мать. Она положила ему на грудь иконку с образом святителя Тихона Задонского. Тут-то и случилось чудо: через несколько минут сын уже нормально дышал. А на следующий день пошёл на поправку.
Подросшего Михаила отправили учиться в московское реальное училище. Но мальчик прогуливал занятия. Отец был уверен: его наследник – классический неудачник. Но тут опять случилось чудо. Учителя рисования поразили работы Михаила. И вскоре подросток поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Вот здесь Мише очень нравилось. Правда, за семь лет занятий не получил ни единой медали, не выиграл ни одного конкурса. Миша перестал верить в себя и затосковал. В таком невесёлом настроении он приехал в Уфу на каникулы. И здесь случилось ещё одно чудо. В городском парке Михаил встретил двух девушек и влюбился в одну из них. Ему показалось, что он знает её давным-давно, таким родным было лицо незнакомки. Нестеров два часа бродил за подругами, пока они не ушли из парка. А юноша остался один с ощущением, что к нему пришла истинная любовь. Через несколько дней он снова встретил эту девушку. Она шла по улице, он двинулся следом. Она догадалась, что её провожают, и стала наблюдать за Михаилом сквозь дырочку в зонтике. Потом в память об этом дне Нестеров сделал рисунок, где изобразил себя и застенчивую барышню с зонтом. Это была одна из лучших работ художника.
Девушку звали Марией Мартыновской. Общие знакомые в один голос твердили, что она мила, добра, готова всё и всем раздать. Михаил и Маша стали встречаться. А спустя год они уже были женихом и невестой. Любовь изменила Михаила. Педагоги не узнавали его: он стал лучшим учеником. Получал награды, выигрывал конкурсы. Но переутомившись, заболел. Маша тут же примчалась в Москву и выходила жениха. Вскоре они обвенчались.
Нестеров стремился сам прокормить семью: он отказался от денег отца и работал круглыми сутками. Расписывал квартиры богатых людей, иллюстрировал книги. А Маша занималась хозяйством и ждала ребёнка. Она часто подходила к мужу, смотрела, как он работает и шутила: «Ты не мой, Мишечка, ты картинкин». Глядя на жену, которая ходила, бережно придерживая руками живот, Михаил светился от счастья.
У Нестеровых родилась девочка, Ольга. День рождения дочери Михаил называл самым счастливым в своей жизни. И самым чёрным днём – следующий. От родильной горячки умерла Маша. Нестеров помнил, что от полного отчаяния его спас только плач ребёнка. Девочка будто напоминала отцу, что её нужно кормить и воспитывать. Михаил поехал с дочкой в Уфу, к своим родителям. На семейном совете было решено что Ольга пока поживёт с бабушкой и дедушкой. А сам Нестеров вернулся в Москву. Работать.
Михаил никак не мог и не хотел забывать жену. Часто рисовал её, написал свою знаменитую «Христову невесту» с лицом Маши, молился о ней и много лет мучился от того, что не успел сказать ей и сотой доли того, что хотел.
Спустя четыре года Нестерова пригласили в Киев расписывать Владимирский собор. Михаил поехал туда вместе с дочерью, забрав Ольгу у родителей. Ей пора было учиться. Нестеров выбрал для Оли лучшее учебное заведение - институт благородных девиц. Девочка радовала отца успехами, на её платье то и дело мелькали голубые и розовые банты. Их воспитанницам выдавали в награду за отличные отметки. Вот только Олю подводило здоровье. В 12 лет она чуть не умерла от скарлатины. Полгода была между жизнью и смертью. Нестеров жил в постоянном страхе. «В моей девочке у меня оставалась последняя надежда на счастье, последнее воспоминание о Маше», - писал художник. И снова случилось чудо. Болезнь отступила. Но страх потерять дочь остался. И Нестеров стал писать Олю, создавая свои лучшие работы. В них он вложил всю любовь, всю нежность, все свои надежды на счастливое будущее дочери. Увы, чудес больше не было. Ольга вышла замуж за учёного Владимира Шрётера. В 1938 году его расстреляли, а её сослали в лагерь, откуда она вернулась на костылях. Ольга стала художницей. И так вышивала шёлком, что её работы не могли отличить от акварели.
Сам Нестеров до конца своих дней не выпускал из рук кисти и палитры. Он снова женился, был счастлив в браке, но никогда не мог забыть свою Машу. Того, что именно она принесла творческое вдохновение. И что только благодаря ей, он почувствовал, как прекрасен мир, когда на него смотрят с любовью.
Праздник «Младенцы» или как сербы празднуют память 40 севастийских мучеников
22 марта по новому стилю празднуется память 40 севастийских мучеников, которые пострадали за христианскую веру от рук римских язычников в начале четвертого века. Наши предки этот день почитали не только как церковное торжество, но еще и как дату начала весны.
Символом дня севастийских мучеников до сих пор являются особые булочки — «жаворонки». Они служат символом наступающей весны, а также напоминают о подвиге христианской святости. Душа святого похожа на жаворонка, она устремляется к Небу, а потом смиренно склоняется перед величием Бога — как жаворонок, который имеет обычай, резко взлетев, тут же устремиться к земле.
Память сорока севастийских мучеников отмечают и православные сербы. День 22 марта они называют особым образом — «Младенцы». У этого названия тройной смысл. Первый состоит в следующем. У сербов есть предание, что севастийские мученики были очень молоды — младшему из них было 16, а старшему только-только исполнилось 22 года. Молоды, потому и «младенцы».
Второе значение названия «Младенцы» связано с сербской народной традицией. 22 марта в Сербии принято ходить в гости к семейным парам, которые недавно вступили в брак. «Младенцы» по-сербски — это еще и «молодожены». В день памяти севастийских мучеников сербские новобрачные, с венчания которых прошло не более года, приглашают к себе друзей и родственников, чтобы показать — как они обустроили свой быт, смогли организовать семейную жизнь. 22 марта, чаще всего, приходится на Великий пост, поэтому молодой хозяйке приходится проявить кулинарное искусство и накормить гостей постно, но вкусно.
Непременно на столе присутствуют особые булочки, которые также именуют «Младенцами». Вот третий смысл названия праздника. Булочек должно быть непременно сорок — по числу севастийских мучеников. Булочки-«младенцы» имеют круглую форму и являются аналогом наших кулинарных «жаворонков». В состав теста «младенцев» обязательно входят измельченный грецкий орех, тертая лимонная или апельсиновая цедра, а также корица.
Сверху уже испеченные булочки, обильно смазываются медом. Каждому гостю хозяева-молодожены вручают по булочке, а тот в ответ желает им сладкой, как мед, совместной жизни. Кстати, в сербских селах до сих пор 22 марта считается лучшим днем для сватовства, когда семьи встречаются и договариваются о предстоящей свадьбе, которую можно сыграть, например, в первое воскресенье после Пасхи.
Все выпуски программы Вселенная православия
Святой с головой пса или праздник святого Христофора на острове Раб (Хорватия)
В российских храмах, построенных и расписанных до XVIII века, можно найти необычное иконное изображение святого мученика Христофора, с собачьей или лошадиной головой. Вы не ослышались. На иконе вы увидите святого с человеческой фигурой и головой животного. Тому есть историческое объяснение.
Согласно житию святого Христофора при жизни он был красивым мужчиной крепкого телосложения и очень высокого роста. Благодаря своим физическим данным Христофор успешно нес военную службу. До принятия крещения он вел разгульную жизнь, но, поверив во Христа, попросил Бога лишить его привлекательной внешности и вместо человеческой головы дать голову животного. Так в итоге и произошло. Формой головы, лицом святой стал сильно напоминать животное. Впоследствии Христофор за свою веру был казнен язычниками. Ему отсекли голову, которая затем была христианами сбережена, стала почитаться в качестве святых мощей и после различных перипетий оказалась на острове Раб — теперь это территория Хорватии.
Западные христиане вместе с главой святого Христофора сохранили и легенду о его обращении к Богу. Поверив в Спасителя, Христофор ушел с воинской службы, стал служить людям, помогая им перебраться через бурную реку. Он носил их на своих плечах. Однажды Христофор перенес через реку самого Спасителя, Который принял облик ребенка. В результате святой и стал именоваться Христофором, то есть Христоносцем.
В XIV веке для хранения главы мученика на острове Раб был построен храм в честь Вознесения Христова. Глава святого Христофора была помещена в закрытый золотой ларец без каких-либо отверстий, поэтому, к сожалению, невозможно определить, как выглядит голова святого мученика. Во всяком случае, для паломников ларец не открывается. Сохранила ли она животные черты или вновь приняла человеческий облик. Но чудеса, регулярно происходящие от мощей Христофора, не позволяют сомневаться, что это святые останки мученика.
Со времен Средневековья на острове Раб летом в честь святого Христофора проходит фестиваль-ярмарка. Начинается фестиваль с крестного хода, благодаря которому мощи святого Христофора становятся доступны для всеобщего поклонения. По окончании крестного хода ларец с главой мученика поставляется в центре местного кафедрального собора в честь Пресвятой Богородицы. Многие христиане, православные в том числе, приезжают в этот день на остров Раб для молитвы святому Христофору. Его почитают как помощника в решении трудных жизненных ситуаций.
Фестиваль святого Христофора — это еще и возможность окунуться в атмосферу средневековья. В ходе торжества можно познакомиться с различными ремеслами, самому сделать средневековую игрушку из дерева, попробовать традиционные хорватские угощения. Повсюду звучит живая инструментальная музыка, которая создает светлую праздничную атмосферу, а многочисленные песни, посвященные святому Христофору, напоминают всем гостям фестиваля о том, в честь кого устроено торжество.
Все выпуски программы Вселенная православия
Жизнь без боли — помощь подопечным Детской выездной паллиативной службы
Медицинский центр «Милосердие» находится на территории Марфо-Мариинской обители в Москве. Здесь помогают детям с особенностями в развитии. У медцентра есть своя выездная паллиативная служба, которая заботится о тяжелобольных пациентах на дому. Специалисты оказывают детям медицинскую помощь, а взрослым рассказывают, как за ними ухаживать.
Руслан — один из подопечных Детской выездной паллиативной службы. Ему 4 года, он не может говорить, сидеть без поддержки, ходить и стоять. О том, что мальчику некомфортно или наоборот хорошо, родители узнают по эмоциям на его лице. И хотя у Руслана нет возможности жить полной жизнью, ему доступны повседневные радости. Мальчик любит гулять вместе с папой и мамой. Он улыбается, когда близкие проявляют ласку — обнимают и гладят его, разговаривают с ним.
Родители с большим трепетом и заботой относятся к Руслану. Но долгое время им было сложно смириться с диагнозом и принять, что сыну гораздо важнее не реабилитация, а правильный режим дня, уход, удобные кровать и коляска. Сотрудники выездной службы помогли родным Руслана во всём разобраться. Особенною поддержку семье оказал эрготерапевт. Такой специалист объясняет взрослым, как наладить уход за тяжелобольными детьми, подобрать правильное положение тела, в котором они смогут отдыхать, есть, играть или гулять без боли и вреда для здоровья.
Сотрудники Детской выездной паллиативной службы, созданной медицинским центром «Милосердие», помогают найти подход к каждому особенному ребёнку. Если вы хотите поддержать работу проекта и повысить качество жизни тяжелобольных детей, переходите на сайт: miloserdie.ru/action/posture
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов