Художник Михаил Нестеров говорил, что в жизни его вдохновляли две любви: к женщине и к профессии. И был уверен: если бы не жена, как живописец он бы не состоялся. Потому, наверное, творчество Нестерова так тесно связано с его семьёй – супругой Марией и дочерью Ольгой.
Жизнь Михаила началась с чуда. В младенчестве он тяжело заболел. Лучшие врачи Уфы не могли вылечить мальчика. Его отец помчался в церковь, когда ему показалось, что сын вот-вот умрёт. С малышом осталась мать. Она положила ему на грудь иконку с образом святителя Тихона Задонского. Тут-то и случилось чудо: через несколько минут сын уже нормально дышал. А на следующий день пошёл на поправку.
Подросшего Михаила отправили учиться в московское реальное училище. Но мальчик прогуливал занятия. Отец был уверен: его наследник – классический неудачник. Но тут опять случилось чудо. Учителя рисования поразили работы Михаила. И вскоре подросток поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Вот здесь Мише очень нравилось. Правда, за семь лет занятий не получил ни единой медали, не выиграл ни одного конкурса. Миша перестал верить в себя и затосковал. В таком невесёлом настроении он приехал в Уфу на каникулы. И здесь случилось ещё одно чудо. В городском парке Михаил встретил двух девушек и влюбился в одну из них. Ему показалось, что он знает её давным-давно, таким родным было лицо незнакомки. Нестеров два часа бродил за подругами, пока они не ушли из парка. А юноша остался один с ощущением, что к нему пришла истинная любовь. Через несколько дней он снова встретил эту девушку. Она шла по улице, он двинулся следом. Она догадалась, что её провожают, и стала наблюдать за Михаилом сквозь дырочку в зонтике. Потом в память об этом дне Нестеров сделал рисунок, где изобразил себя и застенчивую барышню с зонтом. Это была одна из лучших работ художника.
Девушку звали Марией Мартыновской. Общие знакомые в один голос твердили, что она мила, добра, готова всё и всем раздать. Михаил и Маша стали встречаться. А спустя год они уже были женихом и невестой. Любовь изменила Михаила. Педагоги не узнавали его: он стал лучшим учеником. Получал награды, выигрывал конкурсы. Но переутомившись, заболел. Маша тут же примчалась в Москву и выходила жениха. Вскоре они обвенчались.
Нестеров стремился сам прокормить семью: он отказался от денег отца и работал круглыми сутками. Расписывал квартиры богатых людей, иллюстрировал книги. А Маша занималась хозяйством и ждала ребёнка. Она часто подходила к мужу, смотрела, как он работает и шутила: «Ты не мой, Мишечка, ты картинкин». Глядя на жену, которая ходила, бережно придерживая руками живот, Михаил светился от счастья.
У Нестеровых родилась девочка, Ольга. День рождения дочери Михаил называл самым счастливым в своей жизни. И самым чёрным днём – следующий. От родильной горячки умерла Маша. Нестеров помнил, что от полного отчаяния его спас только плач ребёнка. Девочка будто напоминала отцу, что её нужно кормить и воспитывать. Михаил поехал с дочкой в Уфу, к своим родителям. На семейном совете было решено что Ольга пока поживёт с бабушкой и дедушкой. А сам Нестеров вернулся в Москву. Работать.
Михаил никак не мог и не хотел забывать жену. Часто рисовал её, написал свою знаменитую «Христову невесту» с лицом Маши, молился о ней и много лет мучился от того, что не успел сказать ей и сотой доли того, что хотел.
Спустя четыре года Нестерова пригласили в Киев расписывать Владимирский собор. Михаил поехал туда вместе с дочерью, забрав Ольгу у родителей. Ей пора было учиться. Нестеров выбрал для Оли лучшее учебное заведение - институт благородных девиц. Девочка радовала отца успехами, на её платье то и дело мелькали голубые и розовые банты. Их воспитанницам выдавали в награду за отличные отметки. Вот только Олю подводило здоровье. В 12 лет она чуть не умерла от скарлатины. Полгода была между жизнью и смертью. Нестеров жил в постоянном страхе. «В моей девочке у меня оставалась последняя надежда на счастье, последнее воспоминание о Маше», - писал художник. И снова случилось чудо. Болезнь отступила. Но страх потерять дочь остался. И Нестеров стал писать Олю, создавая свои лучшие работы. В них он вложил всю любовь, всю нежность, все свои надежды на счастливое будущее дочери. Увы, чудес больше не было. Ольга вышла замуж за учёного Владимира Шрётера. В 1938 году его расстреляли, а её сослали в лагерь, откуда она вернулась на костылях. Ольга стала художницей. И так вышивала шёлком, что её работы не могли отличить от акварели.
Сам Нестеров до конца своих дней не выпускал из рук кисти и палитры. Он снова женился, был счастлив в браке, но никогда не мог забыть свою Машу. Того, что именно она принесла творческое вдохновение. И что только благодаря ей, он почувствовал, как прекрасен мир, когда на него смотрят с любовью.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер