— Какой знакомый взгляд! Парень на картине Михаила Иванова «Ответа жду» глядит на девушку, как мой Коля на меня смотрел, когда предложил выйти за него замуж. Я сказала, что подумаю, и он очень переживал!
— Да, сестрёнка, помню, помню. Целый месяц ты мучила Николая, прежде чем сказала «да».
— И девушка на картине так же себя ведет. Отвернулась от юноши, платок на глаза надвинула — лица почти невидно, держит во рту травинку. Словно не замечает, сколько в глазах жениха нежности, надежды и тревоги.
— Я бы не стал сравнивать ситуацию, которую представил Михаил Иванов в своей работе «Ответа жду», с твоей романтической историей. Очень уж мало общего у города конца двадцатого века и деревни начала столетия — картина написана в 1900 году. К тому же ты выходила замуж на юге России, а на полотне перед нами северяне.
— Это имеет значение?
— Конечно! Здесь, в поморском крае, всё особенное. Это даже в названии Архангельского музея изобразительных искусств, в котором мы сейчас находимся, отражено. Он именуется «Художественная культура Русского Севера».
— А Михаил Иванов был отсюда родом?
— Художник родился в поселке Мшага Новгородской губернии и хорошо знал жизнь северян. Неспроста он, обучаясь в Императорской академии художеств, написал картину «Ответа жду», богатую этнографическими подробностями.
— Действительно, эта картина — кладезь информации для этнографа. Смотри, как тщательно Иванов зарисовал одежду героев.
— Причем, в деталях, соответствующих поморским традициям того времени! На девушке тёмный сарафан с яркой красной каймой, пёстрый платок завязан узлом у подбородка. На юноше кумачовая косоворотка, поверх неё накинут балахон из грубого холста — ряднины. На голове у помора картуз, на ногах — лапти. Но всё-таки костюмы героев — не главное в картине «Ответа жду».
— А что же главное?
— То, что художник показал традиции своих земляков. Мы видим характерную сцену, когда юноша решился позвать девушку замуж.
— Андрюша, а я читала, что в русских деревнях родители решали судьбу детей, выбирали для своего чада жениха или невесту.
— Во многих регионах именно так и было. Но не у поморов. Они хранили традиции целомудрия, но при этом старшее поколение не навязывало юношам и девушкам своей воли. Юные северяне сами выбирали суженых. Молодежь собиралась на вечёрках, пели песни, водили хороводы — приглядывались друг к другу. Тут парень и мог спросить у будущей невесты, можно ли прислать к ней сватов. И если девушка давала положительный ответ, родители жениха начинали хлопоты. Барышня на картине не спешит говорить заветное «да», потому что осознаёт, какая это ответственность.
— Вот и я тянула с ответом жениху, потому что понимала — замуж нужно выходить один раз и на всю жизнь.
— Сколько вы уже с Николаем вместе?
— Двадцать пять лет счастья. И полотно Михаила Иванова «Ответа жду» напомнило, с чего оно начиналось. Такое ощущение, что и у героев картины жизнь должна сложиться благополучно, и они много лет проживут в любви и согласии.
«Картину Михаила Иванова «Ответа жду» можно увидеть в Архангельском музее изобразительных искусств «Художественная культура Русского Севера».
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.