— Какой знакомый взгляд! Парень на картине Михаила Иванова «Ответа жду» глядит на девушку, как мой Коля на меня смотрел, когда предложил выйти за него замуж. Я сказала, что подумаю, и он очень переживал!
— Да, сестрёнка, помню, помню. Целый месяц ты мучила Николая, прежде чем сказала «да».
— И девушка на картине так же себя ведет. Отвернулась от юноши, платок на глаза надвинула — лица почти невидно, держит во рту травинку. Словно не замечает, сколько в глазах жениха нежности, надежды и тревоги.
— Я бы не стал сравнивать ситуацию, которую представил Михаил Иванов в своей работе «Ответа жду», с твоей романтической историей. Очень уж мало общего у города конца двадцатого века и деревни начала столетия — картина написана в 1900 году. К тому же ты выходила замуж на юге России, а на полотне перед нами северяне.
— Это имеет значение?
— Конечно! Здесь, в поморском крае, всё особенное. Это даже в названии Архангельского музея изобразительных искусств, в котором мы сейчас находимся, отражено. Он именуется «Художественная культура Русского Севера».
— А Михаил Иванов был отсюда родом?
— Художник родился в поселке Мшага Новгородской губернии и хорошо знал жизнь северян. Неспроста он, обучаясь в Императорской академии художеств, написал картину «Ответа жду», богатую этнографическими подробностями.
— Действительно, эта картина — кладезь информации для этнографа. Смотри, как тщательно Иванов зарисовал одежду героев.
— Причем, в деталях, соответствующих поморским традициям того времени! На девушке тёмный сарафан с яркой красной каймой, пёстрый платок завязан узлом у подбородка. На юноше кумачовая косоворотка, поверх неё накинут балахон из грубого холста — ряднины. На голове у помора картуз, на ногах — лапти. Но всё-таки костюмы героев — не главное в картине «Ответа жду».
— А что же главное?
— То, что художник показал традиции своих земляков. Мы видим характерную сцену, когда юноша решился позвать девушку замуж.
— Андрюша, а я читала, что в русских деревнях родители решали судьбу детей, выбирали для своего чада жениха или невесту.
— Во многих регионах именно так и было. Но не у поморов. Они хранили традиции целомудрия, но при этом старшее поколение не навязывало юношам и девушкам своей воли. Юные северяне сами выбирали суженых. Молодежь собиралась на вечёрках, пели песни, водили хороводы — приглядывались друг к другу. Тут парень и мог спросить у будущей невесты, можно ли прислать к ней сватов. И если девушка давала положительный ответ, родители жениха начинали хлопоты. Барышня на картине не спешит говорить заветное «да», потому что осознаёт, какая это ответственность.
— Вот и я тянула с ответом жениху, потому что понимала — замуж нужно выходить один раз и на всю жизнь.
— Сколько вы уже с Николаем вместе?
— Двадцать пять лет счастья. И полотно Михаила Иванова «Ответа жду» напомнило, с чего оно начиналось. Такое ощущение, что и у героев картины жизнь должна сложиться благополучно, и они много лет проживут в любви и согласии.
«Картину Михаила Иванова «Ответа жду» можно увидеть в Архангельском музее изобразительных искусств «Художественная культура Русского Севера».
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Фестиваль языков Fiesta de los Idiomas и православный приход в чилийском Сантьяго
Не зря наша программа называется «Вселенная Православия», ведь Православная Церковь в наши дни действительно распространилась по всему миру. И православные храмы существуют в самых разных странах. Например, в Чили. В столице этой горной страны, Сантьяго, существует русско-сербский приход во имя святителя Николая. Его уникальной особенностью является то, что приход принадлежит сразу двум Православным Церквям — Русской и Сербской. Причина заключается в личности настоятеля — священника Душана Михайловича. Серб по национальности, высшее образование он получил в России. Душан окончил Академию музыки им. Гнесиных в Москве. Затем работал дирижером. Сначала в Москве, потом в Сербии. В 2004 году Душан решил стать священником. Для этого он опять отправился в Россию. С 2007 по 2010 г. Душан обучался в Самарской духовной семинарии, по окончании которой он был рукоположен, а затем отправлен на служение в Чили.
Отец Душан ведет в Сантьяго активную миссионерскую деятельность. В первую очередь, заботится о том, чтобы в числе прихожан были не только эмигранты, но и коренные чилийцы. Для этого приход устраивает разные мероприятия или же принимает участие в значимых культурных событиях города. Одно из них — столичный Фестиваль языков «Фиеста де лос идиомас» или по-русски «Языковая вечеринка». Фестиваль проходит ежегодно в ноябре. В рамках мероприятия различные национальные и культурные учреждения ставят временные павильоны на площади в центре Сантьяго перед литературным кафе — «Кафе Литерарио». В павильонах в течение нескольких дней проводятся языковые и культурные занятия, а также выставки, посвященные традициям различных стран.
Вот уже несколько лет в Фестивале языков принимает участие православный приход святителя Николая. Принимает не единолично, а в содружестве с Российским центром науки и культуры, который работает при Российском посольстве в Сантьяго. Прихожане русско-сербского храма проводят для гостей фестиваля различные уроки и мастер-классы. Особой популярностью пользуются занятия по русскому языку. Также рядом с павильоном в течение дня дают небольшие концерты коллективы русской народной песни. Многие из певцов прихожане храма святителя Николая.
Знакомство с некоторыми традициями Православной Церкви происходит у гостей фестиваля на уроках вышивки. Их проводит супруга отца Душана — Эллина. У нее тоже интересная биография. Эллина из России и до брака с отцом Душаном работала преподавателем в Саратовском университете. Эллина не только рассказывает гостям фестиваля об азах древнего искусства, но и показывает посетителям павильона свои работы и работы других мастеров. Это и предметы народной культуры — например, вышитые полотенца. Но, прежде всего, вышитые иконы Иисуса Христа, Богоматери и святых. Чилийцам, заинтересовавшимся искусством вышивки, она объясняет основы православного вероучения. Все желающие могут получить в русском павильоне буклет, в котором рассказывается о Православной Церкви в Южной Америке. Есть в буклетах сведения о храме святителя Николая в Сантьяго, времени совершения там богослужения. Вечером прихожане знакомят гостей фестиваля с русскими народными играми. А завершает программу обычно небольшой концерт русской народной и духовной музыки.
Все выпуски программы Вселенная православия