Михаил и Мария Шолоховы прожили вместе шестьдесят лет. Пролетели эти годы как один день. Выражение «душа в душу» - это о них – любящих и любимых друг другом – большом русском писателе и его жене.
В 1920 году в станице Букановской Царицинской губернии юный Миша впервые увидел Марусю Громославскую. До революции девушка училась в Усть-Медведицком епархиальном училище. А в Гражданскую войну, когда воспитанниц распустили, вернулась домой в Букановскую и стала работать учительницей. В это же время там появился и Шолохов – юноша из станицы Вёшенской Донского округа, успевший до войны поучиться в нескольких гимназиях, в том числе в одной из лучших московских – Шелапутинской.
В Букановскую Михаила направили работать сначала инспектором, потом писарем и счетоводом. Мише тогда исполнилось всего 15 лет. Его первая встреча с Марией была незабываемой. Маруся под дождём возвращалась с огорода – окапывала картошку. Девушка была перепачкана землёй и, конечно, не думала о том, что с внезапно появившимся на дороге мальчиком она пройдёт рука об руку всю жизнь. Но знакомство состоялось, оно переросло в дружбу и когда спустя два года Михаил уезжал учиться в Москву, Маруся дала слово его ждать. Ещё через два года они обвенчались в Букановской церкви и с тех пор не расставались.
Шолоховы перебрались в Москву, где Михаил писал свои первые рассказы, а Мария их переписывала от руки – пишущей машинки у них не было. Так продолжалось шесть лет, пока Шолохов, горя желанием избавить жену от тяжёлой работы, не приобрёл печатную машинку «Ремингтон». Так что романы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Мария приводила в надлежащий вид лёгким нажатием кнопок. Как это часто случается в писательских семьях, жена была первым читателем произведений супруга, их первым редактором и первой советчицей, без которой Михаил не мог обходиться даже нескольких часов.
Дети, а Мария подарила Шолохову трёх дочерей и сына, рассказывали, что если мамы долго не было дома, отец без конца задавал всем один вопрос: «Где моя Маруся?». Она была оплотом семейного благополучия Шолоховых и роль хозяйки большого дома вела талантливо. Никогда не сердилась, никого не ругала, не повышала голоса. Умудрялась строго следить за детьми и в то же время воспитывала в них самостоятельность. Шолохов поступал так же. Не заставлял никого зубрить уроки, даже в их школьные дневники не заглядывал. Но если в поведении детей ему что-то не нравилось, умел так посмотреть, что провинившийся тут же бросался исправлять ошибки.
Михаил Александрович и Мария Петровна тоже понимали друг друга без слов. Шолохов даже как-то сказал жене: «Хорошо, Маруся, что мы одинаковые». Их дочь Светлана говорила о родителях: «Они как веревочкой связаны. Мама всегда жила папиной жизнью, своей у неё не было. Либо надо было для папы что-то от руки переписывать, либо печатать, либо ехать с ним на охоту и рыбалку. Он без неё никуда не ездил».
Жили Шолоховы совсем небогато. Младшие дети донашивали одежду старших, а в платяном шкафу, вспоминала дочь писателя Мария, «болтались одно или два маминых платья, папино галифе и ещё что-то в этом духе». И жила семья, кстати, не в Москве и не в подмосковном писательском посёлке Переделкино, а на родине Михаила Александровича - в станице Вёшенской.
Возле дома Шолоховы разбили сад. Каждое летнее утро, встав раньше всех, Михаил Александрович срезал розу, приносил её в комнату спящей жены и оставлял у изголовья кровати. Так что новый день всегда встречал Марию Петровну цветами. 11-ого января 1984 года исполнилось шестьдесят лет со дня свадьбы Шолоховых. Михаил Александрович тогда лежал в больнице. Но забыть о таком событии его не могла заставить никакая болезнь. Шолохов вручил жене букет роз и сказал в шутку: «Видишь, Маруся, шестьдесят лет с тобой прожили и ни разу не разводились».
После смерти мужа Мария Петровна старалась держаться: бодрилась, живо интересовалась делами детей, воспитывала внуков, нянчила правнуков. А когда кто-нибудь говорил о её большой роли в судьбе Шолохова, отвечала: «Ну, какая моя заслуга. Мы просто понимали друг друга».
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
19 октября. О правах апостолов, данных им Богом

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, сказанные апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О правах апостолов, данных им Богом — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос даёт своим апостолам исключительные права прощать и разрешать людей от их грехов. И в этой связи у нас может возникнуть вопрос: почему Бог даёт человеку такую власть? Ведь грехи прощает только Господь.
И вот это и есть ответ на наш вопрос. Да, грехи прощает Господь, но исповедовать эти грехи Бог заповедал людям. Люди каются другим людям: священникам, епископам. Один человек кается в своих грехах другому человеку, чтобы тот, выслушав его исповедь, по-человечески понял, принял, рассудил и помог.
А Господь с небес, взирающий и на того, кто принимает исповедь, и на того, кто кается, поможет и кающемуся, и исповеднику найти правильные слова друг для друга. Потому что покаяние — это не просто озвучивание своих грехов. За исповеданием своего греха следует длительный путь добродетельной жизни.
И дай Господь всем нам, чтобы в этой жизни Господь простил нам все наши грехи.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 октября. Об Императорском Царскосельском лицее

Сегодня 19 октября. В этот день в 1811 году был открыт Императорский Царскосельский лицей.
О нём рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.
19 октября. Кому незнакома эта дата по бессмертным посвящениям любимому лицею и друзьям-лицеистам Александра Сергеевича Пушкина, окончившего это элитное учебное заведение, которое прекратило своё существование только в 1917 году?
И для того чтобы понять дух этого лицея, давайте выслушаем напутствие его первого директора Энгельгардта: «Храните правду, жертвуйте всем за неё. Не смерть страшна, а страшно бесчестие. Ни богатство, ни чины, ни ленты не честят человека, а доброе имя. Храните чистую совесть, вот ваша честь».
И действительно, задача лицея заключалась в том, чтобы, приняв десятилетних отроков-неслухов, за шесть лет приготовить их к служению России, сделать из них мыслителей, политических деятелей, деятелей культуры, которые будут вспоминать лицейские годы. Мы видим это на примере Александра Сергеевича Пушкина, как самое счастливое время их жизни.
Что отличало этот лицей от других учебных заведений? Его педагоги, просвещённейшие, лучшие люди эпохи, отдавали лицеистам самих себя. Они были их старшими друзьями, но никогда не опускались до уровня их шалостей.
Сегодня многие учебные заведения хотели бы назвать себя лицеями, классическими гимназиями, объявить принцип элитности в образовании, в воспитании, но так хотелось бы, чтобы педагоги, корпорация учителей, действительно соответствовали этим высоким номинациям и декларациям.
Все выпуски программы Актуальная тема