Михаил и Мария Шолоховы прожили вместе шестьдесят лет. Пролетели эти годы как один день. Выражение «душа в душу» - это о них – любящих и любимых друг другом – большом русском писателе и его жене.
В 1920 году в станице Букановской Царицинской губернии юный Миша впервые увидел Марусю Громославскую. До революции девушка училась в Усть-Медведицком епархиальном училище. А в Гражданскую войну, когда воспитанниц распустили, вернулась домой в Букановскую и стала работать учительницей. В это же время там появился и Шолохов – юноша из станицы Вёшенской Донского округа, успевший до войны поучиться в нескольких гимназиях, в том числе в одной из лучших московских – Шелапутинской.
В Букановскую Михаила направили работать сначала инспектором, потом писарем и счетоводом. Мише тогда исполнилось всего 15 лет. Его первая встреча с Марией была незабываемой. Маруся под дождём возвращалась с огорода – окапывала картошку. Девушка была перепачкана землёй и, конечно, не думала о том, что с внезапно появившимся на дороге мальчиком она пройдёт рука об руку всю жизнь. Но знакомство состоялось, оно переросло в дружбу и когда спустя два года Михаил уезжал учиться в Москву, Маруся дала слово его ждать. Ещё через два года они обвенчались в Букановской церкви и с тех пор не расставались.
Шолоховы перебрались в Москву, где Михаил писал свои первые рассказы, а Мария их переписывала от руки – пишущей машинки у них не было. Так продолжалось шесть лет, пока Шолохов, горя желанием избавить жену от тяжёлой работы, не приобрёл печатную машинку «Ремингтон». Так что романы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Мария приводила в надлежащий вид лёгким нажатием кнопок. Как это часто случается в писательских семьях, жена была первым читателем произведений супруга, их первым редактором и первой советчицей, без которой Михаил не мог обходиться даже нескольких часов.
Дети, а Мария подарила Шолохову трёх дочерей и сына, рассказывали, что если мамы долго не было дома, отец без конца задавал всем один вопрос: «Где моя Маруся?». Она была оплотом семейного благополучия Шолоховых и роль хозяйки большого дома вела талантливо. Никогда не сердилась, никого не ругала, не повышала голоса. Умудрялась строго следить за детьми и в то же время воспитывала в них самостоятельность. Шолохов поступал так же. Не заставлял никого зубрить уроки, даже в их школьные дневники не заглядывал. Но если в поведении детей ему что-то не нравилось, умел так посмотреть, что провинившийся тут же бросался исправлять ошибки.
Михаил Александрович и Мария Петровна тоже понимали друг друга без слов. Шолохов даже как-то сказал жене: «Хорошо, Маруся, что мы одинаковые». Их дочь Светлана говорила о родителях: «Они как веревочкой связаны. Мама всегда жила папиной жизнью, своей у неё не было. Либо надо было для папы что-то от руки переписывать, либо печатать, либо ехать с ним на охоту и рыбалку. Он без неё никуда не ездил».
Жили Шолоховы совсем небогато. Младшие дети донашивали одежду старших, а в платяном шкафу, вспоминала дочь писателя Мария, «болтались одно или два маминых платья, папино галифе и ещё что-то в этом духе». И жила семья, кстати, не в Москве и не в подмосковном писательском посёлке Переделкино, а на родине Михаила Александровича - в станице Вёшенской.
Возле дома Шолоховы разбили сад. Каждое летнее утро, встав раньше всех, Михаил Александрович срезал розу, приносил её в комнату спящей жены и оставлял у изголовья кровати. Так что новый день всегда встречал Марию Петровну цветами. 11-ого января 1984 года исполнилось шестьдесят лет со дня свадьбы Шолоховых. Михаил Александрович тогда лежал в больнице. Но забыть о таком событии его не могла заставить никакая болезнь. Шолохов вручил жене букет роз и сказал в шутку: «Видишь, Маруся, шестьдесят лет с тобой прожили и ни разу не разводились».
После смерти мужа Мария Петровна старалась держаться: бодрилась, живо интересовалась делами детей, воспитывала внуков, нянчила правнуков. А когда кто-нибудь говорил о её большой роли в судьбе Шолохова, отвечала: «Ну, какая моя заслуга. Мы просто понимали друг друга».
Одна молитва. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
В главе шестой Евангелия от Матфея Господь заповедал ученикам молиться, не говоря лишнего, дабы не уподобиться язычникам. Он даровал апостолам молитву Господню, известную также, как «Отче наш».
Я долго не понимала: почему Господь не передал нам других молитв? Ведь у каждого из нас так много просьб к Богу. И когда мы обращаемся к Нему, сложно быть лаконичными и не сказать лишнего.
Однажды мой сын сильно задержался на прогулке с друзьями. Я долго не могла дозвониться до него. А пока набирала номер, молилась:
— Господи, пусть он перезвонит...
И тут же мысленно перебивала сама себя:
— Нет, Господи, лучше я сама дозвонюсь, а он пусть снимет трубку... Нет, всё-таки, лучше он, а то разозлюсь ещё, наговорю всякого... Но хорошо бы, чтобы трубку взял...
Вдруг поняла, что запуталась. Сама не знала, чего просить. Сын не отвечал на звонки. Снова начала молиться, просто повторяя молитву Господню:
— Отче наш, иже еси на небесех...
Через некоторое время ребёнок сам позвонил. Я поговорила с ним и велела идти домой.
В той же главе Евангелия от Матфея сказано: «Ибо знает Отец ваш, в чём имеете нужду прежде, чем попросите у него.» Господь знает, но мы сами, к сожалению, далеко не всегда. А что нам на самом деле полезно, знаем ещё реже.
В молитве Господней собраны все наши основные просьбы, и их не много. Буквально четыре: о хлебе насущном, об оставлении грехов, об избавлении от искушений и защите от лукавого. Это — основные потребности каждого верующего человека. И если мы не знаем, чего хотим, можно просто читать «Отче наш». А Господь и без слов знает о наших нуждах.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
10 февраля. О покаянной молитве авторства Преподобного Ефрема Сирина

Сегодня 10 февраля. День памяти Преподобного Ефрема Сирина.
О покаянной молитве его авторства — священник Августин Соколовски.
Святой Ефрем Сирин был чадом Древней Антиохийской Церкви. Ограничивая себя во всем и пребывая в молитве и созерцании, святой Ефрем писал удивительные гимны славословия Господу и Богу. Отец пустыни, подобный библейским пророкам, святой Ефрем был дьяконом. Тогда, в IV веке, это было особенное учительское служение Древней Церкви. Ефрем проповедовал, учил, готовил людей к окрещению. В момент, когда примерно за год до его праведной кончины на город Эдессу обрушился голод, Ефрем спас от смерти множество жизней.
Пройдет ровно три недели и начнется Великий Пост. Тогда святой Ефрем сделается нашим спутником в трудном, но благословенном пути к Святой Пасхе. Ежедневно Церковь устами священника будет многократно повторять молитву святого Ефрема. Самое главное, чтобы слова этой молитвы не становились для нас привычными, но каждый раз пробуждали наши воспоминания об ее авторе и о множестве великих значений, вложенных им в удивительные, глубокие и одновременно чрезвычайно простые и наполненные подлинным библейским смыслом слова «Господи и владыка живота моего, Господь и владыка жизни моей».
Преподобный Ефрем родился, когда против христиан свирепствовало великое гонение Диоклетиана. Христиан казнили за то, что они отказывались признавать божественность императора. Единственным Господом и Владыкой своего бытия они признавали Бога и Сына Его Иисуса Христа. Начальные слова молитвы — подлинное мученическое исповедание веры. В дни Великого Поста нам предстоит со вниманием и смирением повторять этот Символ веры мучеников вместе со святым Ефремом.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 февраля. О периоде приготовления к Великому посту

Сегодня 10 февраля. Начало 1-й подготовительной седмицы к Великому посту.
О периоде приготовления к Великому посту — протоиерей Василий Гелеван.
Великий пост велик и по времени, и по значению. По времени, потому что он 40 дней длится, плюс Страстная седмица. А по значению, потому что готовит нас к встрече с Пасхой — самому главному празднику в православном календаре. Вот эти несколько недель мы называем подготовительная седмица перед постом. Отличают эти седмицы евангельские воскресные чтения: о Закхее, Мытаре и Фарисее, о блудном сыне и прямо у самого порога поста Евангелие о страшном суде. Прощенное воскресенье мы называем его. Эти подготовительные недели готовят нас к тому, чтобы правильно вступить в это поприще поста. А как правильно? Заранее поразмышлять о добродетелях и немного сравнить свою жизнь с тем, как надо. Они готовят нас даже уже постепенному входу в воздержание. То есть это не такой резкий порог, когда вчера ты ел мясо, а сегодня уже не ешь. Нет, постепенно. Сначала все разрешается вкушать, даже среда и пятница отменяются. Потом в обычный режим входим — среда и пятница. Следующие — отказались от мяса, но еще мы едим яйца, молоко. И, наконец, уже и от этого отказываемся. Светлый период, который освобождает нас от зависимости. И тело наше утончается, и страсти наши утихомирятся. И вот в таком состоянии нужно подходить к празднику праздников, к Святой Пасхе.
Все выпуски программы Актуальная тема