Недавно мой шестнадцатилетний сын вернулся из школы и начал, захлебываясь словами, рассказывать, как он создаст свой бизнес. В какой-то момент он даже достал калькулятор и начал умножать цифры со множеством нулей, показывая мне тем самым, как быстро его бизнес пойдет в гору. Надо сказать, тут было, над чем посмеяться — и над его наивным оптимизмом, и над тем, что речь вообще-то шла о маникюрном салоне. Но я уже давно для себя понял одну принципиальную вещь — никогда нельзя смеяться над чужими мечтами. Вообще нельзя обесценивать то, что вызывает у твоего собеседника сильные чувства. Мы способны простить шутку над какой-то своей идеей, но когда смеются над нашими чувствами — это слишком больно.
Что тут оставалось делать? Только начать мечтать вместе с ребенком. Я спросил: «Скажи, вот ты правда хочешь посвятить всю свою жизнь работе в маникюрном салоне? Неужели это предел твоих мечтаний?»
«Нет, — с горячностью ответил он, — сначала я какое-то время буду усердно работать в своем салоне, а когда заработаю достаточно денег, займусь тем, что мне по-настоящему интересно!»
«А что тебе по-настоящему интересно?» — спросил я
«Ну...» — замялся он и огонек в его глазах немного угас. Нет, я вовсе не обломал синоним? надежды сына, просто мои слова заставили его мысль опуститься с поверхности вглубь души. В тот раз он так и не ответил мне, но, я надеюсь, он тогда стал чуточку мудрее. Ведь с тех пор в его сознании поселился один важный вопрос: «А что дальше?» А этот вопрос помогает человеку докапываться до сути вещей.
Мечты — очень важный инструмент в нашей жизни. Они учат нас ставить перед собой цель, просчитывать различные варианты достижения этой цели и отсекать ненужные. Тут главное, чтобы мечтание не превратилось в самодостаточный процесс, это уже называется «маниловщиной».
Мечты бывают честолюбивыми и пустыми, приводящими нас к желанию строить «наполеоновские планы», но ведь бывают и совсем другие мечты. Разве не нормально для человека мечтать о счастливой семье, интересной работе, мечтать о скорой встрече с друзьями, уехавшими на чужбину или даже о чем-то совсем простом — о еде, когда проголодался или о теплой и сухой одежде, когда промок под дождем? Мечты — это то, что помогает нам прокладывать маршрут нашей жизни. И в этом смысле мечта похожа на надежду, а надежда — это христианская добродетель
Мечтайте сами и почаще мечтайте вместе с детьми!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема