Английский писатель Майн Рид после долгих странствий по Северной Америке, где он трудился военным корреспондентом, в 1850 году решил вернуться в Лондон и сосредоточиться на литературном труде. В столице Великобритании он нашел не только писательскую славу, но и жену Элизабет, которая разделила с Майн Ридом все радости и тяготы его неспокойной жизни.
Майн Рид встретил свою возлюбленную Элизабет Хайд, когда гостил в доме её вдо́вой тётушки. «Она была ни слишком хрупкой, ни слишком нежной. Напротив, она производила впечатление сильной и цветущей девушки. Солнце словно играло локонами её волос, и они были подобны его собственным великолепным лучам», — такой Майн Рид впервые увидел Элизабет и вывел в своём романе «Жена-девочка». Он полюбил Элизабет с первого взгляда. Писатель с того момента старался бывать в доме Хайдов почти каждый день. Он дарил девушке подарки, а однажды, стремясь произвести на неё впечатление, вручил Элизабет свой первый вышедший в Британии роман «Вольные стрелки». Но всё было напрасно. Майн Рид решил уехать. Он простился с девушкой и отправился в Париж.
Во время следующей встречи Майн Рида и Элизабет всё было по-другому. Писателя пригласили в Лондон, чтобы прочитать речь на митинге в поддержку польских беженцев. На митинге присутствовала Элизабет, и когда Майн Рид вошёл в зал, по её телу — так вспоминала сама девушка — словно пробежал электрический разряд. Во время митинга молодые люди не обмолвились ни словом между собой, но весь вечер то и дело поглядывали друг на друга. Потом был длинный роман в письмах, в одном из которых девушка призналась: «Мне кажется, я вас люблю». Они обвенчались в 1854 году в церкви Святой Марии в Кенсингто́не. История их отношений нашла отражение в романе Майн Рида «Жена-дитя».
Поначалу жизнь Майн и Элизабет складывалась хорошо. Романы, а их Майн Рид писал по несколько в год, приносили солидный доход. В местечке Джеррардз Кросс под Лондоном супруги сначала арендовали коттедж, а затем выстроили собственное жильё. Они много путешествовали по Англии, а однажды отправились в Ирландию, на родину писателя, чтобы навестить его престарелую мать. Майн и Элизабет посетили могилу святого Па́трика, исследовали Мурнские горы, погостили у друзей детства писателя. Супруги колеси́ли по стране в открытом экипаже в сопровождении пса-далматинца, ночевали и готовили пищу под открытым небом, прямо у дороги.
Беззаботный период закончился в 1867 году: Майн Рид обанкротился, потерял все свои сбережения, а загородный дом продал за долги. Вскоре семью настигла другая беда. писатель серьёзно заболел — воспалилась старая рана на ноге, полученная писателем в молодости, и врачи даже обсуждали возможность ампутации. Ногу удалось сохранить, но Майн Рид уже не мог передвигаться без опоры или инвалидной коляски.
Безденежье и неудачи породили тяжелую и затяжную депрессию. Майн Рида терзали галлюцинации и навязчивые страхи. Сколько же тягот выпало на долю бедной Элизабет! Она организовала сбор денег на лечение мужа, возила его по клиникам и частным врачам. Элизабет всегда должна была быть рядом: Майн Рид очень боялся одиночества. Она была личным секретарем мужа, разбиралась со счетами и приводила в порядок его рукописи. И именно благодаря Элизабет Майн Риду удалось преодолеть депрессию. Жена увезла писателя в глухую деревушку Херфордши́р в графстве Герефо́рд. Здесь Майн Рид ожил. Сначала просто сидел, укрывшись пледом, на лужайке перед домом, потом вместе с женой стал совершать длительные, в двадцать-тридцать миль прогулки в экипаже, изучая местную фауну и достопримечательности. В конце концов, Майн Рид окреп настолько, что смог сесть за книгу «Гвен Уинн. Роман долины реки Уа́й», самый пространный роман в своей библиографии.
Однажды, ещё в молодости, Майн Рид написал Элизабет: «Боюсь, что твоя любовь ко мне — только романтика и не сможет сохраниться, когда ты узнаешь меня лучше. Сможешь ли ты любить меня, одетого в халат и шлёпанцы?» Элизабет своей жизнью убедила мужа, что и в инвалидном кресле он остался для неё самым дорогим человеком на свете.
Деяния святых апостолов

Деян., 37 зач., XV, 35-41.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Дорогие радиослушатели, Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Людям, которые говорят о Церкви, бывают свойственны две крайности: одни предполагают, что верующие и особенно священники практически святы, другие, напротив, считают, что верующие и особенно священники сплошь, если не мошенники, то как минимум люди очень лицемерные и греховные. Конечно, крайности на то и крайности, чтобы не отражать сложной и правдивой картины, но главная беда в том, что они мешают людям увидеть подлинный образ Церкви и войти в неё. О том, как увидеть баланс между этими крайностями, прикровенно говорится в отрывке из 15-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
Как-то мне довелось общаться с одним известным человеком, который очень скептически отзывался о верующих. В качестве доброго христианина я привёл в пример одного известного пожилого священника, о котором тот вдруг сказал: мы с ним в молодости жили в соседних подъездах, я всё про него знаю, кто к нему ходил, к кому ходил он сам... Не думайте, все ваши грешки подсчитаны". У меня было ощущение, что для моего собеседника этот его опыт был настолько определяющим, что дальше не о чем было и говорить... Подобная позиция была явным выбором этого человека. И уже под свой выбор он подбирал примеры.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим о споре и размолвке апостолов Павла и Варнавы, которая тоже может быть примером того, что христиане далеко не идеальны, причем не рядовые, но даже апостолы! Знай этот пример мой собеседник, может быть, я услышал эту историю из его уст.
Однако, о чём говорит книга Деяний на самом деле?
Павел и Варнава с большим числом соработников долгое время проповедовали Евангелие в Антиохии. Влекомые чувством пастырской ответственности, они решили проповедовать в общинах, которые были ими основаны прежде. При этом между ними вышел спор по поводу Иоанна Марка, которого Варнава хотел взять с собой, возможно, потому что тот был его родственником, а Павел не хотел, потому что в прошлом путешествии Иоанн Марк оставил их и не пошёл с ними до конца. У каждого были свои аргументы, так что вышло разногласие и был спор, который в итоге привёл к тому, что каждый пошёл своей дорогой. О Варнаве известно, что он посетил общины на Кипре, а Павел, с помощью Божией утверждал в вере Церкви в Сирии и Киликии.
Но разве разногласий не было между апостолами прежде? Бывали. Хорошо ли это? Нет. Это честно стоит признать. Обращаясь к Коринфской общине, Павел так и будет писать: надлежит быть между вами и разногласиям... Но, во-первых, не стоит путать разногласия и смертные грехи вроде блУда, воровства, колдовства и тому подобного, что было однозначно запрещено Церковью. И, во-вторых, важно не наличие или отсутствие разногласий, но то, как они разрешаются. А разрешился спор апостолов тем, что каждый с уважением принял выбор другого, не стал до конца настаивать на своём и вместо одной проповеди, мы получили две. Опыт разногласий, обсуждения разных точек зрения на самом деле очень важен, потому что рождает новые возможности на пути христианской жизни. Из дальнейшего повествования книги Деяний мы знаем, что апостол Павел и будущий евангелист Марк были во вполне добрых отношениях, и пусть это знание поможет нам правильно преодолевать разногласия и ошибки, которые бывают в жизни каждого, и стремиться быть верным Богу в главном.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Правила благочестивой жизни праведного Алексея Мечева». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из произведения святого праведного Алексея Мечева «Краткое правило для благочестивой жизни», посвященные тому, как строить свой день, чтобы он проходил с духовной пользой.
Разговор шел о том, как христианину бороться с тревожностью, что может помогать в преодолении страстей, почему важно находить время для уединения, как научиться духовной дисциплине и почему она важна, а также каково значение чтения святых отцов.
Все выпуски программы Светлый вечер
Стать волонтёром проекта «Альфа — Поддержка» и помогать участникам СВО

Андрея, участника специальной военной операции, волонтёры благотворительного проекта «Альфа — Поддержка» повстречали в одном из госпиталей Москвы прошлой весной. После тяжёлого ранения молодой мужчина остался без ног и руки. Узнав историю Андрея, добровольцы захотели поддержать мужчину и его семью. У Андрея есть жена и четверо детей. В госпитале супруга одна, как могла, ухаживала за Андреем, и волонтёры поспешили ей на подмогу. Они обеспечили мужчине нужный уход и придумали, как решить проблему с его передвижением — собрали средства и купили современную, удобную инвалидную коляску, которой можно управлять одной рукой. На помощь мужчине откликнулось множество людей. У семьи Андрея в силу определённых причин на тот момент не было возможности её приобрести. В день выписки мужчины волонтёры благотворительного проекта «Альфа — Поддержка» доставили коляску прямо в больницу. Теперь Андрей передвигается сам, участвует в домашних делах и проводит время с близкими.
Команда проекта продолжает сопровождать Андрея на пути возвращения к обычной жизни. В августе прошлого года он впервые встал на протезы. Впереди ещё много работы, но важно, что уже сейчас Андрей не чувствует себя беспомощным.
Проект «Альфа — Поддержка» помогает бойцам, участникам специальной военной операции: навещает их в госпиталях Москвы и Подмосковья, организует автосопровождение, консультации с юристами и психологами. Кроме этого, команда проекта участвует в отправках гуманитарной помощи в зону боевых действий. Если вы хотите присоединиться к этим добрым делам, заполните форму волонтёра на сайте проекта «Альфа — Поддержка». Кроме того, помогать можно финансово или информационно.
Более подробно о том, как помогать:
1. Руками:
- Если у вас есть навыки шитья, вы можете помочь в создании специальных изделий или перешиве одежды для тех, кто в этом нуждается.
- Участвовать в организации сбора гуманитарной помощи для раненых и нуждающихся.
- Если у вас есть автомобиль, вы можете стать автоволонтером и помогать доставлять гуманитарную помощь или транспортировать раненых.
- Принять участие в уходе за раненными в госпиталях, предоставляя им необходимую поддержку и заботу.
- Если у вас есть психологическое образование, можете проводить занятия по арт-терапии для раненых.
- Если вы юрист, можете проводить бесплатные юридические консультации для подопечных.
2. Финансами:
- Вы можете участвовать в сборах и переводя средства на приобретение товаров для раненых. Также вы можете самостоятельно заказывать необходимые товары на маркетплейсах.
3. Информационно:
- Помогите донести информацию о проекте до большего числа людей! Распространяйте информацию на своих страницах в социальных сетях и других площадках.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов