«Среди воспоминаний и событий прошлого я выделяю одно, которое, более чем все остальные, послужило мне источником счастья», — писал на закате дней английский физик Майкл Фарадей, имея в виду свой брак с Сарой Барнард. С любимой супругой изобретатель электродвигателя прожил сорок шесть лет. Любовь их была такой прочной, потому что стояла на крепком фундаменте — христианской вере.
Ассистент Королевского института Майкл Фарадей любил посещать маленькую протестантскую церковь на аллее святого Павла в Лондонском районе Сити. Пресвитером в общине был известный лондонский ювелир Эдвард Барнард.
После одного из богослужений Майкл разговорился с дочерью пастора Сарой, и спустя несколько дней в его записной книжке появились строки: «Что приближается к нам с ложным обликом? Что увлекает даже мудрых на путь глупца? Любовь». Набожный Фарадей словно испугался собственных чувств. Однако вскоре к Саре полетели уже иные по тональности послания. В одном из них Майкл признался Саре в любви и попросил её руки. Девушка долго медлила с ответом и в итоге, не сказав ни «да», ни «нет», уехала с подругой в деревню. Молодой физик последовал за ней и к своему счастью вскоре получил желанное согласие.
После свадьбы Майкл принял таинство крещения. «Внимая и веря истине и выражая, готовность сделать всё, что бы ни указал Христос», — как писал сам Фарадей, молодой ученый вместе с женой каждое воскресенье участвовал в богослужениях. Супруги поселились на верхнем этаже Королевского института и в будние дни принимали в своей личной молельной комнате. Тех, кто не мог присутствовать на собраниях — больных и нуждающихся — Майкл и Сара посещали на дому. В 1832 году Фарадей стал дьяконом, а в 1840-м — пресвитером.
Майкл совмещал служение священника с работой в Королевском институте, где совершил свои открытия в области электродинамики. Он много времени проводил в лаборатории, читал лекции для детей, сочинял научно-популярные книжки. При этом главным в жизни он считал свою маленькую семью — Сару и её племянницу-сироту Джейн, которую воспитывали Фарадеи. Своих детей у супругов не было. Ученый старался проводить с родными каждый свободный день. Они вместе читали Священное Писание, Байрона или книги по естествознанию, Майкл ставил для близких простые опыты. В летнее время года Фарадеи отправлялись к морю, в городок Уолмер, где снимали коттедж. Они просыпались засветло и встречали рассвет над заливом Пегвелл-бей, а днём гуляли по округе, наблюдая за птицами. Сара и Майкл любили животных и даже хотели поселиться рядом с Зоологическим садом.
Любимой фразой Майкла Фарадея была: «Служение истине должно быть бескорыстным». И, действительно, Сара и Майкл вели очень скромный образ жизни: годовой доход Фарадея редко превышал сто фунтов — это очень небольшие деньги.
Майкла Фарадея нередко мучили болезни: в пятьдесят лет учёный вынужден был на несколько месяцев прервать работу от нервного истощения, а в 55 — Фарадею начало отказывать зрение. Если бы не забота Сары, которая была для него и сиделкой и личным секретарем, он бы не смог раз за разом возвращаться к научным занятиям.
Однажды, ненадолго уехав в Бирмингем, Майкл написал жене: «Я пришёл к убеждению, что нет на земле удовольствия, которое могло бы сравниться с тихим миром семейного очага. Даже здесь мне хотелось бы быть около тебя. О, как мы счастливы! Поездки, как нынешняя, учат меня только ещё больше ценить наше счастье!»
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер