Давным давно, задумав одно доброе великое дело, мы с мужем поехали за благословением к матушке Амвросии в город Юхнов. О матушке рассказали нам наши друзья. В ее маленькую избушку в Юхнов съезжались очень разные просители: священники и бизнесмены, богатые и бедные, люди всех сословий и уровней, нуждающиеся в помощи: в семье, бизнесе, в путешествиях, в горе и радости... словом, во всем.
Матушка Амвросия, в миру Мария Малафеева, с детства проявляла некие способности: например во время войны женщине из города Юхнов пришла похоронка на мужа. Женщина разрыдалась, а маленькая еще Мария cказала:
«Вы не бойтесь, вернется ваш муж!». Мать отругала девочку: зачем обнадежила? — а муж вернулся. И с тех пор многие ходили к Марии с взволнованным вопросом: «А мой-то... мой-то вернется?»...
В семнадцать лет девушка пережила тяжкое заболевание, после которого ей отказали ноги. Мама утешала ее, молодую, красивую, обездвиженную, словами: «Ты Богу нужна какая ты есть...». На монашество и молитву за всех ее благословил отец Илий (Ноздрин).
Когда мы с мужем приехали с просьбой о молитве, меня поразило ласковое веселье, которым святилось лицо старушки, уже схимонахини Амвросии, и ее красивая, интеллигентная речь. В то время она как раз закончила книгу об истории города Юхнова, и подарила нам.
Но на наш подвиг, к которому мы стремились, не благословила. Я ужасно расстроилась, и несколько раз посылала мужа к матушке, чтобы он упорством добился благословения в нашем деле. Матушка огорченно отказывала... я очень сердилась.
Прошло много лет, и я поняла: сделай мы тогда то, что задумали — не выжила бы я в том неожиданном и нелегком будущем, которое ожидало меня, сломалась бы. Матушке это видимо было открыто.
Днем у матушки непрерывно звонил телефон, люди плакали в трубку, просили о помощи. Ночь у матушки уходила на молитву. Ее сестра, которая ухаживала за ней, а потом сиделка — рассказывали, как буквально кричала матушка в ночи: «Помоги этому! Спаси того!».
Много случаев чудесных исцелений, помощи на краю бездны, спасения от напрасной смерти, прозрения замысла Божьего в тесных обстоятельствах, разрешения от женского бесплодия и прочая и прочая — рассказывают очевидцы.
Матушка вела тетради, где записывала всех просящих, таких тетрадей к концу жизни у нее набрался целый чемодан. Последние пятнадцать лет схимонахиня Амвросия была слепа. «Не вижу даже света и тени,» — вздыхала она. Но продолжала принимать людей, утешать, а иногда — сорадоваться им, разрешению тяжелых жизненных ситуаций. В таких случаях в своей тетради после заметки: кто приходил, о чем просил — матушка писала заключение: «Господь по молитвам дал просимое». Никогда не подчеркивая своей роли.
Всегда просила приходящих: «Давай ты будешь молиться, и я буду молиться, а Господь уже даст то, что ты просишь»... Много рассказов об этом скопилось у отца Дмитрия, настоятеля храма Воскресения Господня в Толстопальцево, и его матушки Ники. Ведь они знали матушку двадцать пять лет!
В последние, слепые годы жизни матушка Амвросия радовалась всему: музыке и пению птиц, гостям, тому, что не отказывает память.
Удивителен рассказ матушки Ники о кончине схимонахини Амвросии. Так передает она как свидетель свои ощущения:
«Когда нашу маленькую, согбенную матушку облачили как схимонахиню для положения в гроб, надели все перекрестные ленты, схиму на грудь, одели куколь — она на наших глазах как-то выпрямилась, и стала видом как древний воин — не немощная старушка, а воин — уже во всеоружии...»
Вот что писала матушка Амвросия в своих дневниках: «Страждущие, лишенные всякой надежды на помощь ближних, не должны терять упование на Бога. Если иногда не даётся помощь для тела, то тогда подаётся дивная помощь для души страждущего. Часто при тяжёлых своих скорбях бывают благопокорнее, мужественнее и добрее счастливых мира.»
Такое вот житие в двух слова. Когда хочется пожаловаться и попросить показать чудо — вспоминаю нашу матушку-воина Амвросию. Укрепляюсь в вере!
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 82 зач., II, 14-29.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Помню, как во время прохождения практики в школе одна из моих однокурсниц заговорила на уроке о жертвенной любви к ближнему как о христианской ценности, после этого преподаватель сказала ей, что так говорить нельзя, потому что это ценность общечеловеческая. Позже, обсуждая её реплику, мы ещё долго спорили с преподавателем, о том, что вообще такое общечеловеческие ценности и существуют ли они на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из второй главы послания апостола Павла к римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Говоря совсем просто, ценность — это нечто значимое и важное для человека. В этом смысле общечеловеческие ценности, конечно, существуют. Разве кто-нибудь будет спорить, что для абсолютного большинства людей на земле жизнь лучше смерти, спокойствие лучше тревоги, а достаток лучше бедности? Кажется, что всё очевидно. Так же, как очевидно, что, например, во все времена и во всех племенах воспитание детей было значимой частью жизни общества... Вроде бы всё так. Но уже здесь можно начинать задавать вопросы. Каких детей? Плод в утробе матери ребёнок или нет? Больной или слабый ребенок достоин пропитания и воспитания или нет? А ребёнок, от которого отказались родители? И вот оказывается, что разные культуры давали разные ответы на эти, казалось бы, очевидные, вопросы. Причём не только давали, но и дают сейчас. И можно не вспоминать жестокости Спарты, достаточно задуматься о нас самих. О том, что мы сами много говорим о ценности детской жизни, но на самом деле не так уж ценим её в действительности.
В итоге серьёзный разговор об общечеловеческих ценностях приводит к следующему: либо человек легкомысленно объявляет общечеловеческими ценностями те, которые кажутся общими именно ему, и он просто не задумывается о реальном положении дел в разных культурах. Либо он подразумевает под общечеловеческими ценностями нечто настолько общее, что предметный разговор об этом оказывается невозможен.
Но что же в таком случае имеет в виду апостол Павел, когда говорит, что даже язычники могут найти в своих сердцах закон, подобный закону Божьему?
Ответ довольно очевиден. Люди сотворены по образу Бога-Троицы, Бога, Который есть любовь. Где бы мы ни жили и в какой бы культуре ни воспитывались, закон нашей природы влечёт нас к тому, чтобы увидеть в другом человеке ценность, увидеть в нём того, кого мы призваны любить. Конечно, культура и конкретные обстоятельства могут значительно повлиять на наше стремление любить другого. Люди могут пренебрегать собственными детьми, могут расчеловечивать врагов, но в глубине души их совесть всё равно будет свидетельствовать о том, что в ненависти и пренебрежении правды быть не может и что важнее всего в мире любовь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Учебники для школ Луганской Народной Республики
Образовательно-просветительский проект «Клевер Лаборатория» поддерживает учителей из Луганской Народной Республики. В местных школах они преподают «Основы православной культуры» и стараются вложить в ребят всё самое доброе. Но порой учителям не хватает знаний, связанных с предметом. Именно поэтому «Клевер Лаборатория» совместно с Русской Православной Церковью проводит для них онлайн обучение и делится ценными материалами, которых в интернете не найти.
В Республике проблемы со связью, и чтобы пообщаться с экспертами, учителя специально приезжают в те места, где есть хороший сигнал. Настолько им важна поддержка.
Педагог Елена Мальцева рассказывает:
«Мы своими силами восполняем те пробелы и потребности в материалах, которые есть. Разрабатываем пособия, рабочие тетради, что крайне сложно. Поэтому рады любой помощи. Кончено, для того чтобы полноценно преподавать «Основы православной культуры», нужны учебники, которые можно раздать каждому ученику. Но у школ просто нет возможности их приобрести. Сейчас важно закрыть потребности по основным предметам, а ОПК, к сожалению, в этот список не попадает».
Проект «Клевер Лаборатория» решил прийти учителям на подмогу. Он закупит учебники по «Основам православной культуры» для школ Северодонецка, Рубежного, Лисичанска, а также для школ из других городов и сёл Луганской Народной Республики. А ещё пополнит местные библиотеки русской классической литературой, которой там практически нет.
Если вы тоже хотите поддержать учителей и детей из Луганской Народной Республики, присоединяйтесь к важной инициативе. Переходите на сайт проекта lnr.clever-lab.pro и сделайте любой благотворительный взнос.
«Основы православной культуры». Любовь Павличенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была педагог дополнительного образования школы № 1231 имени Поленова Любовь Павличенко.
Мы говорили о преподавании Основ православной культуры в школах и как с современными детьми интересно и доступно говорить о христианстве.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева.
Все выпуски программы Светлый вечер