Музыкальное развитие ребёнка, на сколько оно полезно в раннем возрасте? Как привить ребёнку любовь к музыке? Об этом в программе "Материнский капитал" расскажет педагог детского центра развития "Подсолнух", Алёна Захарова.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом драгоценном – о семье и детях. Если вы хотите музыкально развивать своего малыша прямо с пеленок, наверняка наша программа вам будет интересна, потому что у нас в гостях педагог детского центра развития в Печатниках «Подсолнух» - Алена Захарова. Здравствуйте, Алена!
А.Захарова
— Здравствуйте
С.Бакалеева
— Я не случайно сказала, что вам будет интересна наша передача, потому что передо мной целый арсенал очень интересных музыкальных инструментов. Алена утверждает, что даже малыши могут с ними справиться, это так, Алена?
А.Захарова
— Не только могут справиться, они могут даже какие-то неожиданные способы их употребления придумать.
С.Бакалеева
— То есть, Вы на самом деле, на своих занятиях, ваши малыши, которые к вам приходят, играют на этих инструментах, или с этими инструментами, как это происходит?
А.Захарова
— На этих и с этими инструментами, потому что у них нет каких-то правил, они могут изобретать свои способы, мы им показываем только образцы, а они нас иногда просвещают, как еще можно их использовать.
С.Бакалеева
— То есть, как это происходит, в чем собственно музыкальное развитие? Какого возраста детки к вам приходят?
А.Захарова
— Ну, существует много методик, начиная с внутриутробного развития. К нам приходят детки где-то с полугода и я, в основном работаю с детками раннего возраста предшкольного, преддошкольного, даже можно сказать, от нуля до трех лет, то есть, от полугода до трех лет.
С.Бакалеева
— Ну, вот такие малыши, что же они могут сделать с такими инструментами?
А.Захарова
— Они могут очень внимательно слушать, как они звучат, они могут пытаться своими ручками попытаться воспроизвести также звучание этих инструментов.
С.Бакалеева
— Ну, давайте попробуем какой-нибудь из этих инструментов. Например, полугодовалому малышу, какой бы вы дали в руки инструмент?
А.Захарова
— Ну, самые популярные инструменты во все времена для малышей – это погремушки, есть много народных игрушек, похожие на погремушки – это шаркуночки, маракасы…
С.Бакалеева
— Это шаркунок у Вас сейчас в руке?
А.Захарова
— Да, это у меня шаркунок. Мы их используем в основном, как сенсорно-моторные тренажеры, да, то есть малыши могут, как учиться двигаться, стремясь к этим инструментам, пользуясь ими, так и развивать свой слух, например, такие погремушки самодельные, можно их…
С.Бакалеева
— Из чего можно сделать самодельную погремушку?
А.Захарова
— Очень большие возможности в том, чтобы из разных упаковок от пищевых продуктов сделать наборы различных погремушек, маракасов, в стиле шумовых цилиндров Монтессори, или шумовых шариков Вальдорской педагогики. Да, я вот тут принесла несколько Вальдорфских шариков, сейчас дотянусь до них. Это обычно парные шумовые инструменты в которых можно подобрать одинаковое звучание. Например, в Вальдорфской педагогике – это шарики – маленький и большой шарик – мама и малыш. Я вот только два принесла.
С.Бакалеева
— В первом был вероятно песок, а в этом что-то покрупнее.
А.Захарова
— Песок, манка, разные степени мелкости, да, могут быть предметы. Вы можете использовать крупы, взять, например, от Иммунеле, или от других каких-то продуктов пластиковые упаковки. В Вальдорфских мы только звучание видим похожее, а в цилиндрах Монтессори есть цветовые метки, которые помогают проверить, правильно ли вы подобрали парочку.
С.Бакалеева
— То есть, если мы взяли, например, одинаковые упаковки и мы можем наполнить их разным содержанием.
А.Захарова
— Разным. Желательно, если вы делаете это пособие, чтобы у вас были парные – это именно, как пособие, которое тренирует слух.
С.Бакалеева
— Итак, наполнитель, может быть манка…
А.Захарова
— Манка, гречка, рис.
С.Бакалеева
— Косточки, наверное.
А.Захарова
— Косточки, орешки, камушки, бусинки.
С.Бакалеева
— У всех таких бутылочек будет разное звучание?
А.Захарова
— Чем больше вариантов, тем более тонкие различия слуха может потренировать малыш. То есть, это пособие для уточнения слуха, если говорить в терминологии Монтессори педагогики. Поэтому, самые нежные звуки, как песочек и шаркуночек, еще зависят от материалов, в которые запакован наш наполнитель.
С.Бакалеева
— А шаркунок, давайте расскажем нашим слушателям.
А.Захарова
— Это плетеный из лозы инструмент, он похож на маракас.
С.Бакалеева
— Или, наверное, береста еще бывает, да?
А.Захарова
— Да, бывают из бересты плетеные, бывают вот из такой лозы шаркуночки, которые внутри тоже могут быть с орешками, или с какими-то мелкими крупами. Конечно, у разных народов это могут быть маракасы, погремушки, где-то у меня были самодельные такие штучки – ореховые скорлупки, привязанные к палочкам – это тоже мои дети делали из детских орешков обычных.
С.Бакалеева
— Скорлупа грецкого ореха, привязанная каждая на проволочку и все эти проволочки букетом собраны…
А.Захарова
— Букетиком собраны в авторучку. Ну это домашнее такое наше игровое пособие.
С.Бакалеева
— Это вполне старшие братья и сестры могут сделать подарок младшим
А.Захарова
— Конечно, или мама может новорожденному малышу сделать. А почему-то, я не знаю, возможно, это связано с какой-то энергией любви, которая наполняет эти самодельные инструменты, они часто привлекают детишек гораздо больше, чем купленные игрушки.
С.Бакалеева
— Хотя они не такие яркие.
А.Захарова
— Хотя, они вроде бы на вид достаточно непритязательные.
С.Бакалеева
— А вот это что шуршащее?
А.Захарова
— Это на ниточку нанизанные скорлупки от орехов фисташек.
С.Бакалеева
— Очень приятный звук.
А.Захарова
— Звук очень нежный получается…
С.Бакалеева
— Скорлупа от фисташек?
А.Захарова
— От фисташек, да. чтобы их легко было проткнуть, их надо размочить, а потом они высыхают и снова становятся твердыми. Так, что вам еще показать?
С.Бакалеева
— С более старшими, скажем, когда это уже бегающие малыши, что с ними можно, какое им можно предложить задание?
А.Захарова
— Ну, бегающие, или сидящие малыши, могут пытаться играть на разных шумовых инструментах. На занятиях мы используем и ксилофоны, и металлофоны, разные способы звукоизвлечения, тут важно научить малыша правильно держать молоточек, это не сразу происходит. Сначала они держат крепко кулаком, потом постепенно понимают, что более мелодичные звуки возникают, если не крепко держать молоточек, или даже двумя пальчиками его держать. Очень любят малыши наши ложки.
С.Бакалеева
— Хохломские деревянные ложки.
А.Захарова
— Да, вот, с хохломской росписью. Ну, наверное, для них это не так важно, но, конечно, красивые ложки.
С.Бакалеева
— Ложки могут быть и просто обычные деревянные некрашенные?
А.Захарова
— Да, можно нераскрашенными ложками стучать, можно стучать просто ручками по столику. Много ритмических упражнений, которые не требуют специального какого-то приобретения инструментов, или пособий. Хоть крышкой по кастрюле можно стучать.
С.Бакалеева
— А что должна делать мама? Должна ли мама как-то предложить это задание, сопровождать это какой-то песенкой?
А.Захарова
— Конечно, у мамы главное правильное настроение, если душа поет, то это может быть и песенка и пестушка, много в народной педагогике средств музыкального развития, мы играем обнимашечки, потягушечки, пестушечки, человашечки, которые могут сопровождаться разными прибаутками, пестушками и здесь кроме чисто ритмического музыкального воздействия на ребенка, конечно, очень сильное тактильное вот именно общение мамы с малышом, потому что сама по себе музыка воздействует на эмоциональную сферу, и плюс тактильное взаимодействие, связь любящих людей накладывает свой отпечаток. И работа в группе, тоже, когда малыши уже видят себе подобных, они, мне кажется, более осмысленно начинают музицировать, уже наблюдая за соседями. Некоторые дети зрители, не готовы сами сразу бросаться в экспериментирование и в какую-то активную деятельность, им очень важно посмотреть, как другие это делают.
С.Бакалеева
— То есть, это действительно важно, и по крайней мере не вредно, начать как можно раньше музыкальное развитие малыша?
А.Захарова
— Мне кажется, во всех культурах, никогда никто не задумывался – вредно это, или полезно, просто музыка была пропитана – весь быт, вся жизнь людей. Мы знаем, что в любых племенах много разных музыкальных ритуалов, и в нашем крестьянском быту во время работы часто пели, просто общаясь с малышом пели колыбельные, не повторяясь о том, что я уже сказала, какие-то сезонные работы в поле, или на подворе…
С.Бакалеева
— То есть музыка была разлита просто в жизни?
А.Захарова
— Она да, просто наполняла ее полностью, мне кажется.
С.Бакалеева
— Давайте попробуем еще какие-нибудь из ваших чудесных инструментов.
А.Захарова
— Вас, наверное, тянет на экзотику, какую хотите спросить?
С.Бакалеева
— Конечно, вот этот барабан с прозрачным дном.
А.Захарова
— Этот называется шумовой эффект океан, давайте сначала его послушаем.
С.Бакалеева
— Даже взрослых завораживает.
А.Захарова
— Неизменно завораживает малышей, самые шумные группы вдруг превращаются в тихонь и завороженно слушают этот инструмент. Его можно использовать и как тамбурин бубен, стучать по нему, да, и вот как необычное такое звучание, напоминающее нам волны, приливы, отливы океана, или моря. Ребятки, конечно, сначала начинают очень активно с ним взаимодействовать, но, вот можно их попробовать и научить плавным движениям с помощью этого инструмента.
С.Бакалеева
— То есть, такой музыкальный инструмент может даже поведение регулировать малыша?
А.Захарова
— Безусловно, то, что малыша всерьез заинтересовало и заворожило, оно способно какие-то новые ему привить свойства и качества, когда есть мотив, то появляются и возможности.
С.Бакалеева
— А какой из инструментов наоборот создает бодрое и радостное настроение?
А.Захарова
— Ой, мне кажется всегда народные наши песни веселые плясовые, когда мы с ложками что-то стучим, играем, некоторые детишки прямо начинают пританцовывать и притопывать ножками, даже, если они еще не ходят. Потом трещоточки всегда мы используем в каких-то веселых масляничных забавах, или рождественских калядках.
С.Бакалеева
— Да, что-то шутливое есть.
А.Захарова
— Вот, в продолжение бодрой темы, можно продемонстрировать звучание коробочки…
С.Бакалеева
— Это коробочка с прорезью и молоточек деревянный, которым мы ударяем по этой коробочке.
А.Захарова
— Да, у нее два тона звучания. Бывают разные тон блоки, которые тоже такой эффект нам дает. Вот это двухтоновый тон блок, а бывают три, пять, ну это уже какой вы решите приобрести.
С.Бакалеева
— Что дают малышам такие инструменты?
А.Захарова
— Ну, здесь тоже у нас чувство ритма развивается, да, на всех ударных шумовых инструментах можно разные ритмы простукивать и можно различать по высоте, даже ударные инструменты могут иметь разную высоту звучания и малыши в разных наших играх потихонечку учатся различать высоту звука, разные ритмы, разные лады, темпы, громкость звука. То есть, мы обычно используем игры, где чередуются какие-то противоположные музыкальные понятия.
С.Бакалеева
— Алена, скажите, пожалуйста, можно ли вырастить музыканта? Воспитать музыканта? Или все-таки это талант, который заложен в человеке с рождения?
А.Захарова
— Для меня этот вопрос довольно сложный, если не сказать больной, потому что я, как педагог старалась по максимуму развить, дать возможность ребенку как-то все свои способности развить более, или менее равномерно, но когда они стали музыкой заниматься, я часто сталкивалась с такой ситуацией, когда мне педагоги говорят: «Вот, у ваших детей такие способности, это большой грех, что вы их в профессиональную музыкальную карьеру не толкаете», - а я как-то очень боюсь нарушить эту свободу выбора, что ли, взять на себя такую ответственность и решить за ребенка. Я, конечно, понимаю, что наша современная жизнь демонстрирует нам такие примеры, что все люди, которые стали какими-то крупными специалистами в своей области, начали этим заниматься с трех, с четырех лет, и я понимаю, что, конечно, их родители приняли это решение за них, но я вот почему-то не готова сама как мама принять такое решение, мне кажется, что нужно просто дать ребенку разные возможности попробовать, да, и когда-то ожидать, что он осознанно сделает самостоятельный выбор. Вот, поэтому, не знаю, ответила я на ваш вопрос, или нет. Конечно, музыкальные способности есть у всех, и слух есть у всех, не у всех есть координация между слухом и голосом, или координация между слухом и телом. Да, вот самое главное, с чего мы начинаем…
С.Бакалеева
— Это можно развить?
А.Захарова
— Да, конечно, это не игра с музыкальными инструментами, а ритмизация тела. Да, это и то, что мы поем, и то, что мы играем, ходим в разных темпах, в разных ритмах, прыгаем, то есть это музыкальные игры, которые не связаны с манипулированием музыкальными инструментами, хотя они тоже очень полезные занятия, вот, а чисто сначала начинаем с самого человека, музыку рождаем внутри него.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Алена. У нас в гостях была Алена Захарова – педагог, который занимается музыкальным развитием с малышами, начиная с полугода. Она утверждает, что музыкальные способности есть у всех и заниматься можно даже с самыми маленькими. Даже самая простая погремушка может помочь вам развить музыкальные способности вашего малыша. Главное, то тепло, которое вы ему подарите, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Священномученик Владимир и Валентина Амбарцумовы
Священномученик Владимир Амбарцумов, говоря о своей жене Валентине, повторял, что не знает, где кончается он и где начинается она. Любовь супругов была столь крепка, потому что черпала силы в Евангелии. И хотя совместная жизнь Владимира и Валентины была очень короткой, созданная ими и расцветшая в ΧΧ веке семья Амбарцумовых стала украшением Русской Церкви.
Незадолго до начала Первой Мировой Войны Владимир Амбарцумов вступил в московский кружок Всемирного Студенческого Христианского Союза. В кружках, подобных этому, рассказывала дочь Амбарцумова Лидия, «витал дух общежитейства: общий дом, общая трапеза, общие заботы. В них проходила вся жизнь: здесь дружили, влюблялись, женились, родили и воспитывали детей». Здесь Амбарцумов познакомился со своей будущей супругой Валентиной. Оба они были протестантами: Владимир по рождению, а Валентина, которую в детстве крестили в православии, сделала осознанный выбор в пользу баптизма.
Молодые люди поклялись посвятить жизнь проповеди Евангелия. Они поженились в 1916 году. Через несколько месяцев после торжества Владимир писал Валентине: «Я очень привык к тебе, но всё же то, что ты у меня есть, для меня так же ново, как в первый день. Я чувствую себя совершенно иначе, чем раньше, и всё ещё удивляюсь этому, вернее, радуюсь. Всё-таки как отлична эта радость от всех других земных радостей, которые, и даже лучшие, так скоро проходят, хотя бы уже и потому, что к ним привыкаешь».
После революции христианские кружки подвергались притеснениям со стороны властей, но первые годы они продолжали работать. Владимир и Валентина не оставляли евангельской проповеди. Вместе с друзьями они приобрели и отремонтировали старый дом в центре Москвы, в одной половине которого разместились сами Амбарцумовы, а в другой — проходили занятия и собрания кружка. Супруги организовывали лекции, приглашая известных богословов, раздавали евангелия в больницах и тюрьмах, создали детский приют для сирот. Один из подопечных этого приюта — мальчик Никита — стал приёмным сыном Амбарцумовых. Они приняли его в семью, хотя у Владимира и Валентины уже было двое маленьких детей.
В 1920 году Владимира Амбарцумова и многих других кружковцев арестовали. Причиной ареста была их миссионерская деятельность. В это же время Амбарцумовы потеряли одного из сыновей — Витя умер от скарлатины. Родители утешали друг друга напоминанием о Господе. Владимир в одном из писем к супруге писал: «Будем же послушными и терпеливыми Его учениками. Ведь все испытания имеют исключительной целью закалить и воспитать нашего внутреннего человека для вечной жизни. Чем больше мы здесь переживём Господа и силу Его, тем ближе и роднее Он нам будет там. Будем охотно приносить в жертву временное, чтобы приобресть вечное».
Страшным испытанием для Владимира стала потеря Валентины, которая скоропостижно скончалась от пищевого отравления в 1923 году. Перед смертью она сказала мужу: «Я умираю, но ты не очень скорби обо мне. Я только прошу тебя: будь для детей не только отцом, но и матерью. Времена будут трудные. Много скорби будет. Гонения будут. Но Бог даст сил вам, и всё выдержите». Во время похорон Валентины — они проходили по протестантскому обряду — царила возвышенная, просветлённая радость. Спустя несколько лет Валентину заочно отпел православным чином владыка Мануил Лемешевский. Владимир в середине 1920-х годов сблизился с протоиереем Валентином Свенцицким и стал его духовным сыном. Отец Валентин крестил Амбарцумова и двух его детей, а затем благословил Владимира стать священником...
Когда-то супруги Амбарцумовы мечтали о 12 детях — по числу апостолов. Их чаяние оправдалось во внуках и правнуках. У старшего сына Евгения, настоятеля Князь-Владимирского собора в Ленинграде, родилось восемь детей, у дочери Лидии — шесть. Среди потомков Амбарцумовых — множество, куда больше двенадцати, православных священников.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Преподобные Сергий и Варвара Островские и их сын – преподобный Александр Свирский
В 1830 году в приладожском селе Мандеры построили часовню. В ней находились образа святых — преподобных Сергия и Варвары Островских и их сына — преподобного Александра Сварского. Часовня стояла на месте, где в пятнадцатом веке был дом, в котором жили Сергий и Варвара — в миру Стефан и Васса — и где у них родился сын Амос — будущий святой Александр Свирский.
Супруги считались зажиточными людьми. Они трудились, растили детей, ни в чём не нуждались и не собирались менять вполне счастливый образ жизни. Своего третьего и последнего ребёнка — Амоса они буквально вымолили у Бога. И относились к мальчику, как к дару небес и утешению в старости. Когда Амос вырос, родители стали искать ему невесту. Но юноша мечтал только об одном: он хотел уйти в монастырь. Амос строго соблюдал посты и посвящал ночи молитвам.
Однажды он познакомился с монахами из Валаамского монастыря, пришедшими в село по хозяйственным нуждам. Узнав про отдалённую обитель, расположенную на Ладожском озере, Амос был заворожён рассказами о подвижнической жизни иноков и решился уйти на Валаам. Понимая, что родители его не отпустят, юноша пошёл на хитрость: сказал отцу и матери, что идёт по делам в соседнюю деревню и просил не беспокоиться, если ему придётся задержаться. А сам преодолел 180 километров и, явившись в Валаамский монастырь, принял постриг с именем Александр.
Три года Стефан и Васса искали сына. Ходили по городам и сёлам, опрашивали людей, обещали щедрое вознаграждение тому, кто сообщит им о местонахождении Амоса. Всё было безуспешно. Но родители не теряли надежды. Никто не видел их сына живым, но ведь и мёртвым не видели тоже. Когда же до супругов дошла весть о том, где живёт Амос, Стефан собрался и отправился на Валаам. Александр не хотел выходить к отцу, понимая, что тот будет уговаривать его вернуться. И согласился поговорить только после того, как Стефан пригрозил, что убьёт себя. Сын выслушал отца, и хоть ему было нестерпимо видеть его слёзы, ответил: «Одно тебе хочу сказать: придя в монастырь Пресвятой Богородицы в Остров, постригись там, и спасение души своей получишь. А если этого не сотворишь, больше лица моего не увидишь». Стефан в гневе ушёл, но любовь к сыну заставила его вернуться и пообещать Александру сделать так, как он хочет.
Стефан сдержал слово. Он продал свой дом, раздал имущество бедным и вместе с женой ушёл в Введенский монастырь, где они приняли монашество. Стефан постригся с именем Сергий, а Васса с именем Варвара. К тому времени они были уже пожилыми людьми. И прожили совсем недолго, скончавшись в своей тихой обители. Александр, никогда не забывавший об отце с матерью и опекавший их монастырь, так и называл его: «монастырь моих родителей». И царь Фёдор Иоаннович говорил о нём: «Введенский монастырь, где лежат родители чудотворца Александра Свирскаго». Супруги были канонизированы Церковью и прославлены в чине преподобных.
Сам Александр покинул Валаам и построив хижину на берегу Рощинского озера, несколько лет жил там в одиночестве. Слух о том, что у озера живёт святой, распространился по окрестностям, к Александру стали приезжать паломники. Жить им было негде, и Александр основал на берегу монастырь Живоначальной Троицы, а чуть позже недалеко от него — Александро-Свирскую обитель, игуменом которой и стал. Он прожил 85 лет и умер в августе 1533 года. Церковь канонизировала его спустя 14 лет после кончины.
Сегодня великое множество людей молится Александру Свирскому о рождении ребёнка, как когда-то молились о том же святые Сергий и Варвара. За помощью к Преподобному обращаются и родители, чьи дети решили посвятить свою жизнь Богу. Сразу и безоговорочно принять это могут далеко не все. Но молясь Александру Свирскому матери и отцы, так же как Сергий и Варвара, учатся уважать жизненный выбор своих детей.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Юрий Васильев и Нелли Корниенко
Курортный сезон 1959 года был в разгаре. Южное солнце стояло высоко в безмятежном голубом небе. Пляж с утра был полон желающих окунуться в прохладные морские волны. Худенькая темноволосая девушка озабоченно потрогала плечи — не обгорела ли? Девушку звали Нелли Корниенко. На отдых в Геленджик студентка Щепкинского театрального училища приехала из Москвы. Вдруг прямо перед нею из воды вышел молодой человек — высокий статный шатен. На несколько секунд их взгляды встретились. Осторожно ступая по нагретой солнцем гальке, парень прошёл мимо. И Нелли забыла про полуденный зной, про обгоревшие плечи... «Меня словно громом поразило», — вспоминала она спустя годы. Это была любовь с первого взгляда.
Оказалось, что незнакомец вместе с друзьями расположился неподалёку. Ребята шумно и весело играли в домино. Нелли то и дело поглядывала в их сторону. И вдруг услышала: «Девушка, давайте к нам!» Тот самый красавец махал ей рукой. Нелли смутилась, но приглашение приняла. Накинув на плечи полотенце, подсела к компании. Познакомились. Парень представился Юрием Васильевым. И как-то само собой получилось, что скоро они отсели в сторонку и стали увлечённо общаться вдвоём. Оказалось, что Юра тоже из Москвы. И — вот это совпадение! — тоже будущий актёр, студент ГИТИСа! Прощаясь, парень пригласил девушку на прогулку по вечернему городу, назначив свидание в центральном парке.
Две недели отдыха пролетели, как один миг. Каждый день молодые люди встречались. «Между нами очень быстро возникло настоящее глубокое чувство», — вспоминала Нелли Ивановна. Вернувшись в Москву, Нелли и Юрий поняли, что не могут жить друг без друга. В 1960-м году они поженились. Окончив учёбу, попали в труппу одного театра — Малого. Вместе уходили на работу, вместе возвращались. Вместе играли на сцене. И никогда не уставали друг от друга. Наоборот, помогали учить роли, советовались о том, как лучше сыграть того или иного персонажа. А однажды произошёл удивительный случай. Прямо на улице к Нелли подошёл пожилой человек. Он оказался кинорежиссёром и искал исполнительницу главной роли для своего нового фильма. Типаж Нелли показался ему идеальным. Он пригласил женщину на пробы. Мужу Нелли решила пока ничего не говорить — вдруг не утвердят? Каково же было её изумление, когда на «Мосфильме» она увидела... Юрия! Он пришёл пробоваться на роль в том же фильме! «Не хотел тебе говорить, пока не утвердят», — сказал Васильев. В итоге супруги получили роли в картине Маноса Захариоса «Ловцы губок». «Это просто невероятно! Мы с Юрой играли главных героев, любящих друг друга, и сами были любящей супружеской парой», — вспоминала Корниенко.
Роли в кино и театре приносили Юрию и Нелли много радости. Но главной радостью стало рождение дочери Екатерины в 1967 году. По воспоминаниям Нелли Ивановны, Юрий был образцовым отцом. Купал дочку, укладывал её спать. Примерно в то же время супруги решили обзавестись собственным домом за городом. «Построю сам», — решительно сказал Юрий. И как только выдавалась свободная минута, ехал в деревню — месил раствор, клал кирпичи.
В 1979 году Васильев сыграл одну из своих самых известных киноролей в знаменитой картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — телевизионщика Рудольфа, бросившего главную героиню с маленьким ребёнком. Корниенко вспоминала, что её мужу было очень непросто воплотить такого персонажа. Ведь в жизни Юрий был полной противоположностью! «Юра жил семьёй, бесконечно любил нас с дочкой», — говорила Нелли Ивановна.
...Жарким летним утром 1999 года Нелли и Юрий должны были поехать на дачу. Муж долго не вставал, и Нелли Ивановна пошла его будить. Наклонившись, поняла: Юрий Николаевич скончался. И вспомнила, как накануне он вдруг взял её за руку, долго смотрел в глаза и повторял: «Родная, любимая!» Пережив мужа на 20 лет, Нелли Ивановна больше не вышла замуж. Оставшиеся годы она прожила, вспоминая любимого супруга. А когда пришла пора воссоединиться с ним в вечности, коллеги по Малому театру написали в некрологе: «Там, на Небесах, Юра и Нелли теперь снова вместе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен