Как правильно воспитать девочку, какую модель поведения следует предлагать? Как оградить ребёнка от внешнего негативного воздействия и сохранить, при этом, те лучшие качества, которые были заложены в семье? Об этом многом другом, в программе "Материнский капитал", расскажет искусствовед, руководитель детской фольклорной студии, Анна Борисовна Теплова.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа о воспитании детей и я ее ведущая Софья Бакалеева. У меня в гостях очень интересный человек – искусствовед, фольклорист, руководитель детской фольклорной студии Анна Борисовна Теплова. Анна Борисовна, когда-то, несколько лет назад, мы с вами затевали вместе детский журнал, который успешно просуществовал определенное время, назывался он «Царевна». и я очень хорошо помню, что когда мы обсуждали с Вами самое начало этого журнала, а он затевался именно как журнал для девочек, то пришли к тому, что нет журнала для девочек такого, какой мы не побоялись бы своим девочкам, своим дочкам подложить, подсунуть, дать почитать. Сегодня Ваше мнение изменилось? Сегодня как воспитать девочку? Есть ли такие журналы и такие образы, которые сегодня безбоязненно мама могла бы предложить своей девочке?
А.Б.Теплова
— Ну, если говорить о журналах…
С.Бакалеева
— Ну, и прежде всего тех образах, которые пропагандируются.
А.Б.Теплова
— Когда-то, да, действительно хорошо, что мы вспомнили этот журнал, который мы назвали «Царевна», он и был таким, в определенной степени, педагогическим порывом меня, как мамы. Поскольку ребенок пришел в школу и да… вот вопрос, воспитание девочек, мы воспитывали девочку, мы воспитывали ее в семье, мы создавали какой-то для нее образ, мы что-то там пестовали в этом ребенок. И вот этот ребенок выходит в жесткий наш мир, который называется школа. И в этой школе оказывается незначимым все то, чему мы ее воспитывали.
С.Бакалеева
— А когда Вы ее воспитывали, Вам прежде всего что хотелось бы до нее донести и в нее вложить? Какой вы себе представляли свою девочку?
А.Б.Теплова
— Самой прекрасной, конечно, прежде всего. Ну, лично для меня почему-то очень много значит именно эстетическая сторона, то есть она должна быть красивой. Но красота, она всегда связана не столько с внешностью, сколько с внутренностью, то есть, с внутренним миром человека, его, скажем так, духовной составляющей. И поэтому ребенка своего, мы во-первых, воспитывали в любящей семье, это такое обязательное условие, но, к сожалению, не достаточное. Поэтому мы естественно открывали перед этим ребенком мир всех тех ценностей, которые для нашей цены значимы – это и религиозность, это и традиционная культура, это и вообще культура русская, красота, красота опять же мира, природы, картин наших отечественных, красота, не знаю, музыки и традиционной, и классической музыки. И вот этим всем мы пытались своего ребенка наполнить. Так как мы понимаем, что детство – это такой период, когда ребенок может все это хорошо впитать, то естественно ребенок стал ходить во всевозможные школы и его жизненное время сократилось до минимума. Вот Лена наша пошла, и в музыкальную школу, поскольку музыкальна, и в хорошую английскую спец.школу, которая слава Богу, просто рядом во дворе, и в Воскресную школу, куда же без нее, и в спортивную школу, поскольку современный городской ребенок не может, не находит, нет у него времени и возможностей еще и красиво гармонично физически развиваться…
С.Бакалеева
— И тут гармоничная наполненность красотой и эстетической и физической оказалась невостребованной?
А.Б.Теплова
— Да, во-первых, появились подружки девочки, которые сказали: «Твои родители злодеи, у тебя нет времени», - но они сказали ей чуть попозже, а в начале они ей просто сказали: «Фу-у-у», у тебя нет Принцессы? Ты не читаешь журнал “Принцесса”? Покажи, какая у тебя Барби! А, у тебя нет Барби?!», - и мой ребенок пришел в слезах и сказал: «Да, я хочу журнал “Принцесса”», - и я его даже, как ты помнишь, купила и даже мы все его посмотрели, и я поняла, что ни “Принцесса”, ни ”Барби” – это не тот журнал, который я хотела бы, чтобы был у моего ребенка. Тогда-то и возникла идея создать журнал “Царевна”.
С.Бакалеева
— А почему?
А.Б.Теплова
— Потому что он пустой, потому что не может быть мир женщины ограничен только…
С.Бакалеева
— Косметикой.
А.Б.Теплова
— Косметика, это самое, да, косметикой, вещами, болтовней с подружками, даже если мы что-то и делаем рукодельное, то что-то мы делали, во всяком случае в то время, это было достаточно уже давно, почти семь лет назад, то были перышки, стразики, еще какая-то ерунда. Это все было, ну с моей точки зрения пусто. И тогда встал вопрос о том, а что мы можем им предложить этим девочкам, чтобы это было адекватно. Адекватно по качеству, но совершенно другим по содержанию.
С.Бакалеева
— И что могут предложить, современные мамы, которые вот так же не хотят, чтобы их девочка впитывала пустой образ, женский образ, который иногда даже само понятие женственности в себе не содержит, а хотят по-настоящему воспитать будущую маму и женщину? Что они могут предложить современные мамы?
А.Б.Теплова
— Бедные современные мамы, честно признаться, им особенно и предложить нечего, кроме образа, опять же создаваемого в своей семье.
С.Бакалеева
— То есть собственного?
А.Б.Теплова
— Собственного, да. Опять же, если мы вернемся к игрушкам, современные игрушки, игровой набор современный, он убрал как раз образ матери из игрового арсенала ребенка. Современные пупсы даже просто пугающие, они скорее оттолкнут ребенка от того труда материнского, который будет впереди, который ее ждет. Ну, например, вот эта интерактивная игрушка Reborn, которая тебя заставляет там: я пить хочу, я есть хочу. Она писает, ей надо менять памперсы. Таким образом, обычная игрушка, ну, скажем так, традиционная пеленашка, ты ее запеленал, ты ее положил, она лежит и ждет. Ты проявил к ней свою заботу и твоя забота ограничилась, даже твой труд по заботе ограничивался просто уходом за ней, твоей любовью, так вот материализованной в твоем ручном уходе. А здесь игрушка требует к себе. И соответственно у человека возникает – труд, как обязанность и игрушка, играя в ребенка, вместе с ребенком, в результате ломает самое важное. Мало того, ну, опять же, если мы возьмем ту же пеленашку, то есть, младенец, в котором ничего нет, кроме того, что образ свернутости, у него же вообще нет, ни ручек, ни ножек. Тогда как ты будешь с ним играть? Ты будешь его качать, ты будешь ему что-то петь. А к современной игрушке, которая тот же младенец современный, к нем есть памперс, соска, сумка, бутылка. И в результате ты занимаешься не тем, что ты общаешься как бы с этим младенцем, ты не создаешь вот именно этот образ материнской любви, а ты занимаешься только конкретной работой по пеленанию, пиханию, одеванию и так далее.
С.Бакалеева
— Ну, это наверное, не самый даже плохой вариант, потому что ты о ком-то заботишься. А, скажем, диснеевские мультфильмы, где знаменитые в каждом из них, фигурирует одна из диснеевских принцесс, они в принципе не подразумевают заботы. Ни послушания матери, ни заботы о ком-то младшем.
А.Б.Теплова
— Ну, тут очень важные такие вопросы, связанные скорее с целеполаганием воспитания. Действительно сложно понять, чего мы хотим от ребенка. Если ты ставишь своей задачей воспитать успешную женщину, именно успешную в карьере, то это совсем одно. А если ты хочешь сделать успешной в семье, то это будет совсем другая история. Вообще вопрос целеполагания, он очень существенный, вот я, например, могу, так как занимаюсь традиционной культурой, то могу выговорить, например, каковы были цели воспитания в традиционной крестьянской семье. Они определяются тремя составляющими – вырастить христианина, вырастить крестьянина, то есть труженика и вырастить семьянина. Сегодня все эти цели практически порушены.
С.Бакалеева
— Совершенно верно, и скорее, если мы спросим современную маму, она, наверное, скажет, что она хотела бы, чтобы ее дочка была уверенной в себе, чтобы она знала себе цену, чтобы она умела себя подать, то есть цели получаются совсем другие.
А.Б.Теплова
— Совершенно верно. Даже, например, трудолюбие и карьера, как мы почувствуем разницу в этом? Труд, он всегда для кого-то, а карьера – это для меня. Я должен состояться в карьере. Даже такие, я извиняюсь, смешные современные вещи, как опять же спорт, которым мы раньше занимались в секции и, например, фитнес, ну чем разница? Кажется, ну никакой особой разницы – и там прыгаешь, и тут прыгаешь. На самом деле нет, здесь я занимаюсь тем, что формирую свое тело под какой-то определенный стандарт, а там я совершаю какие-то совершения для того, чтобы достигнуть определенного результата, не связанного лично со мной, правильно? Конкретно со мной. И в ситуации, в которой мы сейчас оказались, можно пойти на поводу у современной ситуации, выращивать вот эту активную, агрессивную, самодостаточную женщину. Но тогда мы никак не сможем изменить эту ситуацию, правильно?
С.Бакалеева
— А если мы все-таки стараемся девочке привить скромность, умение заботиться и вдруг она по сравнению с подружками оказывается в проигрышном положении, как Ваша Лена, не будет ли чувствовать себя она белой вороной?
А.Б.Теплова
— Будет, будет чувствовать себя белой вороной. Но скромный – это не значит робкий, правильно? Человек, который может за себя постоять, как мы говорили только что, о какой современной женщине? О на целеустремленная, да, или какая она еще, активная?
С.Бакалеева
— Да, уверенная в себе.
А.Б.Теплова
— Уверенная в себе, да. Уверенная в себе для себя – это одно дело, а уверенная в себе для другого – это совсем другая позиция. И наши с вами белые вороны, они такие же сильные на самом деле. В конечном итоге, когда происходит момент выбора в семье, например, выбора пары, то современные мальчики, они ведь ищут на самом деле, ищут не эту стервозную, скажем так, некрасивое слово, но я других слов просто не подберу, с таким бритвенным взглядом девушку, а они ищут себе мягкого человека, с которым они будут вместе идти по этой жизни. Не прилепиться просто, чтобы она зарабатывала деньги, а я тут просто лежал на диване. Нет, этого никто тоже не хочет. Я просто в связи с тем, что работаю с детьми много лет, тоже у меня 15 лет студия, даже больше уже, наверное, да, не важно. У меня есть дети, которые первый выпуск, они уже все со своими детьми. Так как они со мной продолжают общаться, то меня очень это удивляет, мальчики ищут мягкую, нежную, любящую, способную к пожертвованиям, к самопожертвованиям, направленную на него. Девочки ищут мужественного, прекрасного, который будет в ней ценить то-то, то-то и то-то, и они не находят друг друга. Огромное количество прекрасных девочек, которые ищут хороших мальчиков, и такое же количество хороших мальчиков, которые ищут хороших девочек, и они не встречаются. Но это не значит, что воспитания было неправильным. Нет, я считаю, что цель воспитания мы должны сохранять, мы не должны растить из нее успешную потопительницу окружающих. Мы должны растить настоящую, хорошую, мягкую, добрую девочку и пусть она будет белой вороной.
С.Бакалеева
— Спасибо, Анна Борисовна. Это была программа о воспитании детей, и я ее ведущая Софья Бакалеева.
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 69 зач., I, 8 - II, 6.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое грех? Как он появляется на свет? И как от него избавиться раз и навсегда? Ответ на эти вопросы мы слышим в отрывке из 1-й и 2-й глав 1-го послания апостола Иоанна Богослова, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
8 Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
Глава 2.
1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
Нет человека, который бы жил эту жизнь и ни разу бы не согрешил. Более того, даже если перестаёт человек совершать явно греховные поступки, он всё ещё не свободен от греха. Величайшие святые признавались в этом на смертном одре. Нам это может показаться странным. Однако всё встанет на свои места, если под грехом мы будем понимать не только нарушение закона, не только антисоциальные поступки, не только явные преступления против человечества, но в первую очередь особое состояние, в котором находится человек. О каком именно состоянии идёт речь?
Православные богословы утверждают, что из-за преступления Адама в мир проникли три жутких болезни. Первая — это тленность. Всё подвержено старению, всё портится, всё разрушается, всё истлевает. Вторая болезнь — это страстность. Речь идёт не о противоестественных страстях, которыми бывает одержим человек. Такими, как например, зависимость от пищи, игр или веществ. Речь о наших вполне естественных реакциях на внешние воздействия. Мы испытываем боль, голод, жажду, холод, утомление. Страдает как наша душа, так и тело. Третья болезнь — это смертность. Это разрушение целостного душевно-телесного состава человека. То, чем оканчивается наша земная жизнь. Со времён Адама этому закону подчиняется каждый из нас. Без исключения. Тленность, смертность и страстность — это общее состояние нашего тела и души. Как говорится, средняя температура по больнице.
Наверное, если бы не был человек сотворён по образу Божию, то мы бы не видели в этом большую проблему. Но что-то подсказывает нам, что так быть не должно. Что есть в этом огромная несправедливость. Именно поэтому мы всеми силами пытаемся избежать этого состояния умирания. Своими мыслями, словами и поступками мы создаём иллюзию бессмертия. Например, пытаемся заработать побольше денег, окружить себя комфортом, получить статус в обществе, собрать вокруг себя единомышленников и почитателей. Так мы надеемся поймать синюю птицу за хвост, убежать от страдания и смерти. И часто к этой цели мы идём, не обращая внимания на окружающих. Здесь и рождается грех. Да, возможно, мы не грабим банки и не создаём финансовые пирамиды. Но всякий из нас наполнен претензиями и недовольством по поводу происходящего вокруг. А это и есть зачаток любого греха.
Поэтому говорить себе, что во мне нет греха — это большое заблуждение и горький самообман. Ведь правда жизни настигнет внезапно. В самый неподходящий момент. Апостол Иоанн напоминает об этом не для того, чтобы вызвать у нас чувство вины, стыда или страха. Он хочет обратить наше внимание на ту альтернативу, которую предлагает Христос. Не лучше ли сразу жить по закону Его Евангелия. Искать не своей воли, но воли Бога. Заботиться не о своей корыстной выгоде, но о пользе, которую мы можем принести окружающим. Тому, кто начинает так проводить свою жизнь, Господь даёт Свой свет, просвещает разум. Такой человек начинает отчётливо видеть своё истинное состояние и то, из какого страшного болота его вытягивает Бог. Это вдохновляет его исполнять заповеди Христовы с ещё большей силой и усердием.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Правда ли, что слово НОВЫЙ очень старое?

Когда мы говорим: «Новый год», мы имеем в виду и праздник, и начало следующего периода нашей жизни, и старт календарного года. Откуда же взялось слово «новый»?
Это древнее прилагательное, корень его известен с давних времён. В греческом «неос», в латинском — «новус», в древнеиндийском языке «навас».
Тот же корень учёные-лингвисты обнаружили в древнеирландском, хеттском, армянском языках.
А в современных английском и немецком языках есть «нью» и «нойе».
Но ещё более интересно, что этот корень встречается и в эвенкийском — «нёву», что означает «первый». И в таджикском — «нав».
Данное слово есть и во всех славянских языках. В старинных русских пословицах часто встречаем: «береги платье с нову, а честь смолоду», «старый друг лучше новых двух».
И конечно, необходимо сказать о «Новом завете», который несёт людям новый свет, призывает к переменам в мыслях и поступках, устанавливает иные отношения с Богом и ближними.
Получается, название для нового, ещё не познанного появилось уже давно, чтобы описывать что-то очень важное в человеческом мировосприятии.
Возникшее в глубокой древности, из праязыка, слово «новый» отражает одно из главных свойств человека — стремление посмотреть свежим взглядом, взглянуть под другим углом, сделать шаг вперёд. В канун больших зимних праздников мы ждём улучшения нашего бытия. Поэтому и в поздравлениях часто желаем друг другу открыть новую страницу жизни.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Правда ли, что слово НОВЫЙ очень старое?
- Кто такие полиглоты?
- Что такое дар рассказчика и можно ли этому научиться?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Дорога жизни» заботится о детях, оставшихся без родителей

Ваня из Алтайского края попал в дом ребёнка в четыре месяца. Он родился с тяжёлым заболеванием. Врачи сказали родителям, что мальчик не выживет и рекомендовали написать отказ ещё в роддоме. Супруги были растеряны и не видели другого выхода, поэтому согласились. Так Ваня и оказался в детском учреждении. Однако история мальчика имеет счастливое продолжение.
Спустя некоторое время после того, как мальчик попал в детский дом, его здоровье ухудшилось и потребовалась срочная операция. Её могли сделать только в специализированной московской клинике. Дом ребёнка обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Дорога жизни». Его команда заботится о детях, оставшихся без попечения родителей. Предоставляет им необходимую медицинскую помощь и сопровождение, а также работает на тем, чтобы подопечные возвращались в кровные семьи или обретали новые.
При содействии фонда Ване сделали операцию в Москве. А пока он находился в больнице, волонтёры проекта разыскали родителей и сообщили им о его состоянии. Папа с мамой прилетели в столицу, чтобы увидеть сына. Специалисты фонда «Дорога жизни» рассказали им об особенностях здоровья ребёнка, о том, как о нём позаботиться, и какие для этого есть возможности в их регионе. В итоге семья оформила все документы и забрала Ваню домой.
Сейчас малыш живёт с родителями и старшей сестрой. Они активно занимаются с мальчиком. Недавно Ваня начал произносить первые слова. И теперь, когда отец возвращается с работы, он встречает его радостным возгласом: «Папа, папа!»
При участии фонда «Дорога жизни» происходит множество добрых историй. Если вы хотите больше узнать о проекте, поддержать его работу и подопечных, переходите на сайт «Дорога жизни».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов