Как правильно искупать новорождённого малыша? Что такое раннее плавание и в чём его польза? Полезные советы для будущих мам в программе "Материнский капитал".
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. С вами ее ведущая, Софья Бакалеева. Все мы знаем, что маленького малыша, младенчика нужно купать, но еще говорят о каком-то раннем плавании. Как это происходит, может ли мама сама с этим справиться, спросим Людмилу Ефимовну Кредину – инструктора по раннему плаванию и материнскому искусству, ведущую групп подготовки к родам. Здравствуйте, Людмила Ефимовна!
Л.Е.Кредина
— Здравствуйте, Софья!
С.Бакалеева
— Так, действительно речь ли идет о плавании, если мы говорим о младенце?
Л.Е.Кредина
— Сказать, что есть такое устойчивое понятие «раннее плавание», в которое входят знания о том, что у всех новорожденных малышей до трех месяцев есть рефлекс. Один из рефлексов, рефлексов много, это рефлекс затаивания дыхания и пользуясь этим рефлексом, его поддерживают и предлагают ребенку плавать. Под плаванием понимают полное погружение под воду. То есть, ребенок может находиться в безвоздушном пространстве, под водой, ребенок там затаивает дыхание и когда ребенок выныривает, то ребенок берет воздух и начинает неопасно для жизни ребенка дышать дальше.
С.Бакалеева
— Вот, я помню у Драгунского был такой рассказ, как купали его маленькую сестру, когда собирается вся семья на кухне, кипятится большой чан с водой, ставится ванночка на три табуретки. Раннее плавание тоже происходит так активно и с такими же сложностями?
Л.Е.Кредина
— Хотелось бы все-таки верить, что, раннее плавание, если мы говорим об органичности жизни, раннее плавание не доставляет стресса для всех окружающих, это очень органичный процесс. И для самых новорожденных деток… то есть каждый ребенок готов сразу в опытных руках начать плавать. Это не значит, что мы будем сразу полностью погружать ребенка под воду, значит мы можем предлагать ему чуть больший объем, чем это детское корыто, или детская ванночка. То есть можем ребенка сразу начать купать в большой ванной.
С.Бакалеева
— С какого возраста это возможно в большой ванной купаться?
Л.Е.Кредина
— В большой ванной ребенок готов с первых дней жизни купаться, если эта ванна чистая.
С.Бакалеева
— То есть, ее нужно простерилизовать?
Л.Е.Кредина
— Ну, простерилизовать… чистая хорошая ванная должна быть. К идее жизни с ребенком – чистота, но не стерильность. Если вы делаете генеральную уборку, она должна быть чисто вымыта. Если мы знаем, кто в этой ванной купается, люди, если там не моют собак каких-то очень больших, если мы знаем, что у тех людей, которые принимают душ в этой ванной, нет грибковых заболеваний, на это хорошо бы обратить внимание, то эта ванна подходит для того, чтобы ребеночек там принимал водные процедуры. Принимая водные процедуры в более большом объеме воды, ребенок уже будет перемещаться по этой воде и это будет и со стороны видно, то есть не надо придумывать дополнительных… ребенок в этом пространстве плавает. Поэтому, опять же, говоря о том, начала с того говорить, ребеночек готов сразу, но бывает зачастую, что молодые мамочки и папы, они неопытные, еще иногда не ловко умеют держать, то есть как женщина делится, если, например, менять подгузник ребенку сразу после родов – это целое событие для женщины, а уж тем более не только для мамы, но и для папы. То буквально через два-три дня опыт по поводу смены подгузников приходит в руки и женщина начинает это делать более ловко, а потом перестает задумываться вообще, что навык у нее есть. Так же и с плаванием, нужно время, чтобы почувствовать ребенка, почувствовать ребенка в водной среде, потому как, зачастую ребенку ничего не будет, если вы как-то неудобно ребенка возьмете, и ребенок, как вам кажется, сползет с руки. Но, тот испуг, который вы испытаете, зачастую бывает, что если мы пугаемся, то мы пугаемся за жизнь ребенка, мы ребенка сразу берем. И наш контакт с ребенком здесь передает ребенку испуг, ребенок тоже с наших рук считывает напряжение и испуг, ребенок тоже пугается в такой ситуации.
С.Бакалеева
— То есть, прежде всего, нужно выбрать в семье того, кто меньше пугается? Меньше боится воды правильно?
Л.Е.Кредина
— Ну, если в семье вообще кто-то боится воды, то это для ребенка вообще фактор риска, поэтому, на мой взгляд, надо просто это обсудить и поговорить, потому что зачастую, даже, если женщина отдала папе купать ребенка, который не боится воды, а женщина боится воды, то любое купание ребенка, даже в маленькой ванночке может для женщины быть травмирующим фактором. А самое главное, малышу после родов – это не водные процедуры и не плавание, а это то, чтобы была мама довольна и спокойна, это самый главный фактор для ребенка. Да, здесь надо понять следующее, что не ставить себе сразу каких-то невыполнимых планов, то есть, мы никуда не опаздываем, мы никуда не торопимся, но есть такая возможность, соединять ребенка с водной средой и с большой ванной. Представьте, что вы живете в квартире, у вас есть бассейн рядом, но по какой-то случайности вас туда не пускают, а вы все время должны мыться в корыте. На самом деле наша, если говорить о стандартной ванной, для ребеночка она является таким резервуаром, где ребенок может плавать, так называемыми восьмерками, то есть это такая траектория, когда ребенок может не прерываясь плавать по ванной где-то в среднем, потому что детки рождаются с разной массой тела и по разному набирают, до полугода. Дальше ванна становится мала и плавать в ванной становится проблематично, только по габаритам. Дальше женщины начинают ходить с ребенком в бассейн. То есть мы сейчас говорим о начале, о самых первых таких моментах и зачастую это соединение, как удобно брать ребенка, как мы погружаем ребенка, какая температура воды должна быть…
С.Бакалеева
— Давайте подскажем, нашим женщинам, молодым мамочкам, как же брать, действительно? И какая должна быть температура воды? Какие-то первые шаги помогите им сделать!
Л.Е.Кредина
— Хорошо, давайте так, про температуру воды. Все знают и в книжках написано, и в инструкциях, когда мы готовимся к рождению малыша, стоит температура воды 37 градусов. Что это такое? Это температура тела ребенка, то есть мы хотим, чтобы это общение с водой, как гигиеническая процедура, как психологическая процедура, было комфортно ребеночку. Но, опять же, здесь на мой взгляд очень важно не полностью отдаваться термометрам. То есть, вот вы термометр, на него посмотрели, попробуйте локтем. Почему не рукой? Потому что терморегуляция кисти, они утеряна, а локоть мамы…
С.Бакалеева
— То есть руки наши огрубели уже, грубо говоря?
Л.Е.Кредина
— Ну, они не настолько чувствительны. Попробовали локтем- прохладная вода, хочу еще. А вроде термометр показала нормальная, а за окном минус 20, то есть мы зимой же тоже регулируем температуру, чуть теплее себя. Летом мы никогда не полезем в теплую, зачастую приезжаешь помогать людям летом, они наливают, 37 градусов показывают мне на термометре отметку и говорят: «Мы все время купаем, уже неделею ребенка, ребенок просто кричит», - ребенку жарко, ребенок так же чувствует, как и мы. Поэтому возможность здесь небольшой дельты, она есть, почувствуйте, что будет чувствовать ребенок. Иногда мне мамочки некоторые говорят: «А вот папа у нас любит более холодную воду, а я более теплую», - отнеситесь к этому, как к тому, что у вас будет возможность закаливания, у вас разница будет в 1,5-2 градуса. А как раньше купали, когда не было градусников? Если вы вспоминаете себя, как мы принимаем ванну, если мы входим в ванну, которая руками нам кажется хорошей температуры, а, когда мы опускаем другие части тела, нам кажется, она горячее и мы не можем сразу туда погрузиться, нам нужно постепенно туда погружаться. Так же хорошо и ребенка в любую температуру погружать постепенно.
С.Бакалеева
— То есть, у него на самом деле ощущения такие же, иногда говорят о ребенке, как о некоем космическом существе, что у него какая-то другая терморегуляция, другие ощущения, поэтому нужно сделать так, как написано в книжке. А на самом деле, да, нужно относиться к нему, как к такому же человечку?
Л.Е.Кредина
— Ребенок чувствует то же, что и мы, конечно, он еще не полностью сформированный организм, но, с точки зрения терморегуляции, ребенок точно так же чувствует, как мы, конечно.
С.Бакалеева
— Нужно ли в эту воду что-то добавлять, в которой мы хотим купать?
Л.Е.Кредина
— По поводу добавления, вы понимаете, когда нам говорят, что купайте в травках, мы же не в чем-нибудь, просто в травках…
С.Бакалеева
— Бабушки вообще за марганцовку.
Л.Е.Кредина
— А бабушки, за марганцовку, да. Но сейчас марганцовка у нас в аптеке по рецептам продается. Марганцовка сушит кожу, то есть, если качество воды, в которой мы собираемся купать ребенка, вызывает у нас опасения, мы не знаем, откуда мы ее принесли, из какого пруда, то в этом случае, конечно нужно что-то добавлять, что обеззаразит воду. И, может быть, будет выбор и за марганцовкой. Если это в каких-то дачно-полевых условиях. Но, с точки зрения городской жизни и городской канализации, все-таки вода отвечает требованиям к купанию младенцев. В роддоме подмывают и купают ребенка обычной проточной водой, ничего не добавляя. Если мы хотим добавлять травки сами самостоятельно, без назначения педиатра, то понимаем, что зачастую ассоциативная связь какая, купание – чистотел, череда, вот что-то буква «ч» у нас здесь. Чудесные наши травы, замечательные, они нам очень помогают, но череда, она сушит кожу, она помогает при мокнущих дерматитах и поэтому мы ей пользуемся, когда у нас есть проблемы, когда нам назначил педиатр ей пользоваться. Когда мы это делаем, чтобы было лучше нашему ребеночку, в травках же лучше, вроде бы, чем без травок, то есть мы продолжаем сами кожу сушить, хотя зачастую кожа новорожденных не требует этого, а наоборот требует увлажнения, а не сушения.
С.Бакалеева
— К любым травам нужно относиться, как к лекарственному средству – ромашка, календула?
Л.Е.Кредина
— Да, к любым травам нужно относиться, как к лекарственным средствам. Но, если у ребенка еще пупочная ранка еще недостаточно зажила, то в этом случае, первую недельку жизни рекомендуют некоторые педиатры купать уже в противовоспалительных травках, как ромашка. А так, на сегодняшний день, марганцовка, конечно, она уже отжила свое здесь.
С.Бакалеева
— Хорошо, значит мы воду подготовили, потихонечку опустили малыша в воду, при этом придерживаем его руками. Что дальше мы можем делать?
Л.Е.Кредина
— Мы можем, конечно, общаться с ребенком. Во-первых, хорошо бы почувствовать, в какой позе мы находимся, то есть зажат ли у нас плечевой пояс. Мы держим ребенка, ребенок весит от трех до четырех килограмм. В воде, конечно, так вес не чувствуется тела, но мы напряжены, мы боимся, ребенок чужое тело, мы погружаем в воду, а вдруг что. Обратить внимание на то, что напряжение наших рук, наших конечностей, чувствует и ребенок. И зачастую от этого ребенку беспокойно, постараться сконцентрировать свое внимание на том, какая у нас поза и насколько мы напряжены, и попробовать это напряжение скинуть, снять. Зачастую, если рядом с тобой есть близкий родственник и просто дотронется тебе до плеча, вот такого телесного контакта достаточно, чтобы чуть больше расслабить руки, которые держат малыша. Мы держим малыша, сейчас конечно, есть очень много разных приспособлений, но, на мой взгляд, хорошо был начинать сразу тело – руки, то есть без горочек…
С.Бакалеева
— Без кругов специальных, специальных шапочек?
Л.Е.Кредина
— Без кругов, шапочек – это может быть потом. Горка, она только для того, чтобы больше уверенности рукам, но ребенок… то есть, это чисто гигиеническая процедура, ребенок никак не почувствует воду, горка не дает этой возможности. Потом ребенок, один из рефлексов еще которые есть у ребенка, это рефлекс, когда предлагается поверхность пяточкам и ножкам – отталкиваться от поверхности. И как только ребенок чувствует – ножки касаются бортика ванны, ребенок сразу начинает вытягивать ножки и с этой горки встает, уползает и это дискомфорт родителям очень большой, сейчас куда-то вообще свалится. Поэтому, есть так называемый «жесткий захват». Слово захват, оно такое немножко не очень органичное для ребенка, но когда головка ребенка на запястье лежит.
С.Бакалеева
— На вашем запястье,да?
Л.Е.Кредина
— На запястье, как правило, на правой руке, да, но на запястье, на сгибе кисти и запястья такая ложбинка получается, когда головка не может никуда деваться. А вторая рука не под попочку берет, а как бы она в пах, и чуть ниже опускается левая рука для того, чтобы все пузико было покрыто водичкой, чтобы пузико не мерзло. И вот в этом жестком захвате можем предлагать ребенку перемещаться по длине ванны. Обязательно контактируя с ребенком, смотря на него, наблюдая. И через буквально несколько минут, мы видим как ребенок, если до этого он был зажат, как и мы были зажаты, ребенок начинает расслабляться, расправляться – это первые шаги наши ребенка. Потом можно вызвать консультанта, который поможет, который вас соединит и подскажет, что и как делать дальше, если вы хотите уже обучать плаванию, раннему плаванию, чтобы были возможные проныривания – это ваш совместный труд и хорошо бы ему научиться.
С.Бакалеева
— То есть, плавание подразумевает потом в дальнейшем погружение под воду, с помощью, которое объяснит и покажет консультант и вы можете дальше заниматься этими упражнениями дома, правильно я понимаю?
Л.Е.Кредина
— Конечно, пока позволяет водная среда, мы можем заниматься этим дома.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Людмила Ефимовна. Мы сегодня говорили о раннем плавании – это прекрасная возможность ребенку почувствовать, что такое водная стихия и самое главное, научиться не бояться этого. С вами была Софья Бакалеева, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Пётр Петровичев. «Вид на церковь святого Иоанна Крестителя с Рождественской улицы в Нижнем Новгороде»

— Маргарита Константиновна, спасибо, что пригласили меня в Музей русского импрессионизма! Я сегодня вечером еду к родственникам в Нижний Новгород. Чемодан уже собрал с утра. Время ещё есть, и я рад провести его в таком замечательном месте.
— А вы раньше бывали в Нижнем, Леонид Сергеевич?
— Да вот, как-то всё не доводилось. Обычно родственники ко мне в Москву приезжают. А теперь вдруг к себе позвали. Ну, а я с удовольствием. Люблю новые места, новые впечатления. А в Нижнем Новгороде есть, на что посмотреть!
— О, безусловно! Один из древнейших городов России. Видами и архитектурой Нижнего Новгорода вдохновлялись многие живописцы.
— А вот интересно, есть ли здесь, в Музее русского импрессионизма, какое-нибудь полотно с изображением Нижнего Новгорода?
— Есть, Леонид Сергеевич! Вот, взгляните — справа от вас, в резной раме бронзового цвета.
— Пётр Петровичев. «Вид на церковь святого Иоанна Крестителя с Рождественской улицы в Нижнем Новгороде». 1919 год.
— Пётр Иванович Петровичев был одним из значимых живописцев первой половины ХХ века. Ученик Исаака Левитана, Валентина Серова и Аполлинария Васнецова. В технике импрессионизма — свободной, фактурной — он изображал лирические русские пейзажи. Особенно любил писать с натуры памятники древнего зодчества. Петровичева неспроста называли певцом русской старины.
— Маргарита Константиновна, вы сейчас для меня открыли нового удивительного художника! Я о нём раньше не слышал.
— Без Петра Ивановича Петровичева просто невозможно представить отечественную пейзажную школу. Он умел своим искусством тонко передать зрителю лирическое своеобразие русского пейзажа.
— Это вы точно сказали, Маргарита Константиновна! Смотрю на картину, и прямо ощущаю этот простор! Широкая улица, старинные здания, Волга вдалеке поблёскивает синей гладью. А на переднем плане картины, слева от зрителя — белокаменный храм с шатровой колокольней. Судя по названию полотна — это и есть церковь святого Иоанна Крестителя.
— Да, один из древнейших храмов Нижнего Новгорода. Есть версия, что это с его паперти в 1612 году, в Смутное время, нижегородский купец Кузьма Минин призывал горожан сплотиться и защитить Москву от польских захватчиков. Правда, тогда церковь была ещё деревянной. Каменный храм, который мы видим на картине, построен на его месте в 1683 году. Кстати, правильное, полное название храма — церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу.
— А, так видимо, отсюда и название улицы — Рождественская! А почему — «на торгу»?
— А вот, видите здание с колоннами? Это типичные старинные торговые ряды. Да и на первых этажах соседних домов тоже угадываются лавочки и магазины. Возле них снуёт народ. Перед нами — торг, то есть, рынок, базар. Ну, а раньше на торгу обязательно стоял храм. Чтобы люди в будничной суете не забывали о Боге.
— Вон оно что! Да, теперь заметил. Наверное, эти детали от меня ускользнули, потому что я на краски засмотрелся. Удивительные! Где-то почти прозрачные, где-то яркие. Жизнерадостный пейзаж!
— А знаете, искусствоведы давно подметили, что творчество русских живописцев, воспитанных на иконописи, как правило оптимистично по настроению.
— Петровичев учился иконописи?
— Да, художник начинал с неё. Ещё подростком он поступил в иконописную и резную школу при Ростовском музее древностей. А уже потом, в 1892 году — в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
— Теперь понятно, почему от картины словно исходит внутренний свет! Кстати, Маргарита Константиновна, вы не знаете, сохранился ли храм Рождества святого Иоанна Предтечи до нашего времени?
— Сохранился! И выглядит сейчас практически так же, как на этом полотне Петра Ивановича Петровичева. Так что вы, когда приедете в Нижний Новгород, без труда его найдёте.
— Кстати, до отправления-то осталось всего ничего! Как незаметно время пролетело. Ещё раз спасибо вам, Маргарита Константиновна, за приглашение в Музей русского импрессионизма. И за то, что познакомили меня с замечательным художником, Петром Петровичевым.
— Ангела хранителя вам в дорогу, Леонид Сергеевич!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Павел Трубецкой. «Мать и дитя»

— Маргарита, посмотри какая необычная скульптура! Впрочем, не удивлена: мы ведь с тобой в московском Музее русского импрессионизма.
— Да, вижу, Оля! Работа Павла Петровича Трубецкого. Или Паоло Трубецкого, как сам он часто подписывался, потому что был наполовину итальянцем. Он жил и творил в конце 19-го — первой половине 20-го века. Скульптурная композиция называется «Мать и дитя».
— Вообще-то я думала, что импрессионизм — это стиль живописи. А тут — скульптура... Неожиданно.
— Правда, скульптурный импрессионизм — довольно редкое явление. Павел Трубецкой, пожалуй, один из немногих его представителей. Для импрессионизма характерно своеобразное видение натуры. Однако у Трубецкого оно гармонично переплетается с вполне классическими художественными приёмами.
— Я как раз на это и обратила внимание! Фигуры женщины и ребёнка — их головы, лица, руки — вроде бы выполнены в привычной реалистичной манере. Но в то же время скульптура выглядит как будто слегка незавершённой, не до конца отточенной. Кажется, на ней заметны даже вмятины от ладоней мастера, и видно, как двигались его руки. Где-то эти движения резкие, неровные. Где-то — наоборот, плавные.
— И этим контрастом скульптор создал потрясающую динамику. Тем более это поразительно, что материал композиции — не мягкая и податливая глина, а довольно непростая для такой работы бронза.
— Бронза? Никогда бы не подумала! Композиция выглядит лёгкой, воздушной. А знаешь, Маргарита, ведь эта своеобразная небрежность, незаконченность, создаёт удивительный скульптурный рельеф. Благодаря им с любого ракурса на изваянии видна игра света и тени. Кажется даже, что женщина и мальчик двигаются!
— Ты права, Ольга. Из-за необычной техники границы скульптуры как бы размываются, фигуры приобретают внутреннюю экспрессию, можно сказать — «оживают». Это свойство работ Трубецкого отмечал живописец Илья Репин. Он называл творчество Павла Петровича искренним, трогательным, а главное — жизненным. Таким и было творческое кредо самого Трубецкого: «видеть поэзию жизни во всём, что окружает».
— Скульптура лиричная, одухотворённая. А кто же они, эти «Мать и дитя»? С кого Трубецкой их лепил? Или это просто фантазия скульптора?
— Нет, Оля, не фантазия. Павел Петрович запечатлел горячо любимую супругу Элин и их единственного сына Пьера.
— Чувствуется огромная любовь, с которой скульптор создавал своё произведение!
— Да! Трубецкого неспроста называли искренним художником. Коллеги-современники утверждали: по работам Павла Петровича можно с большой долей вероятности определить его отношение к модели.
— А ещё почему-то — печаль...
— В 1908-м году, буквально через несколько месяцев после того, как скульптор начал работу над композицией «Мать и дитя», его сын Пьер заболел и скоропостижно скончался. Мальчику было всего два года...
— Творчество помогло художнику пережить горе?
— Помогло, и потом не раз ещё помогало. В 1927 году супруга Трубецкого, Элин, тяжело заболела. Скульптор нашёл лучших врачей, пробовали всё возможное, чтобы её вылечить. Однако женщина умерла. Всю оставшуюся жизнь Павел Петрович воплощал в своём творчестве образ любимой жены и сына.
— А где можно увидеть эти его скульптуры?
— Ну, например, в итальянском городе Палланца есть монумент работы Трубецкого — мемориал павшим в Первой Мировой войне. В одной из его скульптурных групп — женщине с ребёнком — просматриваются черты Элин и Пьера.
— И всё же, несмотря ни на что, от работы Трубецкого «Мать и дитя» веет светлым настроением.
— Скульптор говорил: «Как после ненастья всегда показывается солнце, так и радость всегда побеждает в жизни и творчестве». Трубецкого называли художником-оптимистом, который с детской непосредственностью умел всюду находить красоту.
— И нас с тобой, Маргарита, скульптор Павел Трубецкой сегодня научил видеть её по-особенному.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Неизвестный художник. «Омовение ног»

— Андрей Борисович, смотрите, это она! Картина, которую вы так хотели увидеть здесь, в Русском музее...
— «Омовение ног» кисти неизвестного художника начала 19-го века...
— Помню, что евангельский сюжет, который лежит в основе этой картины, вас как-то особенно волновал.
— Да, Маргарита Константиновна. Сюжет о том, как во время последней трапезы Христа с двенадцатью учениками Он начал умывать ноги ученикам и вытирать полотенцем, которым был препоясан. А Пётр отвечал: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?.. Не умоешь ног моих вовек...»
— И тогда Иисус ответил ему, что Пётр пока этого не понимает, но поймёт позже. Фигуру Христа, омывающего ноги Петру, мы видим на картине в центре композиции. Вокруг них — другие апостолы.
— Они смотрят на происходящее взволнованно...
— И обратите внимание, Андрей Борисович, на облик Христа. Он высвечен золотистыми и светлыми оттенками. В то время как на общем фоне полотна преобладает более тёмная, охровая гамма: приглушённые оттенки бронзового и бежевого цветов. Этот контраст создаёт ощущение сокровенности и величия момента.
— Знаете, Маргарита Константиновна, я иногда размышляю над сюжетом. И мысленно дерзаю ставить себя на место ученика Христа, которому Он омыл ноги. Пытаюсь понять, как апостолы реагировали тогда, что чувствовали... Наверное то, что переворачивает душу, преображает её. Когда сам Господь являет собой пример смирения и кротости... И как сказано в Евангелии, «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу».
— И Господь здесь говорит, конечно, не о конкретных действиях учеников, а о том, как, с какими мыслями и чувствами они должны служить ближним. Не по обязанности, но из любви, как это делал Сам Христос. И поэтому можно сказать, что омовение ног — это своего рода метафора, образное выражение деятельной христианской любви к ближнему.
— И на картине эта мысль читается в изображении самого Христа — художник показал Его низко склонённым перед апостолом.
— Интересно, что этот евангельский сюжет широко распространён в иконографии, но нечасто встречается в живописи. Из западноевропейских художников, например, к ней обращался разве что венецианец Тинторетто в 16 веке, и ещё можно найти несколько гравюр на эту тему.
— И это ещё одна причина, почему мне так хотелось увидеть этот шедевр Русского музея, который сейчас перед нами. Жаль, что мы не знаем имени художника, создавшего его.
— Долгое время считалось, что картину «Омовение ног» написал Владимир Боровиковский.
— А, тот самый, что жил на рубеже 18 и 19-го веков.
— Да. Но в 1955 году искусствоведы Русского музея провели экспертизу, которая опровергла авторство Боровиковского. Эксперты определили примерное время написание работы — конец 18-го или первая четверть 19-го века. Но вот имя художника установить не удалось.
— Зато сохранилась изображённая в красках евангельская история о смирении Христа.
Все выпуски программы Свидание с шедевром











