Как правильно искупать новорождённого малыша? Что такое раннее плавание и в чём его польза? Полезные советы для будущих мам в программе "Материнский капитал".
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. С вами ее ведущая, Софья Бакалеева. Все мы знаем, что маленького малыша, младенчика нужно купать, но еще говорят о каком-то раннем плавании. Как это происходит, может ли мама сама с этим справиться, спросим Людмилу Ефимовну Кредину – инструктора по раннему плаванию и материнскому искусству, ведущую групп подготовки к родам. Здравствуйте, Людмила Ефимовна!
Л.Е.Кредина
— Здравствуйте, Софья!
С.Бакалеева
— Так, действительно речь ли идет о плавании, если мы говорим о младенце?
Л.Е.Кредина
— Сказать, что есть такое устойчивое понятие «раннее плавание», в которое входят знания о том, что у всех новорожденных малышей до трех месяцев есть рефлекс. Один из рефлексов, рефлексов много, это рефлекс затаивания дыхания и пользуясь этим рефлексом, его поддерживают и предлагают ребенку плавать. Под плаванием понимают полное погружение под воду. То есть, ребенок может находиться в безвоздушном пространстве, под водой, ребенок там затаивает дыхание и когда ребенок выныривает, то ребенок берет воздух и начинает неопасно для жизни ребенка дышать дальше.
С.Бакалеева
— Вот, я помню у Драгунского был такой рассказ, как купали его маленькую сестру, когда собирается вся семья на кухне, кипятится большой чан с водой, ставится ванночка на три табуретки. Раннее плавание тоже происходит так активно и с такими же сложностями?
Л.Е.Кредина
— Хотелось бы все-таки верить, что, раннее плавание, если мы говорим об органичности жизни, раннее плавание не доставляет стресса для всех окружающих, это очень органичный процесс. И для самых новорожденных деток… то есть каждый ребенок готов сразу в опытных руках начать плавать. Это не значит, что мы будем сразу полностью погружать ребенка под воду, значит мы можем предлагать ему чуть больший объем, чем это детское корыто, или детская ванночка. То есть можем ребенка сразу начать купать в большой ванной.
С.Бакалеева
— С какого возраста это возможно в большой ванной купаться?
Л.Е.Кредина
— В большой ванной ребенок готов с первых дней жизни купаться, если эта ванна чистая.
С.Бакалеева
— То есть, ее нужно простерилизовать?
Л.Е.Кредина
— Ну, простерилизовать… чистая хорошая ванная должна быть. К идее жизни с ребенком – чистота, но не стерильность. Если вы делаете генеральную уборку, она должна быть чисто вымыта. Если мы знаем, кто в этой ванной купается, люди, если там не моют собак каких-то очень больших, если мы знаем, что у тех людей, которые принимают душ в этой ванной, нет грибковых заболеваний, на это хорошо бы обратить внимание, то эта ванна подходит для того, чтобы ребеночек там принимал водные процедуры. Принимая водные процедуры в более большом объеме воды, ребенок уже будет перемещаться по этой воде и это будет и со стороны видно, то есть не надо придумывать дополнительных… ребенок в этом пространстве плавает. Поэтому, опять же, говоря о том, начала с того говорить, ребеночек готов сразу, но бывает зачастую, что молодые мамочки и папы, они неопытные, еще иногда не ловко умеют держать, то есть как женщина делится, если, например, менять подгузник ребенку сразу после родов – это целое событие для женщины, а уж тем более не только для мамы, но и для папы. То буквально через два-три дня опыт по поводу смены подгузников приходит в руки и женщина начинает это делать более ловко, а потом перестает задумываться вообще, что навык у нее есть. Так же и с плаванием, нужно время, чтобы почувствовать ребенка, почувствовать ребенка в водной среде, потому как, зачастую ребенку ничего не будет, если вы как-то неудобно ребенка возьмете, и ребенок, как вам кажется, сползет с руки. Но, тот испуг, который вы испытаете, зачастую бывает, что если мы пугаемся, то мы пугаемся за жизнь ребенка, мы ребенка сразу берем. И наш контакт с ребенком здесь передает ребенку испуг, ребенок тоже с наших рук считывает напряжение и испуг, ребенок тоже пугается в такой ситуации.
С.Бакалеева
— То есть, прежде всего, нужно выбрать в семье того, кто меньше пугается? Меньше боится воды правильно?
Л.Е.Кредина
— Ну, если в семье вообще кто-то боится воды, то это для ребенка вообще фактор риска, поэтому, на мой взгляд, надо просто это обсудить и поговорить, потому что зачастую, даже, если женщина отдала папе купать ребенка, который не боится воды, а женщина боится воды, то любое купание ребенка, даже в маленькой ванночке может для женщины быть травмирующим фактором. А самое главное, малышу после родов – это не водные процедуры и не плавание, а это то, чтобы была мама довольна и спокойна, это самый главный фактор для ребенка. Да, здесь надо понять следующее, что не ставить себе сразу каких-то невыполнимых планов, то есть, мы никуда не опаздываем, мы никуда не торопимся, но есть такая возможность, соединять ребенка с водной средой и с большой ванной. Представьте, что вы живете в квартире, у вас есть бассейн рядом, но по какой-то случайности вас туда не пускают, а вы все время должны мыться в корыте. На самом деле наша, если говорить о стандартной ванной, для ребеночка она является таким резервуаром, где ребенок может плавать, так называемыми восьмерками, то есть это такая траектория, когда ребенок может не прерываясь плавать по ванной где-то в среднем, потому что детки рождаются с разной массой тела и по разному набирают, до полугода. Дальше ванна становится мала и плавать в ванной становится проблематично, только по габаритам. Дальше женщины начинают ходить с ребенком в бассейн. То есть мы сейчас говорим о начале, о самых первых таких моментах и зачастую это соединение, как удобно брать ребенка, как мы погружаем ребенка, какая температура воды должна быть…
С.Бакалеева
— Давайте подскажем, нашим женщинам, молодым мамочкам, как же брать, действительно? И какая должна быть температура воды? Какие-то первые шаги помогите им сделать!
Л.Е.Кредина
— Хорошо, давайте так, про температуру воды. Все знают и в книжках написано, и в инструкциях, когда мы готовимся к рождению малыша, стоит температура воды 37 градусов. Что это такое? Это температура тела ребенка, то есть мы хотим, чтобы это общение с водой, как гигиеническая процедура, как психологическая процедура, было комфортно ребеночку. Но, опять же, здесь на мой взгляд очень важно не полностью отдаваться термометрам. То есть, вот вы термометр, на него посмотрели, попробуйте локтем. Почему не рукой? Потому что терморегуляция кисти, они утеряна, а локоть мамы…
С.Бакалеева
— То есть руки наши огрубели уже, грубо говоря?
Л.Е.Кредина
— Ну, они не настолько чувствительны. Попробовали локтем- прохладная вода, хочу еще. А вроде термометр показала нормальная, а за окном минус 20, то есть мы зимой же тоже регулируем температуру, чуть теплее себя. Летом мы никогда не полезем в теплую, зачастую приезжаешь помогать людям летом, они наливают, 37 градусов показывают мне на термометре отметку и говорят: «Мы все время купаем, уже неделею ребенка, ребенок просто кричит», - ребенку жарко, ребенок так же чувствует, как и мы. Поэтому возможность здесь небольшой дельты, она есть, почувствуйте, что будет чувствовать ребенок. Иногда мне мамочки некоторые говорят: «А вот папа у нас любит более холодную воду, а я более теплую», - отнеситесь к этому, как к тому, что у вас будет возможность закаливания, у вас разница будет в 1,5-2 градуса. А как раньше купали, когда не было градусников? Если вы вспоминаете себя, как мы принимаем ванну, если мы входим в ванну, которая руками нам кажется хорошей температуры, а, когда мы опускаем другие части тела, нам кажется, она горячее и мы не можем сразу туда погрузиться, нам нужно постепенно туда погружаться. Так же хорошо и ребенка в любую температуру погружать постепенно.
С.Бакалеева
— То есть, у него на самом деле ощущения такие же, иногда говорят о ребенке, как о некоем космическом существе, что у него какая-то другая терморегуляция, другие ощущения, поэтому нужно сделать так, как написано в книжке. А на самом деле, да, нужно относиться к нему, как к такому же человечку?
Л.Е.Кредина
— Ребенок чувствует то же, что и мы, конечно, он еще не полностью сформированный организм, но, с точки зрения терморегуляции, ребенок точно так же чувствует, как мы, конечно.
С.Бакалеева
— Нужно ли в эту воду что-то добавлять, в которой мы хотим купать?
Л.Е.Кредина
— По поводу добавления, вы понимаете, когда нам говорят, что купайте в травках, мы же не в чем-нибудь, просто в травках…
С.Бакалеева
— Бабушки вообще за марганцовку.
Л.Е.Кредина
— А бабушки, за марганцовку, да. Но сейчас марганцовка у нас в аптеке по рецептам продается. Марганцовка сушит кожу, то есть, если качество воды, в которой мы собираемся купать ребенка, вызывает у нас опасения, мы не знаем, откуда мы ее принесли, из какого пруда, то в этом случае, конечно нужно что-то добавлять, что обеззаразит воду. И, может быть, будет выбор и за марганцовкой. Если это в каких-то дачно-полевых условиях. Но, с точки зрения городской жизни и городской канализации, все-таки вода отвечает требованиям к купанию младенцев. В роддоме подмывают и купают ребенка обычной проточной водой, ничего не добавляя. Если мы хотим добавлять травки сами самостоятельно, без назначения педиатра, то понимаем, что зачастую ассоциативная связь какая, купание – чистотел, череда, вот что-то буква «ч» у нас здесь. Чудесные наши травы, замечательные, они нам очень помогают, но череда, она сушит кожу, она помогает при мокнущих дерматитах и поэтому мы ей пользуемся, когда у нас есть проблемы, когда нам назначил педиатр ей пользоваться. Когда мы это делаем, чтобы было лучше нашему ребеночку, в травках же лучше, вроде бы, чем без травок, то есть мы продолжаем сами кожу сушить, хотя зачастую кожа новорожденных не требует этого, а наоборот требует увлажнения, а не сушения.
С.Бакалеева
— К любым травам нужно относиться, как к лекарственному средству – ромашка, календула?
Л.Е.Кредина
— Да, к любым травам нужно относиться, как к лекарственным средствам. Но, если у ребенка еще пупочная ранка еще недостаточно зажила, то в этом случае, первую недельку жизни рекомендуют некоторые педиатры купать уже в противовоспалительных травках, как ромашка. А так, на сегодняшний день, марганцовка, конечно, она уже отжила свое здесь.
С.Бакалеева
— Хорошо, значит мы воду подготовили, потихонечку опустили малыша в воду, при этом придерживаем его руками. Что дальше мы можем делать?
Л.Е.Кредина
— Мы можем, конечно, общаться с ребенком. Во-первых, хорошо бы почувствовать, в какой позе мы находимся, то есть зажат ли у нас плечевой пояс. Мы держим ребенка, ребенок весит от трех до четырех килограмм. В воде, конечно, так вес не чувствуется тела, но мы напряжены, мы боимся, ребенок чужое тело, мы погружаем в воду, а вдруг что. Обратить внимание на то, что напряжение наших рук, наших конечностей, чувствует и ребенок. И зачастую от этого ребенку беспокойно, постараться сконцентрировать свое внимание на том, какая у нас поза и насколько мы напряжены, и попробовать это напряжение скинуть, снять. Зачастую, если рядом с тобой есть близкий родственник и просто дотронется тебе до плеча, вот такого телесного контакта достаточно, чтобы чуть больше расслабить руки, которые держат малыша. Мы держим малыша, сейчас конечно, есть очень много разных приспособлений, но, на мой взгляд, хорошо был начинать сразу тело – руки, то есть без горочек…
С.Бакалеева
— Без кругов специальных, специальных шапочек?
Л.Е.Кредина
— Без кругов, шапочек – это может быть потом. Горка, она только для того, чтобы больше уверенности рукам, но ребенок… то есть, это чисто гигиеническая процедура, ребенок никак не почувствует воду, горка не дает этой возможности. Потом ребенок, один из рефлексов еще которые есть у ребенка, это рефлекс, когда предлагается поверхность пяточкам и ножкам – отталкиваться от поверхности. И как только ребенок чувствует – ножки касаются бортика ванны, ребенок сразу начинает вытягивать ножки и с этой горки встает, уползает и это дискомфорт родителям очень большой, сейчас куда-то вообще свалится. Поэтому, есть так называемый «жесткий захват». Слово захват, оно такое немножко не очень органичное для ребенка, но когда головка ребенка на запястье лежит.
С.Бакалеева
— На вашем запястье,да?
Л.Е.Кредина
— На запястье, как правило, на правой руке, да, но на запястье, на сгибе кисти и запястья такая ложбинка получается, когда головка не может никуда деваться. А вторая рука не под попочку берет, а как бы она в пах, и чуть ниже опускается левая рука для того, чтобы все пузико было покрыто водичкой, чтобы пузико не мерзло. И вот в этом жестком захвате можем предлагать ребенку перемещаться по длине ванны. Обязательно контактируя с ребенком, смотря на него, наблюдая. И через буквально несколько минут, мы видим как ребенок, если до этого он был зажат, как и мы были зажаты, ребенок начинает расслабляться, расправляться – это первые шаги наши ребенка. Потом можно вызвать консультанта, который поможет, который вас соединит и подскажет, что и как делать дальше, если вы хотите уже обучать плаванию, раннему плаванию, чтобы были возможные проныривания – это ваш совместный труд и хорошо бы ему научиться.
С.Бакалеева
— То есть, плавание подразумевает потом в дальнейшем погружение под воду, с помощью, которое объяснит и покажет консультант и вы можете дальше заниматься этими упражнениями дома, правильно я понимаю?
Л.Е.Кредина
— Конечно, пока позволяет водная среда, мы можем заниматься этим дома.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Людмила Ефимовна. Мы сегодня говорили о раннем плавании – это прекрасная возможность ребенку почувствовать, что такое водная стихия и самое главное, научиться не бояться этого. С вами была Софья Бакалеева, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Псалом 3. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Имя Божие, как мы помним из Священного Писания, нельзя произносить всуе, то есть нельзя его произносить вне молитвы, походя, как некую присказку, и уж тем более нельзя его произносить в речи, исполненной ненависти и злобы. Дабы не нарушить эту заповедь, древние евреи предпочитали и вовсе не произносить имя Божие вслух, однако мы можем в изобилии его встретить в псалмах, именно оно скрывается под русским словом «Господь». Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит 3-й псалом, в нём имя Божие произносится в каждой строке, что отсылает нас к христианской практике непрестанной молитвы.
Псалом 3.
1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.
2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня,
3 многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».
4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.
5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.
6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.
7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.
8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.
9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твоё.
Для появления только что прозвучавшего псалма были вполне понятные предпосылки, и они указаны в надписании псалма: «Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего» (Пс. 3:1). Авессалом восстал на своего отца, поднял мятеж, и Давид был вынужден скрываться от сына и его сообщников. Это со всех сторон очень печальная история, но закончилась она для Давида хорошо в том смысле, что его царство устояло, однако сына он потерял. Во время восстания Авессалома многим казалось, что Давид обречён, и эту мысль царь выразил во второй строке 3-го псалма: «Многие говорят душе моей: „нет ему спасения в Боге“» (Пс. 3:3). Иными словами, люди, знавшие ситуацию, в которой оказался Давид, были убеждены, что даже Бог не в силах помочь царю. У Давида же, как мы понимаем, было совершенно иное мнение на этот счёт.
Своё мнение Давид выразил здесь же: «Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою» (Пс. 3:4). Неважно, как складываются обстоятельства, неважно, что думают люди, и что они говорят, значение имеют лишь личные отношения праведника с Богом. Давид, взывая к Богу, многократно повторяя Его святое Имя, тем самым, если можно так выразиться, меняет реальность вокруг себя. Да, в физическом мире ещё мало что изменилось, изменения может видеть лишь Давид, и он видит, что Бог его не посрамит, не даст пасть его царству, Бог сохранит жизнь царя. Окружающие же наблюдают нечто совершенно иное, они, будучи вне Бога, не могут постигнуть замысел Божий, и то, что Бог уже принял решение, Он уже изменил окружающий мир, Бог уже вторгся в исторический процесс, а потому никакие человеческие усилия по свержению Давида не имеют смысла.
Мы понимаем, что Бог неизменен и верен Себе. Он действует в нашем мире точно так же, как он действовал во времена Давида. Следовательно, и сейчас есть две одновременно существующих реальности: реальность людей, призывающих Имя Господне, и реальность тех, кто живёт без Бога. Наш мир — мир молитвы — это не иллюзия и не самовнушение, это Царство Божие, которое, по слову Христову, находится не в каком-то загробном мире, а среди людей, призывающих Имя Господне.
Человек волен сам выбирать в каком мире ему жить: в печальном сером мирке страха и материальной обусловленности, или в мире присутствия Божия, то есть в мире, который является преддверием рая. То, каким ощущается мир, наполненный Богом, говорит прозвучавший сегодня псалом, и в нём мы услышали главное: в этом мире нет страха, ведь никакое зло не может коснуться праведника и отторгнуть его от пребывания с Богом.
Псалом 3. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 3. (Церковно-славянский перевод)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Кор., 168 зач., I, 8-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как перестать испытывать страх перед людьми, ситуациями и этой жизнью в целом? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
9 Н о сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.
О том, что приключилось с апостолом Павлом в Асии, мы можем только гадать. Предположительно, Асия — это древнее название Малой Азии. Павел проповедовал здесь довольно продолжительное время, за которое произошло множество разных событий. Возможно, он подразумевает то, что произошло с ним в городе Ефесе. Там у него возник конфликт с местными язычниками, почитателями богини Артемиды. Это чуть было не закончилось для Павла трагически. Также христианские толкователи предполагают, что речь может идти о какой-то тяжёлой болезни, от которой апостол чуть не умер. Как бы то ни было, с ним произошла крайне неприятная история. Он оказался на грани жизни и смерти.
Однако Павел отнюдь не унывает по этому поводу. В его интонациях нет фатальной обречённости. В чём источник этой силы? Он прямо отвечает на этот вопрос: «но сами в себе имели приговор к смерти». Другими словами, апостол как бы говорит: «Я итак умер, чего мне ещё бояться». Какую смерть имеет в виду Павел? Очевидно, он намекает на свою встречу со Христом. Апостолу открылась тайна креста Спасителя. Он стал соучастником Его смерти и воскресения. Другими словами, умер для прежней жизни. И стал жить совсем на другом основании. Как в одном из посланий Павел пишет: мы «всегда носим в теле мёртвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаёмся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей».
Отцы Церкви называли такое состояние «животворным умертвием». Человек ещё в теле, вроде живёт земной жизнью, но закон греха перестаёт им владеть. Он мёртв для всех тех состояний, которые грех вызывает в его душе. В том числе и для страха. Так и в случае Павла. Вне зависимости от обстоятельств его внутреннее расположение было таково, что он был готов уйти к Богу каждое мгновение. Всеми клеточками своей души он ощущал, что его ведёт Господь. И случаи, подобные случаю в Асии, лишь усиливали в нём это настроение. Поэтому он и пишет, что тяжкие испытания посылаются «для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мёртвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и ещё избавит».
Отношение Павла к жизни может стать для нас практическим руководством к действию. Каждый день с нами происходят события, которые выбивают нас из колеи и нарушают размеренный ритм. Мы можем расстраиваться, раздражаться, злиться, впадать в уныние и, конечно же, бояться. То есть воспринимать происходящее как маленькую катастрофу или даже смерть. Такое настроение в итоге делает наше существование невыносимым. Ведь жизнь полна нежелательных сюрпризов. Ведь она постоянно что-то отнимает у нас. А потому важно воспитывать в себе состояние страха Божия. Это не животный ужас перед небытием. Это особое действие на душу божественной благодати. Оно даёт нам почувствовать близкое присутствие Творца, которое освобождает нас от ужаса перед жизнью. Оно делает нас мёртвыми для греховных пристрастий и привычек. А то, что умерло, больше умереть не может. То, что сгорело, больше не сгорит. Мы перестаём бояться потерять то, что считали своим. Мы и так от него отказались. И вся наша жизнь теперь принадлежит Творцу.
Как правило приобретаем мы это состояние в том случае, если всеми силами стараемся искать волю Бога и на практике исполнять Его заповеди. Если понуждать себя к этой работе на ежедневной основе, то вскоре мы увидим, что неприятности перестают нас страшить. Мы увидим, что ничто с нами не происходит просто так, случайно. Но и то, что мы называем горем, и то, что считаем радостью, всё вплетено в план Творца. Всё может стать той дверью, через которую мы входим в Его Небесное Царство.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Священномученик Сергий Мечёв о молитве». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе фрагментов из бесед священномученика Сергия Мечёва «О молитве» размышляли о том, что такое молитва, почему ее называют «дыханием духовной жизни», является ли она даром от Бога или результатом нашего труда, а также о чем необходимо помнить тому, кто хочет научиться молитве.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов







