В русских православных семьях любовь к ближним прививалась детям с пелёнок и помощь страждущим для многих была основой жизни. В частности, для пензенской помещицы Марии Киселёвой. Она не только посвятила себя служению обездоленным, но и стала созидательницей храмов.
Отец Марии - князь Чегодаев был саратовским предводителем дворянства. Вся его семья занималась благотворительностью. Маша с детства жалела бедных и заботилась о них. Она вышла замуж поздно - в 30 лет и уехала с мужем Александром Киселёвым в Пензу. Супруг так же как Мария всегда был готов протянуть руку помощи нуждающимся. Он спасал крестьян Пензенской губернии в голодные годы. В самой Пензе открыл детский приют и публичную библиотеку. Супружеская жизнь Киселёвых продолжалась 19 лет. Когда муж умер, Мария всю себя отдала благотворительности.
Киселёв оставил завещание, по которому огромные средства были выделены на создание богадельни для престарелых и больных. Мария купила в городе большую усадьбу и начала строительство. Оно длилось три года, но за это время Киселёва открыла приют в своём собственном доме. Когда новое трёхэтажное здание богадельни с домовым храмом было готово, Мария перевела туда своих подопечных. Их было 70 человек, а через 20 лет, когда Киселёва построила второй корпус, население богадельни удвоилось.
У Марии было несколько имений в разных губерниях, она научилась вести дела и умело распоряжалась деньгами. Часть доходов отдавала своему детищу. Остальное шло на строительство храмов в Пензенской, Владимирской и Саратовской губерниях. Одну из своих усадеб Киселёва подарила пензенской епархии с условием, что там откроют училище для девочек-сирот. Сама Мария Михайловна основала Параскево-Вознесенский монастырь в Мордовии и содержала его всю жизнь.
Её мужа похоронили в Пензе в мужском монастыре и Киселёва построила возле погоста Троицкий храм. Посетителей поражало его сходство с храмом Рождества Христова в Вифлееме. Одна из икон действительно была написана и прислана в подарок Марии Михайловне из Вифлеема.
Киселёва не только строила новые церкви. Она восстановила один из старейших храмов Пензы - Воскресенский. Он был возведён в те древние времена, когда города как такового ещё не было. Мария Михайловна решила возродить памятник старины. Здание отреставрировали и расширили.
А сама Киселёва расширила границы своей деятельности и уехала строить храм на Святую землю. «Я всегда любила Святые места Иерусалима и желала туда ехать, быть полезной, сколько будет мне возможно», - писала Мария Михайловна. Она купила участок земли в Назарете и возвела на нём редкой красоты храм. Земля и строительство стоили колоссальных затрат, но Киселёва не пожалела денег, ведь по преданию, это было то самое место, где Спасителя хотели скинуть со скалы. За работами, а они длились три года, присматривала племянница Киселёвой – Александра Радищева – близкая родственница автора «Путешествия из Петербурга в Москву».
Весной 1880 года храм освятили. Вот что об этом событии митрополит Нифонт писал Радищевой: «Вчера Господь помог освятить храм Марии Михайловны. Не буду говорить вам, как наши православные дивились и восхваляли усердие вашей тети. Много их было на освящении, и они говорили, что это лучшая церковь».
Мария Михайловна дожила до глубокой старости. В завещании оставила сорок тысяч рублей своим крестьянам. 565 тысяч отписала богадельне. Большие суммы пожертвовала Московскому миссионерскому обществу и раненым воинам, оставшимся без пенсий. Сто тысяч велела раздать бедным.
Почётная гражданка Пензы Мария Киселёва была уверена в том, что женщина «не сотворена управлять делами». Но считая богатство Божьим достоянием, она не только не растратила его, а приумножила и вложила в благотворительность, исполняя заповедь о любви к ближним.
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца
Во время Великой Отечественной войны в Советском союзе возросла роль Православной церкви. В общей беде люди обращались к Богу, и власти, ещё недавно враждебно относившиеся к религии, не препятствовали соборной молитве. Не стал исключением и Мариуполь. В годы войны верующие горожане сплотились, а вскоре после Победы зарегистрировали православную общину. Её участники приобрели дом на улице Кальмиусской, оборудовали под храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Многие годы маленькая церковь оставалась прибежищем для верующих. А в 1989-ом православные получили разрешение построить новый храм. Возведение продолжалось несколько лет, в нём приняли участие тысячи мариупольцев. Пожертвованиями и личным участием горожане приближали тот день, когда над городом засияли купола собора во имя святителя Николая Чудотворца. Он открылся в 1991 году, с тех пор богослужения под святыми сводами не прекращались. Сегодня Николаевский собор носит статус кафедрального храма Донецкой и МариУупольской епархии.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM
Благовещенская церковь (Село Нелькан Хабаровский край)
В центральной части Хабаровского края, на стрелке рек Чуя и Мая, есть небольшой поселок Нелькан. Его история началась в девятнадцатом веке с печальных событий. В 1816 году в этих краях разразилась эпидемия сибирской язвы. От нее пострадали местные кочевые народы — тунгусы и якуты. Чтобы поддержать их в трудную годину, российское правительство организовало доставку хлеба в тайгу. Один из магазинов поставили в труднодоступной местности в урочище Нелькан. С тех пор здесь появились постоянные жители.
В 1851 году через Нелькан прошел почтовый тракт. Чтобы его обслуживать, в таежный посёлок переселились государственные крестьяне из Забайкалья. Православные построили для соборной молитвы часовню во имя святителя Николая. В 1864 году её посетил епископ Камчатский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых.
Часовня в Нелькане служила духовным центром для русских переселенцев и тунгусов, принявших христианство. Сюда несколько раз в год приезжали священнослужители для совершения церковных таинств. В конце девятнадцатого века Никольская часовня сгорела и вместо неё построили деревянную церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В поселке поселился священник. Он не только проводил богослужения, но и обучал местных ребятишек в церковно-приходской школе.
В начале двадцатого века Благовещенскую церковь уничтожил пожар и в 1914 году в Нелькане возвели каменный храм. Его стали называть братом московского собора Христа Спасителя, поскольку проекты этих зданий подготовил один и тот же архитектор — Константин Тон. Изящная таёжная церквушка, построенная по эскизам знаменитого зодчего, едва уцелела в годы советской власти. После революции 1917-го в ней разместили сначала революционный комитет, а затем сельский клуб.
В конце двадцатого века власти отреставрировали здание, привели в первоначальный вид и... сделали его филиалом «Хабаровского краеведческого музея». С таким решением не согласились местные жители. Они собрали сельский сход и ходатайствовали о возобновлении богослужений. В октябре 1991 года под сводами Благовещенской церкви вновь зазвучала молитва. С тех пор храм остаётся духовным центром поселка Нелькан.
Все выпуски программы ПроСтранствия







