Мариинские гимназии — в наши дни это историческое название всё чаще возвращают себе учебные заведения в разных регионах России. Мариинскими гимназиями официально именуются школы в Таганроге и Ульяновске. В Уфе, по традиции, одну из старейших школ города также называют Мариинской. Современные Мариинские гимназии, конечно, мало чем отличаются от привычных средних школ. А вот два столетия назад, когда эти учебные заведения только появились, они стали новым словом в отечественном образовании. Какими же были Мариинские гимназии в России XIX-го — начала XX-го века, и почему они так назывались?
Прежде всего, нужно отметить, что раньше Мариинские гимназии были исключительно женскими. В Российской империи образование долгое время оставалось привилегией сильного пола. Однако уже в конце XVIII-го века стали появляться учебные заведения и для женщин. Например, Смольный институт и училище ордена Святой Екатерины в Санкт-Петербурге. Однако поступить туда могли лишь девушки дворянского происхождения. Позже начали открываться епархиальные женские училища для дочерей духовенства. А 1858-м году в Петербурге открылось первое училище для девиц всех сословий. Оно стало называться Мариинским. И вот почему: учредителем училища стало «Ведомство императрицы Марии» — благотворительная организация, созданная ещё в конце XVIII-го века супругой императора Павла Первого, Марией Фёдоровной. На личные средства императрицы и частные пожертвования «Ведомство...» открывало и содержало больницы, воспитательные дома для сирот, богадельни для престарелых и учебные заведения. После кончины Павла, «Ведомство императрицы Марии» поочередно возглавляли жёны других действующих монархов. А название сохранялось прежним.
Первое женское Мариинское училище, которое впоследствии переименовали в гимназию, было своего рода экспериментом. Он удался, и вслед за Петербургом, Мариинские всесословные женские гимназии стали появляться практически во всех крупных городах Российской Империи. Туда могли поступить девочки, которым исполнилось 8 лет. Восемь лет продолжалось и образование. А если считать приготовительные классы — то XI, как и сегодня. Старший класс назывался «педагогическим» — на последнем году обучения девушки получали специальность домашней учительницы, и аттестат, который позволял им работать или продолжить образование на женских педагогических курсах.
Учебная программа была весьма насыщенной. Девушки изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, геометрию, физику, географию, русскую и всеобщую историю. Эти предметы были обязательными. В педагогическом 8-м классе к ним прибавлялась педагогика и практика в младших классах — пробные уроки и «педагогическое наблюдение» за младшими девочками. Помимо обязательных, существовал ряд дополнительных дисциплин по выбору: французский и немецкий языки, рисование, музыка, танцы.
В Мариинских гимназиях царила строгая дисциплина. Ученицы носили особую форму, и были обязаны поддерживать в порядке свой внешний вид. Классные дамы зорко за этим следили. Воспитанницам не разрешалось посещать увеселительные мероприятия за стенами учебного заведения. Зато в самих гимназиях для них устраивались театральные представления, литературные вечера, рождественские ёлки. В девушках воспитывали нравственность, скромность, готовили к роли будущих матерей семейства.
В 1918-м году большевики расформировали женские Мариинские гимназии. Большинство из них стали обычными советскими школами. Но историческая память оказалась сильнее. И сегодня учебные заведения, которые когда-то были Мариинскими гимназиями, возвращают себе своё исконное имя.
Все выпуски программы Открываем историю
15 января. О духовном аспекте творчества Грибоедов
Сегодня 15 января. В этот день в 1795 году родился русский писатель и дипломат Александр Грибоедов.
О духовном аспекте его творчества — священник Стахий Колотвин.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер