
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха
Мариинские гимназии — в наши дни это историческое название всё чаще возвращают себе учебные заведения в разных регионах России. Мариинскими гимназиями официально именуются школы в Таганроге и Ульяновске. В Уфе, по традиции, одну из старейших школ города также называют Мариинской. Современные Мариинские гимназии, конечно, мало чем отличаются от привычных средних школ. А вот два столетия назад, когда эти учебные заведения только появились, они стали новым словом в отечественном образовании. Какими же были Мариинские гимназии в России XIX-го — начала XX-го века, и почему они так назывались?
Прежде всего, нужно отметить, что раньше Мариинские гимназии были исключительно женскими. В Российской империи образование долгое время оставалось привилегией сильного пола. Однако уже в конце XVIII-го века стали появляться учебные заведения и для женщин. Например, Смольный институт и училище ордена Святой Екатерины в Санкт-Петербурге. Однако поступить туда могли лишь девушки дворянского происхождения. Позже начали открываться епархиальные женские училища для дочерей духовенства. А 1858-м году в Петербурге открылось первое училище для девиц всех сословий. Оно стало называться Мариинским. И вот почему: учредителем училища стало «Ведомство императрицы Марии» — благотворительная организация, созданная ещё в конце XVIII-го века супругой императора Павла Первого, Марией Фёдоровной. На личные средства императрицы и частные пожертвования «Ведомство...» открывало и содержало больницы, воспитательные дома для сирот, богадельни для престарелых и учебные заведения. После кончины Павла, «Ведомство императрицы Марии» поочередно возглавляли жёны других действующих монархов. А название сохранялось прежним.
Первое женское Мариинское училище, которое впоследствии переименовали в гимназию, было своего рода экспериментом. Он удался, и вслед за Петербургом, Мариинские всесословные женские гимназии стали появляться практически во всех крупных городах Российской Империи. Туда могли поступить девочки, которым исполнилось 8 лет. Восемь лет продолжалось и образование. А если считать приготовительные классы — то XI, как и сегодня. Старший класс назывался «педагогическим» — на последнем году обучения девушки получали специальность домашней учительницы, и аттестат, который позволял им работать или продолжить образование на женских педагогических курсах.
Учебная программа была весьма насыщенной. Девушки изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, геометрию, физику, географию, русскую и всеобщую историю. Эти предметы были обязательными. В педагогическом 8-м классе к ним прибавлялась педагогика и практика в младших классах — пробные уроки и «педагогическое наблюдение» за младшими девочками. Помимо обязательных, существовал ряд дополнительных дисциплин по выбору: французский и немецкий языки, рисование, музыка, танцы.
В Мариинских гимназиях царила строгая дисциплина. Ученицы носили особую форму, и были обязаны поддерживать в порядке свой внешний вид. Классные дамы зорко за этим следили. Воспитанницам не разрешалось посещать увеселительные мероприятия за стенами учебного заведения. Зато в самих гимназиях для них устраивались театральные представления, литературные вечера, рождественские ёлки. В девушках воспитывали нравственность, скромность, готовили к роли будущих матерей семейства.
В 1918-м году большевики расформировали женские Мариинские гимназии. Большинство из них стали обычными советскими школами. Но историческая память оказалась сильнее. И сегодня учебные заведения, которые когда-то были Мариинскими гимназиями, возвращают себе своё исконное имя.
Все выпуски программы Открываем историю
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер