Сегодня видела сценку на улице у магазина и вспомнила Евангельское «Будьте как дети».
Передо мной — две мамочки, которые ведут за руку деток — наверное из детского сада. Они ведут беседу на уровне своего возраста, и на уровне своего человеческого роста — метр шестьдесят плюс минус. «Вы знаете, мы вот в детский садик ходим неохотно, утром так рано вставать — а вы успеваете утром позавтракать?» — «Наш педиатр из шестьдесят восьмой поликлиники, ой, чудесная женщина, посоветовала есть овсянку с черносливом, это так нас выручает». — «Ой, мы тоже ходили в эту поликинику, напомните, пожалуйста, фамилию доктора, мы к ней обязательно запишемся». — «А вы делаете овсянку на воде? Я читала, что кипяченое молоко не очень полезно, поскольку сворачивается белок...»
Беседа предполагает некую взаимную симпатию и доверие — ведь взрослые обмениваются советами, впечатлениями и эмоциями. В допустимом им, взрослым, формате.
Тем временем на уровне пониже — пять-шесть лет, метр двадцать от силы плюс опять же минус — идет совершенно другая жизнь. Вася и Маша уже успели с первого взгляда понять, что они очень рады друг другу, и это большое счастье и просто праздник-праздник, что их мамы наверху так здорово болтают, и у них есть еще минут двадцать, а то и больше — сыграть в салки, поваляться на газоне, обняться, рассказать про самое важное — а именно, что Вася станет программистом или бизнесменом как папа, а Маше подарили на день рождения куклу в абсолютно розовом платье, но зато на следующий — уже точно пообещали собаку, а у Васиного папы в телефоне есть такааая стрелялка, а сегодня вечером брат обещал, что все вместе посмотрят фильм про Джека Воробья, только если будет не очень поздно...
Тут мамы отвлекаются от беседы: «Вася! Перестань немедленно валяться на траве, ты будешь сам свои новые брюки потом отстирывать, не надо так обнимать Машу, ей может быть больно! — Маш, ты можешь две минуты постоять спокойно, если ты испачкаешься, в чем мы пойдем сейчас на танцы...» Но ни Вася, ни Маша не могут две минуты стоять спокойно, потому что у них наступило абсолютное единение душ, счастье и роскошь человеческого общения, которое никак не учитывает отягчающих обстоятельств в виде испачканных брюк, грядущих танцевальных занятий и отстирывания светлого платья, которое кстати может и не отстираться после контакта с зеленой травой...
Я представила этих мамочек и этих деток как взаимоотношения людей вообще. В каждом из нас живут эти две ипостаси — взрослый и ребенок. Некоторая проблема взрослого — что он может так и остаться на уровне метр шестьдесят плюс-минус, варите ли вы овсянку на воде или делаете еще какие-нибудь дела.
Тем временем дети уже полюбили друг друга, уже обнялись, все друг другу доверили, и как им трудно заставить себя стоять две минуты спокойно. И как бы нам посмотреть вниз, на наших детей, отвлечься от нашей светскости и воспитанности, разговоров о высоком, религии, искусстве или политики — и образно говоря — немного побегать и поваляться в траве, не думая об испачканной одежде и надвигающихся уроках танцев.
Иногда мне хочется призвать тех, кто повыше — метр шестьдесят плюс-минус — почаще смотреть вниз, на эту радостную возню наших доверчивых, неугомонных и решительных детей!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер