
Одна из самых любимых моих молитв составлена оптинскими старцами. «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день...» Читаю эти смиренные слова и представляю свою приснопамятную маму. Хотя, наверное, её нельзя назвать эталоном смирения. Нет, она не считала себя хуже всех или недостойной милости Божией. И по отношению к нам, троим детям, нередко бывала властной и требовательной, полностью убежденной в своей правоте.
Но вот к Господу она имела абсолютное, безусловное доверие. Фраза «на всё воля Божия» звучала из её уст не как печальная констатация факта, а как безусловная уверенность в том, что Господь ведёт к Себе единственно верным путем.
Маме было далеко за 70, когда нестерпимые боли в животе вынудили её согласиться на вызов скорой помощи. В больнице её стали немедленно готовить к операции. Мама оставалась поразительно спокойной. «Как Господь даст — так и будет», — утешала она меня. Не я её, а мама — меня! «Слава Богу, я прожила большую и хорошую жизнь» — говорила она.
Милостью Божией, мне удалось созвониться с батюшкой, и уже перед самой операцией, прямо в палате, раба Божия Раиса причастилась.
После хирург сообщил нам, что удалили опухоль. И добавил:
— Окончательный результат покажет гистология. Но поверьте моему опыту — опухоль злокачественная. Это рак.
Ее выписали домой. Регулярно приходил батюшка, исповедовал ее, причащал. Я постоянно читала с ней акафист перед иконкой Богородицы «Всецарица», которая появилась в её красном уголке.
Хорошо помню, как внимательно мамочка слушала молитвы, с каким благоговением принимала Дары, как искренне благодарила Господа и Царицу Небесную. За всё. За прожитые годы. За любимых детей. За возможность причащаться. И даже за рак.
Когда пришли результаты лабораторного исследования, маму поставили на учёт у онколога. Время от времени я ездила к нему, получала необходимые рекомендации для пока ещё неходячей мамы. А когда она уже сама начала преодолевать небольшие расстояния, мы поехали на комиссию по инвалидности.
И знаете, что услышали, войдя в кабинет?
— Комиссия изучила результаты обследований и поняла, что у Раисы Ивановны нет онкологии.
— Дочка, что они говорят? — то ли не расслышала, то ли не поняла мамочка.
— Говорят, нет у тебя рака! Уполз! — наверное, не кстати пошутила я, чтобы скрыть удивление и восторг. Ведь внутри у меня всё ликовала и пело: «Матерь Божия! Это Твоими молитвами Господь сотворил чудо! Куда делись подшитые к личному делу цифры, говорившие о страшной болезни? Исчезли?.. Матерь Божия!..»
Инвалидность, конечно, дали. Но по другой категории. Не по онкологии, которую мама уже приняла как волю Божию, благую и совершенную. Отпущенные Господом ещё 11 лет она провела так же — с полным к Нему доверием, по-детски, без сомнений, молясь и причащаясь Святых Христовых Таинств. Может, это и есть подлинное смирение?
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Кор., 196 зач., XII, 20 - XIII, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается, что человек, некоторое время поживший христианской жизнью и привыкший к церковной дисциплине, начинает судить других по той мере, которой достиг сам. Формально он знает, что главным в его отношении к окружающим должна быть любовь, но не всегда понимает, как на практике соединить любящее отношение с приверженностью к дисциплине? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й и 13-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
Глава 13.
1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.
2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.
Любовь и приверженность дисциплине могут быть очень разными. Ведь одно дело влюблённость, другое родительское чувство, третье дружеское... Мы понимаем, что в них есть много общего, что позволяет называть эти явления «любовью», но в то же время прекрасно осознаём существующую между ними разницу. Похожим образом приверженность к дисциплине может быть связана со стремлением к порядку, а может быть проявлением жестокости и желания проявить власть. Но самое главное, что на эмоциональном уровне любовь и дисциплина кажутся людям вещами несовместимыми. Кому в голову не приходили мысли о родителях: «если они мне этого не разрешают, значит они меня не любят»? Речь может идти о чём угодно: в детстве о конфетах и мультфильмах, в подростковом возрасте о прогулках с друзьями или какой-нибудь покупке. И, конечно, подобные мысли посещают нас и во взрослой жизни: если кто-то с нами строг, значит за что-то невзлюбил, если по-настоящему любит — требования должны быть самыми мягкими.
Для общины Коринфа апостол Павел был отцом и основателем. Он очень любил своих учеников, о чём писал не раз. Однако в отрывке, который мы сегодня услышали, апостол выглядит скорее строгим, чем любящим. Ведь собираясь к ним уже третий раз, апостол пишет, что не пощадит тех, кто согрешил и не покаялся. Конечно, нужно понимать, что воспитательная мера у него была только одна: лишение церковного общения. Он не мог наказать ни физически, ни финансово, он мог только свидетельствовать перед лицом Церкви, что человек, выбравший грех, не может быть частью Тела Христова. Но было ли это свидетельство чем-то лёгким и простым для самого апостола? Очевидно, нет. Почему апостол и пишет, что опасается, как бы ему, прибыв в Коринф, не найти некоторых общинников погрязшими в раздорах, зависти, гневе, ссорах, гордости и прочих беспорядках. И тяжело это для него потому, что в своей любви к ученикам он практически ассоциирует себя с ними перед лицом Божиим, так что их унижение воспринимается им как своё собственное. Он радуется вместе с ними их духовным победам, но и плачет вместе с ними, когда они переживают падения. Апостол не отворачивается с брезгливостью от тех, кто согрешил, но переживает за них. В этом смысле его любовь безусловна и направлена как на праведников, так и на грешников. Он строг ко грешникам, но это отрезвляющая строгость, цель которой не оттолкнуть, но привести к покаянию и возвращению.
Стремясь подражать апостолу, будем в первую очередь требовательны к себе. О тех же, за кого чувствуем ответственность, будем в первую очередь молиться, чтобы Бог направил их ко спасению. А если и понадобиться указать кому-то на церковную норму, всеми силами постараемся, чтобы в наших словах слышалась братская любовь и забота.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Возможность готовить еду и мыться для семьи из отдалённого села Луганской области

Служба помощи «Милосердие Казань» — это проект Русской Православной Церкви. Служба приходит на выручку тем, кто находится в сложных обстоятельствах, в том числе жителям новых регионов России. Волонтёры проекта «Милосердие Казань» регулярно выезжают в бедствующие населённые пункты, ухаживают за одинокими стариками и не только, помогают в ремонте и уборке, узнают о том, что необходимо людям и стараются закрыть самые срочные просьбы.
Недавно к волонтёрам службы обратился священник Александр Беспалов из Луганской епархии с просьбой подержать семью из отдалённого села Райгородка. Туда редко ходят автобусы и добраться до него крайне сложно. В этом селе живут бабушка Ирина Фёдоровна, дочь Елена и внучка Александра. Их дом сильно обветшал и требует серьёзного ремонта. Тем не менее семья старается поддерживать внутри порядок и уют. Только это непросто, когда в помещении отсутствует тепло, вышла из строя бытовая техника и есть перебои с водой. Ирина Фёдоровна с дочкой и внучкой живут крайне скромно и решить все задачи самостоятельно не в силах. Обе женщины тяжело болеют, поэтому их основной доход — это пенсия, а девушка учится и получает стипендию в 1000 рублей.
Чтобы поддержать семью из отдалённого села в Луганской области служба «Милосердие Казань» открыла сбор на покупку газовой плиты, холодильника, водонагревателя и насосной станции, которая обеспечит нормальный напор воды. Больше узнать об этом и помочь можно на сайте: КазаньМилосердие.ру
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вера и сомнения». Епископ Переславский и Угличский Феоктист

У нас в студии был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о вере, неверии, сомнении и встрече с Богом.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Все выпуски программы Светлый вечер