Начало четвертого века от Рождества Христова было благоприятным для Церкви. Христианство стало официальной религией бескрайней Римской империи, к которой принадлежала и часть Египта. Многие христиане, чтобы засвидетельствовать свою любовь к Богу, стали уходить в пустыню, принимая на себя подвиг отшельничества.
Макарий, которого еще при жизни стали звать Великим, как и его наставника – Антония, родился в Египте около 301 года. С детства он мечтал о молитве в уединении, но, подчиняясь воле родителей, женился. Вскоре после свадьбы его супруга умерла, а Макарий остался жить с родителями, заботясь о них. Только после того, как его отец и мать отошли в вечность, юноша удалился в пустыню. Там он построил себе небольшой шалаш и стал жить, молясь и плетя корзины. Иногда Макарий приходил в село – продать корзины и купить немного еды. Многие уже тогда почитали его как опытного в духовной жизни человека.
Но однажды случилось недоразумение, причиной которого стала незамужняя девушка, оказавшаяся беременной.
Отец:
И кто же тот негодник, который воспользовался твоей простотой?!
Беременная:
Монах, живущий в пустыне!
Отец:
Как же это совершилось?
Беременная:
Он приходил продавать корзины и попросил у меня попить… А потом сама не знаю, как получилось…
Отец:
Как его имя?
Беременная:
Макарий!
Селяне жестоко избили монаха и обязали выплачивать несчастной денежное содержание. Даже не пытаясь оправдываться, Макарий согласился. Этим он еще больше убедил людей в своей виновности. Теперь, когда он приходил продавать корзины, все гнушались им как преступником. Но вот пришёл срок родов, а беременная, крича и мучаясь, всё не могла родить. Так она промаялась несколько дней, и уже была при смерти, тогда она покаялась перед родителями, что оклеветала Макария и назвала имя настоящего отца ребёнка. К Макарию послали гонца, он помолился, и ребёнок появился на свет. Целая покаянная процессия отправилась к монаху. Но он, смиренно перенося бесчестие, не мог вынести похвалы, и затемно ушёл в пустыню. Там он и встретил Антония Великого, и стал его верным учеником.
Когда Макарию исполнилось сорок лет, Антоний посвятил его в сан священника и сделал настоятелем скита в небольшой монашеской пустыни. Но и там Макарий больше всего предпочитал проводить время в молитве и одиночестве. Целью христианской жизни Макарий считал единение с Богом и полагал, что добиться этого можно только в уединении. Но один раз в его монастыре гостил известный подвижник, которого почитал и сам Антоний. Старец открыл Макарию своё откровение от Бога - две простые женщины в Александрии превзошли его в благочестии.
Макарий тут же отправился в путь, разыскал этих женщин и спросил у них:
Макарий:
Ради Бога, поведайте мне о своей жизни!
Женщина:
Мы сёстры и замужем за двумя родными братьями. Желая послужить Богу, мы просили отпустить нас в монастырь, но мужья не захотели этого. Вот так и живём…
Макарий:
Но в чём же ваш подвиг?
Женщина:
Подвиг? Повинуясь воле мужей, мы остались и живём вместе с ними, не зная, чем угодить Богу. Но мы договорились, что вовеки не скажем ни одного худого слова ни друг другу, ни ближним нашим. Сначала нам было очень трудно не ссориться, но потом мы поняли, что это лукавый нас искушает, и стали просить Бога о помощи. Только на Него наша надежда!
Макарий:
Поистине, Господь не ищет девы или замужней, не смотрит, инок перед ним, или мирянин. Только сердце человека, стремящегося к Нему, угодно Господу, и такому человеку он посылает в помощь благодать Святого Духа!
По возвращении из Александрии Макарий долгое время жил в пустыне, предаваясь размышлению о Боге. Плодом этих размышлений стали молитвы, которые христиане ежедневно читают утром и вечером. До сих пор духовный опыт, запечатлённый в них, не утратил своей актуальности. А подтверждает этот опыт – смирение святого. Макарий до самого последнего дня считал себя великим грешником, сравнивая свою жизнь с единственным образцом для подражания – со Христом.
Умер святой в девяностолетнем возрасте, и многим монахам, жившим в пустыни, было видение, что душа Макария поднялась к небу, как огненный столп.
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О страданиях за Христа

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него».
О страданиях за Христа — священник Николай Дубинин.
Если мы обратимся к опыту древних христиан, и конечно же, это будут апостолы в первую очередь, мы увидим, что они ценят, радуются и благодарят за страдания. Мы помним, что апостол Пётр, например, предпочёл быть распятым не так, как его Учитель, считая себя недостойным, но попросил распять его вниз головой.
Нам всё это кажется очень странным, однако святые мужи, пребывая в той благодати, понимали, что страдать за Христа есть некое доверие. Не каждый готов вкусить чашу страданий и уподобиться своему Учителю. Не каждый выдержит это. И если человек шёл на страдания и вкушал их, это означало, что он уподобился своему Учителю.
Они благодарили и, более того, призывали, что если страдания выпали на долю христианина, от них не нужно прятаться. Их нужно принять со смирением и благодарением Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О святых и святынях Казанской земли

Сегодня 17 октября. Собор Казанских святых.
О святых и святынях Казанской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В Соборе Казанских святых мы видим множество угодников Божиих, которые самым решительным образом повлияли на православие в России. Это и святители Гурий, Варсонофий, это и святейший Патриарх Ермоген, который обрёл Казанскую икону Божией Матери и который, став патриархом, рассылал письма, воодушевляя русский народ на сопротивление польской интервенции.
В Соборе святых Казанской земли — множество новомучеников и исповедников Церкви Христовой XX века. И во главе новомучеников также стоит выдающийся митрополит Кирилл Смирнов, который по завещанию Патриарха Тихона был первым в списке местоблюстителей патриаршего престола. И только арест митрополита Кирилла воспрепятствовал тому, чтобы он занял пост местоблюстителя и впоследствии был бы избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
Взирая на сонм казанских святых, озаряемых Казанской иконой Божией Матери, будем молиться всем им — и древним святым, и современным, чтобы они уберегли нас от суеверий и расколов, от неверия и хулы, и чтобы по нашей молитве и по нашей вере все они, как только мы к ним обратимся, по слову преподобного Амвросия Оптинского, положили за нас поклон у престола Царя Небесного, если мы с верой обратимся к ним.
Все выпуски программы Актуальная тема