Начало четвертого века от Рождества Христова было благоприятным для Церкви. Христианство стало официальной религией бескрайней Римской империи, к которой принадлежала и часть Египта. Многие христиане, чтобы засвидетельствовать свою любовь к Богу, стали уходить в пустыню, принимая на себя подвиг отшельничества.
Макарий, которого еще при жизни стали звать Великим, как и его наставника – Антония, родился в Египте около 301 года. С детства он мечтал о молитве в уединении, но, подчиняясь воле родителей, женился. Вскоре после свадьбы его супруга умерла, а Макарий остался жить с родителями, заботясь о них. Только после того, как его отец и мать отошли в вечность, юноша удалился в пустыню. Там он построил себе небольшой шалаш и стал жить, молясь и плетя корзины. Иногда Макарий приходил в село – продать корзины и купить немного еды. Многие уже тогда почитали его как опытного в духовной жизни человека.
Но однажды случилось недоразумение, причиной которого стала незамужняя девушка, оказавшаяся беременной.
Отец:
И кто же тот негодник, который воспользовался твоей простотой?!
Беременная:
Монах, живущий в пустыне!
Отец:
Как же это совершилось?
Беременная:
Он приходил продавать корзины и попросил у меня попить… А потом сама не знаю, как получилось…
Отец:
Как его имя?
Беременная:
Макарий!
Селяне жестоко избили монаха и обязали выплачивать несчастной денежное содержание. Даже не пытаясь оправдываться, Макарий согласился. Этим он еще больше убедил людей в своей виновности. Теперь, когда он приходил продавать корзины, все гнушались им как преступником. Но вот пришёл срок родов, а беременная, крича и мучаясь, всё не могла родить. Так она промаялась несколько дней, и уже была при смерти, тогда она покаялась перед родителями, что оклеветала Макария и назвала имя настоящего отца ребёнка. К Макарию послали гонца, он помолился, и ребёнок появился на свет. Целая покаянная процессия отправилась к монаху. Но он, смиренно перенося бесчестие, не мог вынести похвалы, и затемно ушёл в пустыню. Там он и встретил Антония Великого, и стал его верным учеником.
Когда Макарию исполнилось сорок лет, Антоний посвятил его в сан священника и сделал настоятелем скита в небольшой монашеской пустыни. Но и там Макарий больше всего предпочитал проводить время в молитве и одиночестве. Целью христианской жизни Макарий считал единение с Богом и полагал, что добиться этого можно только в уединении. Но один раз в его монастыре гостил известный подвижник, которого почитал и сам Антоний. Старец открыл Макарию своё откровение от Бога - две простые женщины в Александрии превзошли его в благочестии.
Макарий тут же отправился в путь, разыскал этих женщин и спросил у них:
Макарий:
Ради Бога, поведайте мне о своей жизни!
Женщина:
Мы сёстры и замужем за двумя родными братьями. Желая послужить Богу, мы просили отпустить нас в монастырь, но мужья не захотели этого. Вот так и живём…
Макарий:
Но в чём же ваш подвиг?
Женщина:
Подвиг? Повинуясь воле мужей, мы остались и живём вместе с ними, не зная, чем угодить Богу. Но мы договорились, что вовеки не скажем ни одного худого слова ни друг другу, ни ближним нашим. Сначала нам было очень трудно не ссориться, но потом мы поняли, что это лукавый нас искушает, и стали просить Бога о помощи. Только на Него наша надежда!
Макарий:
Поистине, Господь не ищет девы или замужней, не смотрит, инок перед ним, или мирянин. Только сердце человека, стремящегося к Нему, угодно Господу, и такому человеку он посылает в помощь благодать Святого Духа!
По возвращении из Александрии Макарий долгое время жил в пустыне, предаваясь размышлению о Боге. Плодом этих размышлений стали молитвы, которые христиане ежедневно читают утром и вечером. До сих пор духовный опыт, запечатлённый в них, не утратил своей актуальности. А подтверждает этот опыт – смирение святого. Макарий до самого последнего дня считал себя великим грешником, сравнивая свою жизнь с единственным образцом для подражания – со Христом.
Умер святой в девяностолетнем возрасте, и многим монахам, жившим в пустыни, было видение, что душа Макария поднялась к небу, как огненный столп.
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема