Начало четвертого века от Рождества Христова было благоприятным для Церкви. Христианство стало официальной религией бескрайней Римской империи, к которой принадлежала и часть Египта. Многие христиане, чтобы засвидетельствовать свою любовь к Богу, стали уходить в пустыню, принимая на себя подвиг отшельничества.
Макарий, которого еще при жизни стали звать Великим, как и его наставника – Антония, родился в Египте около 301 года. С детства он мечтал о молитве в уединении, но, подчиняясь воле родителей, женился. Вскоре после свадьбы его супруга умерла, а Макарий остался жить с родителями, заботясь о них. Только после того, как его отец и мать отошли в вечность, юноша удалился в пустыню. Там он построил себе небольшой шалаш и стал жить, молясь и плетя корзины. Иногда Макарий приходил в село – продать корзины и купить немного еды. Многие уже тогда почитали его как опытного в духовной жизни человека.
Но однажды случилось недоразумение, причиной которого стала незамужняя девушка, оказавшаяся беременной.
Отец:
И кто же тот негодник, который воспользовался твоей простотой?!
Беременная:
Монах, живущий в пустыне!
Отец:
Как же это совершилось?
Беременная:
Он приходил продавать корзины и попросил у меня попить… А потом сама не знаю, как получилось…
Отец:
Как его имя?
Беременная:
Макарий!
Селяне жестоко избили монаха и обязали выплачивать несчастной денежное содержание. Даже не пытаясь оправдываться, Макарий согласился. Этим он еще больше убедил людей в своей виновности. Теперь, когда он приходил продавать корзины, все гнушались им как преступником. Но вот пришёл срок родов, а беременная, крича и мучаясь, всё не могла родить. Так она промаялась несколько дней, и уже была при смерти, тогда она покаялась перед родителями, что оклеветала Макария и назвала имя настоящего отца ребёнка. К Макарию послали гонца, он помолился, и ребёнок появился на свет. Целая покаянная процессия отправилась к монаху. Но он, смиренно перенося бесчестие, не мог вынести похвалы, и затемно ушёл в пустыню. Там он и встретил Антония Великого, и стал его верным учеником.
Когда Макарию исполнилось сорок лет, Антоний посвятил его в сан священника и сделал настоятелем скита в небольшой монашеской пустыни. Но и там Макарий больше всего предпочитал проводить время в молитве и одиночестве. Целью христианской жизни Макарий считал единение с Богом и полагал, что добиться этого можно только в уединении. Но один раз в его монастыре гостил известный подвижник, которого почитал и сам Антоний. Старец открыл Макарию своё откровение от Бога - две простые женщины в Александрии превзошли его в благочестии.
Макарий тут же отправился в путь, разыскал этих женщин и спросил у них:
Макарий:
Ради Бога, поведайте мне о своей жизни!
Женщина:
Мы сёстры и замужем за двумя родными братьями. Желая послужить Богу, мы просили отпустить нас в монастырь, но мужья не захотели этого. Вот так и живём…
Макарий:
Но в чём же ваш подвиг?
Женщина:
Подвиг? Повинуясь воле мужей, мы остались и живём вместе с ними, не зная, чем угодить Богу. Но мы договорились, что вовеки не скажем ни одного худого слова ни друг другу, ни ближним нашим. Сначала нам было очень трудно не ссориться, но потом мы поняли, что это лукавый нас искушает, и стали просить Бога о помощи. Только на Него наша надежда!
Макарий:
Поистине, Господь не ищет девы или замужней, не смотрит, инок перед ним, или мирянин. Только сердце человека, стремящегося к Нему, угодно Господу, и такому человеку он посылает в помощь благодать Святого Духа!
По возвращении из Александрии Макарий долгое время жил в пустыне, предаваясь размышлению о Боге. Плодом этих размышлений стали молитвы, которые христиане ежедневно читают утром и вечером. До сих пор духовный опыт, запечатлённый в них, не утратил своей актуальности. А подтверждает этот опыт – смирение святого. Макарий до самого последнего дня считал себя великим грешником, сравнивая свою жизнь с единственным образцом для подражания – со Христом.
Умер святой в девяностолетнем возрасте, и многим монахам, жившим в пустыни, было видение, что душа Макария поднялась к небу, как огненный столп.
Помощь для православной службы «Милосердие-на-Дону»
77-летняя Валентина Антоновна вместе с мужем Александром Петровичем приехала в Ростов-на-Дону из села Красный Лиман, что в Донецкой области. Супруги еле спаслись от обстрелов. Пенсионеры долго прятались в разных домах и подвалах. А когда наступило временное затишье, быстро собрали самое необходимое, взяли своих четвероногих любимцев — собаку и кота — и на старенькой машине отправились искать безопасное место и новый дом. Беженцы сменили семь адресов, прежде чем добрались до пункта временного размещения в Ростовской области. Здесь они и живут по сей день, скромно, но главное — мирно. Если пенсионерам что-нибудь нужно — лекарства, продукты или вещи, на помощь им приходят сотрудники службы «Милосердие-на-Дону».
Под их патронажем сегодня находятся сотни людей, тех, кто попал в беду. Это жители Ростовской области, люди из других регионов, а также беженцы из Донбасса. Ежедневно в православной службе принимают заявки на помощь. Просьбы самые разные — кому лекарства нужны, кому продукты, одежда, и многое другое.
Поддерживать всех нуждающихся удаётся только благодаря участию отзывчивых людей и добрых партнёров. Московский благотворительный фонд «Мои друзья» уже неоднократно приходил на выручку проекту «Милосердие-на-Дону» и его подопечным — закупал и передавал необходимую помощь. В ближайшее время фонд отправит в Ростов-на-Дону большую партию средств гигиены. Узнать об этом больше и поучаствовать в важном деле можно на сайте: Моидрузья.орг
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Смыслы Таинства Крещения». Священник Григорий Геронимус
У нас в гостях был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус.
Разговор шел о смыслах и значении Таинства Крещения, а также о том, какие вопросы и недоумения могут возникать у желающих креститься и у крёстных — и как можно на них ответить.
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.