— Взгляни, Антон, какая выразительная картина — «Пошёл дождь»! Ты знал, что у вас здесь, в Бийском краеведческом музее на Алтае, хранится эта замечательная работа художницы Майи Копытцевой?
— Признаться честно, Андрей, не обращал внимания. А полотно и впрямь интересное. Столько воздуха в нём, столько свежести! Так точно передано мгновенье, когда падают первые капли внезапного летнего ливня.
— Мы буквально можем проследить, как вода наполняет собой пространство. Изображение поделено по горизонтали на три части: дощатый пол веранды ещё сухой — сюда, под навес, лишь долетают отдельные брызги, по перилам ограды вовсю барабанят косые струи, а деревья в саду уже стоят мокрые.
— На перилах висит одежда — видимо, её постирали и повесили сушиться. Вещи спасает от дождя единственная героиня картины — девочка-подросток в лёгком сарафане. Она выбежала из дома босая, ёжится под хлёсткими струями, собирая в охапку кофты и брюки. Лица не видно, но мне почему-то кажется, что малышке весело.
— Конечно, для ребенка настоящее приключение — такой нежданный дождь. Он врывается в размеренную дачную жизнь, становится событием. Представляю, как вечером девочка, хохоча, описывала родителям свой маленький подвиг.
— Это дочка художницы?
— Нет, у Копытцевой было два сына. В 1967 году, когда она писала работу «Пошёл дождь», старшему исполнилось двадцать, младшему — семнадцать лет. Моделью для Майи Кузьминичны послужила дочка кого-то из коллег, которые творили на академической даче имени Репина в Тверской области. Именно там происходит действие картины.
— А что это за дача такая?
— Старейшая творческая база художников России. Она открылась ещё в 1884 году. Здесь работали такие прославленные живописцы, как Илья Репин, Архип Куинджи, Валентин Серов.
— Поколение художников, которое пришло им на смену, не получило такой известности.
— И это несправедливо, на мой взгляд. Владимир Гаврилов, Юрий Кугач, Анатолий Левитин, братья Ткачёвы создали немало ярких картин. И Майя Копытцева внесла весомый вклад в сокровищницу русской живописи. У художницы был свой особый авторский почерк, который она, можно сказать, выстрадала.
— Выстрадала?
— Да, ей пришлось пережить немало. В 1941 году Майя училась в Ленинграде, в школе при Академии художеств. Когда началась Великая Отечественная война, девочка стала одной из заложниц блокадного города. Она на всю жизнь запомнила голод, гибель близких друзей, скудное тепло буржуйки, которую приходилось топить любимыми с детства книгами. Но эти воспоминания никак не отразились в работах Майи Кузьминичны.
— Почему, как ты думаешь?
— Пройдя через испытания, она как будто осознала, что жизнь — это драгоценный дар, и славила, воспевала каждый отмерянный ей миг. Радость буквально брызжет с её полотен, будь то пейзажи, натюрморты или жанровые работы — например, та, перед которой мы с тобой сейчас стоим.
— Картина радостная, что говорить! Смотришь на неё, и вспоминаются строки из стихотворения Семёна Кирсанова: «Эти летние дожди, эти радуги и тучи, мне от них как будто лучше, будто что-то впереди».
— В точку! Работа Майи Копытцевой «Пошёл дождь» дарит надежду, что все невзгоды пройдут, как проходят бурные, но короткие летние ливни.
Картину Майи Копытцевой «Пошёл дождь» можно увидеть в Бийском краеведческом музее имени Виталия Бианки
Все выпуски программы: Краски России
«Воспитание девочек». Жанна Трифонова
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
У нас в студии была Вице-президент Международной и Российской Макаренковской Ассоциации по международным отношениям Жанна Трифонова.
Разговор шел об особенностях воспитания девочек, на что особенно важно обращать внимание и как помочь девочке сохранить женственность и чистоту в современном мире.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Прихожане и захожане. Наталья Махмудова
Лет пять назад я услышала в храме слово «захожане». Признаться, мне понравилось это определение людей, которые иногда заходят в храм, например свечку поставить, но сами не знают, ни кому ставить, ни как молиться. Мне показалось, что это остроумно, точно подмечено.
Через некоторое время Великим постом проходило в нашем храме соборование. Людей много пришло. Среди них и совершенно незнакомые лица встречались. Во время первого помазывания священник остановился около мужчины средних лет. Простой такой мужчина, тихий. Выяснилось, что он без нательного креста. Священник велел ему из лавки принести крестик. В этот момент я услышала, как бабушки рядом говорили между собой: «Захожанин». Кивали головами и рассматривали виновника задержки. И я тоже подумала: «Вот, идут на соборование, без креста. Если без креста, зачем соборование? Не понимают даже, наверное, что здесь происходит».
Принесли крест, мужчина надел. Всё пошло своим чередом. Когда я от своих мыслей вернулась к молитве, хор пел покаянные слова: «Помилуй нас, Боже. Помилуй нас, Владыко. Помилуй нас, Святый». От осознания того, что я сделала, заплакала: о чем думаю вместо того, чтобы молиться? Забыла, где нахожусь. В момент таинства я не просто отвлеклась, а осуждала ближнего! Господь человека в храм привел, а я, ничего про него не зная, плохо о нём подумала.
Попросила у Бога прощения. Помолилась за этого мужчину. Думаю, ведь он мог бы и уйти, не собороваться, обидеться. Видела я такое, когда из храма с раздражением уходили. А мужчина все косые взгляды вытерпел. Значит, надо ему здесь быть.
Я задумалась о смысле всей этой истории. Захожане и прихожане. Откуда это протипоставление? Заходить — это иногда и на короткое время. А прийти, значит достигнуть какого-то места. Ну вот я — прихожанка храма. Места я достигла, в храм хожу. А в храме что я делаю? Непрестанно молюсь? Нет, отвлекаюсь. И от того, что я догматические основы веры знаю, молитвы и жития святых, автоматически лучше я не делаюсь, если не веду духовной работы над собой, если не стремлюсь жить по заповедям.
А первая заповедь в отношении к людям: «Возлюби ближнего». Кого же я люблю? Таких же, как я, прихожан. А остальных? Почему же я делю людей в храме на своих и чужих? Как же так получилось в моем сознании? Ведь пришла в храм из совершенно светской мирской среды. Так же зашла когда-то и осталась.
У меня много близких, которые на богослужения не ходят. Я же не общаюсь с ними свысока, не делаю им замечания. Почему же в храме иначе? Получается, прихожане воспринимают «не прихожан» как чужих и как бы охраняют церковь от мимолетных посещений тех, кто, по нашему мнению, не умеет себя вести: во время службы протискиваются к подсвечникам, свечи ставят не так, как надо, да еще запрещают их поправлять, от женщин в брюках, без платка и так далее.
Не удивительно, что люди, заходящие в храм, иногда воспринимают служителей, прихожан как довольно неприятных людей. Знаю я и такие истории, когда прямо говорят: «Войдешь в церковь и тут же к тебе кто-то пристает с замечаниями. Из-за них я и не хожу туда».
Не хочу сказать, что они во всем правы. И, конечно, не имею в виду людей, которые намеренно кощунствуют в храме. Я вот о чем: Это Господь людей приводит в храм, а моя задача сделать всё, чтобы не отвернуть их. Если я не могу им помочь, то не нужно хотя бы мешать.
Каждый раз при появлении в храме нового человека, который может и что-то не так делает, необходимо напоминать себе о том, что очень страшно неосторожным словом или поступком стать препятствием на пути человека к Богу. Приходите, дорогие захожане, в храмы почаще и оставайтесь в нём. Давайте, по заповеди, возлюбим друг друга и помолимся друг о друге.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
14 декабря. О важности догматов в Церкви
В 1-й главе Послания апостола Павла к галатам сказано: «Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».
О важности догматов в Церкви — протоиерей Василий Гелеван.
Догматическое учение церкви — это организм. Здесь все стройно, сложено и связано между собой. В истории церкви всегда будут люди, которые хотят приспособить вероучение к своему убеждению, хотят совратить на церковнославянском языке превратители, извратить евангельское Христово благовестие. Не существует другого Евангелия. Есть только люди, искажающие благую весть, а она одна.
Догматические формулировки церковных соборов появлялись в ответ на возникавшие искажения, то есть те или иные еретические учения. Ересь искажает евангельскую истину, а догматика как раз опирается на Евангелие. Христианское учение проистекает из Евангелия, из того, что сам Христос о себе сказал. Это совершенно конкретные формулировки. Например, что он Сын Божий, что он Господь, Судья. Все богословие церкви христоцентрично, и малейшее искажение истины уводит фокус от Христа, уводит душу от спасительной веры.
Выходит, что чистая вера — это вера в евангельскую правду, и вечная участь человека зависит от того, разделяет он или нет вероучения Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема