
Недавно один человек сказал, что любовь — это химия. Я слушала его монолог на тему, по каким параметрам люди сходятся в отношениях и что нужно терпеть, а что нет... Я не стала спорить, а потом задумалась над смыслом его слов.
Действительно, есть расхожее светское мнение, что любовь — это страсть, молнии, некий порыв, который заставляет твое сердце биться чаще, ладошки потеть, ты заикаешься при виде объекта твоей симпатии, а порой и вовсе забываешь, о чем говорил. Но можно ли это назвать любовью? Влечение — да. Химия? Возможно, на какой-то момент и на физиологическом уровне что-то меняется. Но если говорить в глобальном смысле? Можно ли на этом или только на этом строить будущие отношения?
А как же преданность, чувство долга? Заканчивается «химия» в отношениях этих мужчины или женщины, а что дальше? Нет любви?
Но у них на руках двое, трое, детей, пожилые родители, для которых жизнь молодой пары — тоже некий островок их стабильного, наполненного смыслом существования на Земле. Дом, в котором висят фотографии близких, стоят дорогие сердцу вещи, лежат коробочки с трогательными бирочками — мальчик, рост 52 см. вес 3.700, девочка... И все это — семья.
Но тут вдруг происходит «химия» и нужно сказать своей второй половине, что у тебя другая жизнь, есть некий он или она, который теперь занимает пространство твоей души. Можно для убедительности вспомнить о недостатках своего избранника или избранницы и начать восхвалять возлюбленного на стороне.
Что случилось? Просто изменился «химический состав» и все, что было до этого стало не важно.
И так же не важно, что после этого твой муж или жена будет сходить с ума, горстями пить антидепрессанты, не понимать, что делать дальше. Потому, что их «химия» осталась прежней.
Твоя вторая половина помнит и аромат первой подаренной розы, и свежесть морского воздуха, когда вы вместе отправились семьей в отпуск, и ни с чем не сравнимый запах младенца, которого приносит на руках медсестра... И что со всем этим делать?
Конечно, о прекрасном чувстве любви, вернее, влюбленности сложены песни, написаны стихи и они составляют золотой фонд мирового кинематографа. Но все-таки это влечение, страсть. Любовь в глобальном, христианском понимании — это нечто другое.
Это несравнимо большее: ты любишь своего близкого человека и когда он лежит в больнице, со свойственными этому месту запахами, или когда твоя жена возвращается из роддома, набрав за беременность пятнадцать килограммов веса, и не может ни о чем другом думать, как о том, сколько поел ее новорожденный ребенок.
Любовь — она всегда! И если принять это как аксиому, то со временем это самое чувство, которое начиналось розами и романтическим ужином на берегу, станет только возрастать. И, пройдя через испытания, спустя много лет, можно будет со своей второй половинкой пересмотреть старые фотографии, заплакать от любимой песни, открыть коробку с бирочками — мальчик, рост 52 см, вес 3.700 или девочка...
Любовь — это верность, чувство долга, жалость, память, способность с годами открывать в другом человеке новое, ценить и беречь. Потому, что мы не знаем, сколько времени нам отмерено быть вместе. Потому, что «любовь долготерпит, милосердствует, не ищет своего... никогда не перестает».
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
13 сентября. О прошедшем Крестном ходе в Москве

12 сентября, в День памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского, Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Даниловом монастыре в Москве.
На проповеди после богослужения он рассказал о прошедшем в столице 7 сентября, в День Собора московских святых, Крестном ходе.
Крестный ход, который недавно был, на днях буквально, он очень ясно сказал людям, многим, сомневающимся, неверующим или тем, кто цинично предвосхищал статистику и говорил: «Ну, соберут они там тысяч пятьдесят, ну, пройдут там с Кириллом вместе». А когда прошло четыреста тысяч, перепугались и стали называть совсем другие цифры. Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо.
Я не знаю ни одного другого мегаполиса в мире, ни в какой стране, даже традиционно вроде как и христианской, где бы в настоящее время могло произойти нечто подобное. И опять вопрос, а почему? Ответ у меня только один. А разве кровь мучеников не называлась семенем христианства? В глубокой древности, в античной, кровь мучеников — семя христианства.
И те мученики, которые погибали в после революционные годы, и те, кто был лишён возможности делать карьеру, потому что он был православным, или просто даже объявлять себя православным, или который лишался каких-то благ до лишения квартиры, если он был православным. Вот если всё это собрать воедино, то ведь действительно, и даже те, кто не прошёл через страшные страдания и мученическую смерть, во многом были притесняемы.
И конечно, исповедовать в то время веру в Господа и храмы посещать, особенно если у человека было хоть какое-то видимое положение в обществе, было уже большим и большим подвигом. И вот, действительно, еще раз хочу сказать, взирая на этот многотысячный крестный ход, вспоминал всё это.
Вспоминал своего деда-исповедника, прошедшего 47 тюрем и 7 ссылок. Вспоминал его отца, моего, который накануне свадьбы был арестован и отправлен на Колыму. Вспоминал многих его сослуживцев, которые прошли теми же тропами. Вспоминал многих, которые в тяжелейшие хрущёвские годы этого нового гадкого гонения под вывеской построения к 80-му году коммунизма, то есть справедливого общества, разрушали всякую справедливость, пытаясь уничтожить церковь православную.
Всё это вот вспомнилось и мне, когда мы шли с этим крестным ходом. Ещё раз скажу, что сегодня мы живём прямо-таки в другой стране.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. О верности Христу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным».
О верности Христу — священник Вадим Бондаренко.
Верность — прекрасное качество, которое очень высоко ценится в любом обществе. Это стержень, на котором может держаться как сам человек, так и его деятельность снаружи. Однако очень важно осознанно и вдумчиво выбрать, чему именно ты принимаешь решение быть верным.
Невозможно, чтобы не пришли сомнения, но насколько становится тяжело, когда сомнение накладывается на осознание, что то, во что ты верил, оказалось не стоящим этого. Апостол Павел в своём послании призывает сохранить верность Христу и Его Евангелию.
Человек меняется и предает, а организации под благовидным фасадом таят много того, о чём лучше и не знать. Только Сын Божий без недостатка, без двойного дна, без неожиданных изменений. Он тот, на ком без страха и опасения можно строить свою идентичность и жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. Об истории честного пояса Пресвятой Богородицы

Сегодня 13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы при императоре Аркадии, правившем в Восточной Римской империи с 395 по 408 год.
Об истории святыни — протоиерей Михаил Самохин.
Пояс Пресвятой Богородицы вместе с Её Ризой, точнее, омофором, и иконой Божией Матери Одигитрии, написанной, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, был одной из трёх главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы. Эти три святыни давали основание называть Царьград городом Богородицы. И для византийцев выражение «град Твоей Богородицы» было синонимом слова «Константинополь».
Согласно преданию, пояс и Риза Божией Матери незадолго до Её успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещён в прекрасный ларец, который обрёл своё место в одном из трёх главных богородичных храмов столицы Византии — Халкопратийской церкви.
Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что святая императрица Пульхерия в этом храме установила ночные молитвы и процессию каждую среду, которую возглавляла, идя пешком, с лампадой, которую сама заправляла. А Патриарх Тимофей Константинопольский в VI веке установил практику совершать крестные ходы из Влахернского храма в Халкопратийскую церковь. Ковчег с поясом не открывали на протяжении столетий.
В результате двух падений Константинополя святыня покинула город и сейчас рассеяна частицами в Афонском Ватопедском монастыре, в Санкт-Петербургском Вознесенском Новодевичьем монастыре, в Грузии, в Казанском кафедральном соборе.
И мы понимаем, что святыни, подобные честному поясу Пресвятой Богородицы, служат нам материальным напоминанием о реальности евангельских событий, и при благоговейном к ним отношении становятся источником особой милости и благодати Божией. Уже то, что частицы одежд Божией Матери дошли до нас через тысячелетия — удивительная милость Божия к христианам. А то, что от этой великой святыни совершаются чудеса, ещё больше вдохновляет и укрепляет нас в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема