Грузинская Православная Церковь — одна из древнейших Православных Церквей мира. Христианство пришло в Грузию ещё в четвёртом веке. Несколько лет назад мне удалось воочию познакомиться с красотой грузинского православия. В первую очередь вспоминается богослужение в главном историческом храме Тбилиси — Сионском соборе.
Сионский собор, или как сами грузины любят его называть «Сиони», - древний храм в центре грузинской столицы. Долгое время он являлся главным храмом Грузинской Церкви, потому что настоятелем его был сам Патриарх-Католикос, глава Церкви.
И вот в этом древнем, величественном храме мне посчастливилось вместе с грузинскими священниками совершить главное церковное богослужение — Литургию.
В ходе Литургии наступает особенный момент, когда хлеб и вино, подготовленные к освящению, к тому, чтобы стать Причастием, выносятся из алтаря. Священник в это время произносит молитву и просит у Бога здоровья и сил для главы Церкви — Патриарха, епископов и священников, для всех, кто находится в храме. У нас такая молитва обычно длится несколько минут.
Когда я оказался на Литургии в грузинском соборе Сиони, то сначала не видел никаких различий в совершении этой службы в России и Грузии. Но вот настал тот самый момент выноса хлеба и вина из алтаря.
Старший священник начал произносить привычные для меня слова — просить у Бога здоровья и помощи для Патриарха, священников, стоящих в храме людей. Но совершенно неожиданно молитва-просьба продолжилась. Она длилась значительно дольше, чем в России. Старший священник по именам поминал тех людей, которые находились в храме (а их были сотни), а также тех, кто не смог прийти на службу по разным причинам — из-за старости, плохого самочувствия, иных причин. Кроме того, были упомянуты имена тех, кто жертвует деньги на храм, кто помогает нищим и обездоленным.
Я совершенно реально ощутил, что рядом со мной, передо мной стоят не просто люди. Это была настоящая семья, очень близкая общность людей, которые действительно ценят и любят друг друга.
Неожиданно прозвучало моё имя. Старший священник призвал всех людей, находящихся в храме, помолиться за меня и за мою семью. Все мы не раз слышали о кавказском гостеприимстве. Но в тот момент я ощутил его, как кажется, в полной мере. Причём у меня была абсолютная уверенность, что каждый человек в храме совершенно искренно молится Богу обо мне и моей семье. Кроме того, не было никаких сомнений и в том, что после богослужения каждый прихожанин Сиони, если попрошу, с радостью распахнёт передо мной двери своего дома и разделит со мной праздничный стол.
С тех пор часть моего сердца осталась в Сиони, в центре грузинского православия, куда я очень хотел бы вернуться когда-нибудь...
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема