Если сказать москвичам, что в их городе есть Улица святого Николая, и что каждый из них много раз на ней бывал, ответом, скорее всего, будет недоумение: вот улица Сергия Радонежского в столице точно есть, а улица Святого Николая… где она? Ответ на этот вопрос точно знает писатель Борис Зайцев. Его сборник, в который вошли рассказы и очерки разных лет, так и называется: «Улица святого Николая».
Оказывается, давным-давно, еще в конце девятнадцатого века, так называли Арбат. Не официально, конечно – название было «народным». И возникло оно не случайно: когда-то на Арбате возвышались целых три храма в честь святителя Николая: Никола на Песках, Никола в Плотниках и Никола Явленный. В заглавном очерке Бориса Зайцева именно они стали центром, вокруг которого вращается и жизнь многолюдной улицы, и даже судьба России. Мимо этих трех храмов с грохотом проносятся не только коляски и пролетки, но и годы, и целые эпохи. Декорации меняются, словно в фантастическом блокбастере со спецэффектами. Вот бежит по знойной летней улице юный голубоглазый поэт, а вокруг сияют изящные витрины магазинов, этаких модных бутИков начала двадцатого века. И вдруг откуда ни возьмись: заснеженная мостовая, тяжелый топот множества сапог… И повзрослевший поэт испуганно смотрит, как проходят мимо него шеренгами солдаты в серых шинелях, с красными звездами на остроконечных шапках. Удивительно, но получилось так, что продолжение к очерку Бориса Зайцева написала сама жизнь. Ведь тогда автор еще не мог знать, что именно «серые шинели с красными звездами» захотят стереть из нашей памяти улицу Святого Николая, и по их злой воле с Арбата навсегда исчезнут эти три посвященные ему храма. Вот почему, читая авторский финал, становится одновременно и немного грустно, и по-настоящему радостно от того, что писатель позволил нам воочию увидеть ту, уже ушедшую в века реальность, так мастерски оживив ее.
И столь же живо, объемно и талантливо пишет автор о своих путешествиях на Афон и Валаам. В сборник вошли два одноименных очерка. И если вдруг поехать на далекий Русский Север не позволят дела, а кризис в Греции снова нарушит планы туристов, можно открыть книгу Бориса Зайцева, и окунуться в тихую звездную ночь над афонским Пантелеимоновым монастырем и послушать мерные удары ладожских волн о гранитные скалы Валаама. А потом снова пройтись неспешным шагом по «Улице святого Николая».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.