Есть в кинематографе такое определение: «перестроечное кино». На стыке эпох, когда пополз вверх «железный занавес» и подули «ветры перемен», рождались картины, рассказывающие о нелегкой судьбе «интердевочек» и о том, как нужно «любить по-русски».
Может быть, это прозвучит странно, но нечто подобное, только показанное совсем с другого ракурса, есть и в прозе писателя из Вологды, диакона Николая Толстикова. Его небольшие повести из книги «Пожинатели плодов» – как раз о том самом «смутном» времени начала девяностых.
В захолустной вологодской глубинке, о которой пишет автор, тогда, в общем-то, все происходило так же, как и в больших городах, - только декорации другие. Жена безработного, и поэтому пьющего Сереги Филиппова из повести «Надломленный тростник», этакая начинающая бизнес-вуман районного масштаба, изменила мужу с собственным водителем у себя в квартире. А самого Серегу, в неурочный час явившегося домой, вышвырнула на улицу. Так он оказался в селе, откуда уехал много лет назад. В родной избе давно жила чужая тетка, беженка из Прибалтики по прозвищу Солдат. А вечно пьяная деваха, которую все село называло не иначе как оторвой, оказалась той самой Алкой, которую он кода-то с замиранием сердца подкарауливал на школьном дворе…
Еще более остросюжетна заглавная повесть книги Николая Толстикова «Пожинатели плодов». Во время войны молодой сотрудник «особого отдела» Флегонт Одинцов обнаружил в доме своей невесты… архиепископа, которого под видом больного дальнего родственника скрывала ее тетка. Ни секунды не размышляя, он собрался было исполнить свой долг офицера НКВД, но неожиданно передумал. А после войны Флегонт и сам становится священником – правда, по приказу высших чинов КГБ, чтобы быть «своим среди чужих». Но пройдут годы, и его священство из мнимого превратится в самое что ни на есть настоящее.
Собственно говоря, эта книга тоже в какой-то степени рассказывает о любви по-русски. Даже более того, - по-гоголевски: как полюбить всех такими, как есть, порой, очень даже черненькими. Ведь беленькими-то, как писал классик, полюбить каждый горазд. Такую вот непростую задачу пытается решить Николай Толстиков в своей книге «Пожинатели плодов».
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема