Есть в кинематографе такое определение: «перестроечное кино». На стыке эпох, когда пополз вверх «железный занавес» и подули «ветры перемен», рождались картины, рассказывающие о нелегкой судьбе «интердевочек» и о том, как нужно «любить по-русски».
Может быть, это прозвучит странно, но нечто подобное, только показанное совсем с другого ракурса, есть и в прозе писателя из Вологды, диакона Николая Толстикова. Его небольшие повести из книги «Пожинатели плодов» – как раз о том самом «смутном» времени начала девяностых.
В захолустной вологодской глубинке, о которой пишет автор, тогда, в общем-то, все происходило так же, как и в больших городах, - только декорации другие. Жена безработного, и поэтому пьющего Сереги Филиппова из повести «Надломленный тростник», этакая начинающая бизнес-вуман районного масштаба, изменила мужу с собственным водителем у себя в квартире. А самого Серегу, в неурочный час явившегося домой, вышвырнула на улицу. Так он оказался в селе, откуда уехал много лет назад. В родной избе давно жила чужая тетка, беженка из Прибалтики по прозвищу Солдат. А вечно пьяная деваха, которую все село называло не иначе как оторвой, оказалась той самой Алкой, которую он кода-то с замиранием сердца подкарауливал на школьном дворе…
Еще более остросюжетна заглавная повесть книги Николая Толстикова «Пожинатели плодов». Во время войны молодой сотрудник «особого отдела» Флегонт Одинцов обнаружил в доме своей невесты… архиепископа, которого под видом больного дальнего родственника скрывала ее тетка. Ни секунды не размышляя, он собрался было исполнить свой долг офицера НКВД, но неожиданно передумал. А после войны Флегонт и сам становится священником – правда, по приказу высших чинов КГБ, чтобы быть «своим среди чужих». Но пройдут годы, и его священство из мнимого превратится в самое что ни на есть настоящее.
Собственно говоря, эта книга тоже в какой-то степени рассказывает о любви по-русски. Даже более того, - по-гоголевски: как полюбить всех такими, как есть, порой, очень даже черненькими. Ведь беленькими-то, как писал классик, полюбить каждый горазд. Такую вот непростую задачу пытается решить Николай Толстиков в своей книге «Пожинатели плодов».
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.