Тот, кто придумал именовать женщин «слабым полом», вряд ли стремился их обидеть. Скорее всего, он ничего плохого в виду не имел, а просто хотел таким образом подчеркнуть органически присущие прекрасным дамам тонкие душевные качества. Ведь о том, что «слабый пол» способен на невероятные по силе духа и мужеству поступки, было известно всегда. В девятнадцатом веке Некрасов восхищался женщинами в русских селеньях, способными и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти. А Владимир Зоберн, редактор и автор-составитель, адаптировавший для современного читателя многие памятники древней литературы, решил обратиться к ещё более ранним временам. В своём сборнике «Ожерелье для Марии» он рассказал о том, на какие подвиги шли во имя веры женщины первых веков христианства.
При этом автор не просто пересказывает доступным языком жития святых мучениц. Он даёт читателю возможность почувствовать атмосферу того времени, когда сам факт следования Евангельскому учению уже можно было считать подвигом: христиане подвергались чудовищным гонениям со стороны властей. А юные девушки из знатных, благополучных и обеспеченных семей, - можно сказать, золотая молодёжь того времени, - крестились, невзирая на перспективу стать изгоями в глазах общества и не боясь преследований.
Именно такой была Святая Варвара – главу о ней в своей книге «Ожерелье для Марии» Владимир Зоберн назвал «Палач и святая дева». Дочь богача, втайне принявшую крещение, не сломили ни тюремные пытки, ни страшное вероломство отца. А святая Татиана, дочь знатного вельможи, отказавшаяся поклониться языческому идолу, побывала и в темнице, и на арене Колизея со львами, и на костре. Но автор выделяет даже не страдания этих совсем ещё юных девушек, а подчеркивает то, с какой готовностью, решимостью и душевным спокойствием они на эти страдания шли, зная, что никакая физическая боль не заставит их отречься от Христа. И видя эту несгибаемую силу, их тюремщики и палачи обращались в истинную веру, а львы не смели к ним даже приблизиться.
«Сила Моя в немощи совершается», - сказал Христос. Женщины-святые своей жизнью подтвердили эту Евангельскую истину. А Владимир Зоберн ещё раз напомнил о ней в книге «Ожерелье для Марии».
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) и его семья
Крестьяне села Потаповка, что в Сумской области на Украине, расходились по домам. Зимой рабочий день в колхозе заканчивался рано. Бригадир Сергей Федотович Маслов шагал по улице, прислушиваясь к скрипу снега под большими валенками. Было 6-е января 1932-го года. Рождественский сочельник. Маслов думал о том, как вечером пойдёт на праздничную службу: каким-то чудом в разгар очередной советской антирелигиозной кампании их маленький сельский храм оставался открытым. С радостью думал он и о том, что в его семье совсем скоро будет прибавление — супруга Ольга Савельевна ждала ребёнка. На подходе к дому бригадира встретила соседка. «Где ты ходишь, Федотыч, жена твоя рожает!» — сказала она громким шёпотом. Послали за фельдшером, и вскоре избу Масловых огласил крик младенца. Так, накануне великого праздника, появился на свет будущий монах, богослов, духовник и старец — схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Мальчика окрестили и назвали Иваном. Он стал третьим ребёнком Сергея Федотовича и Ольги Савельевны. У Вани было две старших сестры, а позже на свет появились двое младших братьев. Масловы верили в Бога и, несмотря на тяжёлое для церкви и верующих время, крепко держались благочестивых христианских традиций. С раннего детства родители брали Ваню с собой в храм. Во время службы мальчик никогда не шалил, не бегал, а тихонько стоял рядом с родителями. А когда наступало время пения молитвы «Отче наш», которую маленький Ваня знал наизусть, он громко и радостно пел её вместе со всеми прихожанами. Одна из сестёр старца Иоанна вспоминала, что мальчик рос добрым, тихим, спокойным. «Мы, старшие, бывало, затеем драку, а Ваня скажет: зачем дерётесь? И нам станет стыдно. Нам часто попадало от матери, а ему — никогда. Он был смиренный, никого не обижал», — рассказывала она.
Наблюдая за сыном, родители вспоминали, как задолго до его рождения, в 1922 году, из закрытого большевиками монастыря в деревню вернулся их родственник — старый монах. Вскоре он скончался, а перед смертью предрёк, что будет ещё монах в семье Масловых. «Уж не о Ване ли нашем он тогда говорил?», — размышляли Ольга Савельевна и Сергей Федотович.
Но Ваня пока не думал о монастыре — в 1941 году началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, и девятилетний Иван остался в семье за старшего. Мать старца Иоанна вспоминала, что сын стал для неё настоящей опорой, а для братьев и сестер — руководителем и воспитателем. Дети называли его «батькой» и во всём слушались. Несмотря на юный возраст, Ваня научился делать всё: шить, готовить, пахать и сеять. Днём он работал дома и в поле, а по ночам плёл на всю семью лапти. «Он кормил семью, укреплял всех нас, — говорила Ольга Савельевна. — Когда пришла похоронка на мужа, он один умел меня утешить, а ведь это так дорого стоит», — вспоминала она. Сестра говорила, что, если бы не Иван, они бы просто не выжили. При этом мальчик успевал учиться — ходил в школу за шесть километров в соседнее село.
В 1951 году Ивана призвали в армию. Там молодой человек сильно простудился, болезнь дала осложнения на сердце. Поэтому его демобилизовали раньше срока. Он вернулся домой и зачастил в Глинскую пустынь, которая располагалась неподалёку от их села. Ездил туда в свободное время на велосипеде. Ольга Савельевна чувствовала: скоро её сын примет важное решение. Так и случилось. В 1954 году Иван сказал матери, что хочет стать монахом и поселиться в Пустыни. Как ни готовилась женщина к такому повороту событий, как ни радовалась, что сын избрал для себя духовный путь, отпускать его в монастырь было тяжело. «Когда он уходил, я за ним следом несколько километров бежала, всё плакала», — рассказывала Ольга Савельевна. Со временем, когда остальные дети устроятся в жизни, она тоже примет монашеский постриг. «Матушка свято прожила свою жизнь», — говорил схиархимандрит Иоанн (Маслов). И всегда с любовью вспоминал свою большую и дружную семью.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
29 марта. О свете Христовой веры
В Неделю Торжества Православия Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на проповеди говорил о свете Христовой веры:
29 марта. О правильном понимании слов из Книги Бытия
В 6-й главе Книги Бытия есть слова: «Раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем».
О правильном понимании этих слов, — протоиерей Владимир Быстрый.