Тот, кто придумал именовать женщин «слабым полом», вряд ли стремился их обидеть. Скорее всего, он ничего плохого в виду не имел, а просто хотел таким образом подчеркнуть органически присущие прекрасным дамам тонкие душевные качества. Ведь о том, что «слабый пол» способен на невероятные по силе духа и мужеству поступки, было известно всегда. В девятнадцатом веке Некрасов восхищался женщинами в русских селеньях, способными и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти. А Владимир Зоберн, редактор и автор-составитель, адаптировавший для современного читателя многие памятники древней литературы, решил обратиться к ещё более ранним временам. В своём сборнике «Ожерелье для Марии» он рассказал о том, на какие подвиги шли во имя веры женщины первых веков христианства.
При этом автор не просто пересказывает доступным языком жития святых мучениц. Он даёт читателю возможность почувствовать атмосферу того времени, когда сам факт следования Евангельскому учению уже можно было считать подвигом: христиане подвергались чудовищным гонениям со стороны властей. А юные девушки из знатных, благополучных и обеспеченных семей, - можно сказать, золотая молодёжь того времени, - крестились, невзирая на перспективу стать изгоями в глазах общества и не боясь преследований.
Именно такой была Святая Варвара – главу о ней в своей книге «Ожерелье для Марии» Владимир Зоберн назвал «Палач и святая дева». Дочь богача, втайне принявшую крещение, не сломили ни тюремные пытки, ни страшное вероломство отца. А святая Татиана, дочь знатного вельможи, отказавшаяся поклониться языческому идолу, побывала и в темнице, и на арене Колизея со львами, и на костре. Но автор выделяет даже не страдания этих совсем ещё юных девушек, а подчеркивает то, с какой готовностью, решимостью и душевным спокойствием они на эти страдания шли, зная, что никакая физическая боль не заставит их отречься от Христа. И видя эту несгибаемую силу, их тюремщики и палачи обращались в истинную веру, а львы не смели к ним даже приблизиться.
«Сила Моя в немощи совершается», - сказал Христос. Женщины-святые своей жизнью подтвердили эту Евангельскую истину. А Владимир Зоберн ещё раз напомнил о ней в книге «Ожерелье для Марии».
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема