Василий Дворцов окончил художественное училище, и долгое время работал театральным художником-оформителем. Но однажды сбежал от шороха кулис и огней рампы под гулкие церковные своды и стал писать иконы. Он реставрировал фрески в старинных церквях, полностью расписал два новых храма в Сибири. И вдруг почувствовал, что мог бы писать не только охрой и киноварью. Выражаясь образно, Василий Владимирович, отложив в сторону кисти с красками, взял в руки перо. Талант не подвел его и в литературе. Мало кому из авторов удавалось так скоро привлечь к себе внимание критики и, конечно же, читателей. О Василии Дворцове заговорили, как о серьёзном явлении на литературном небосклоне, а его повесть «Тогда, когда случится», сравнивают, ни много ни мало, с пушкинской прозой!
Когда повесть впервые увидела свет, можно было ожидать, что она станет популярной, прежде всего, среди людей военных, в особенности – тех, кто прошёл Чечню, и своими глазами видел то, о чём пишет автор. А он выбрал центром повествования Грозный две тысячи третьего, а героями – бойцов сибирского ОМОНа. Но неожиданно случилось так, что, казалось бы, уже давно вышедший из литературной моды стиль «милитари» в интерпретации Дворцова покорил и домохозяек, и преподавателей литературы, и интеллектуалов.
Выбрав, казалось бы, довольно узкую тему, Василий Дворцов в повести «Тогда, когда случится», сумел разветвить её на множество вопросов, и над каждым из них можно размышлять и размышлять… Легко ли ощущать себя чужим среди своих, и может ли служба по контракту одновременно быть служением высоким идеалам? Автор сумел великолепно показать внутреннюю работу героев, по разным причинам попавшим в полк ОМОНа для отправки в Грозный. Славка, совсем ещё молоденький милиционер, нарушил дисциплину, защищая честь и интересы любимой девушки, и начальство «предложило» ему этот контракт в качестве «искупления вины». Иван Петрович, - человек уже в солидных годах, - хотел своей зарплатой контрактника помочь встать на ноги оставшемуся без работы сыну…
Такие разные, герои порой обнаруживают между собой неслучайные сходства, и радуются им. Так, лейтенант и Славка вдруг среди назревающей ссоры с удивлением замечают, что на обоих – одинаковые серебряные крестики. И разговор сворачивает с конфликта совсем на другую тему…
Вообще, поворот – один из часто встречающихся приемов в книге Василия Дворцова. С идиллии на солдатские будни, с войны – на мир, с душевной пустоты – на веру, которая будет всегда, а не только «Тогда, когда случится…»
«Путь к вере, жизнь в Церкви». Екатерина и Денис Архиповы
У нас в гостях были супруги, духовные чада протоиерея Димитрия Смирнова Екатерина и Денис Архиповы.
Накануне дня памяти отца Димитрия мы говорили с нашими гостями о том, как он повлиял на их веру и церковную жизнь. Также наши гости рассказали свою удивительную историю знакомства, как именно отец Димитрий благословил их стать мужем и женой.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство» смерти»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Наталия Лангаммер, Алексей Пичугин, Марина Борисова, а также наш гость — протоиерей Александр Дьяченко — поделились своими личными историями о том, как смерть близкого или знакомого человека приводила к Богу или укрепляла в вере.
Все выпуски программы Светлые истории
Антон Чехов. «Вишнёвый сад»: «О Фирсах и звёздах»

Фото: PxHere
Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Сюжет произведения сосредоточен на уникальном вишнёвом саду в старой дворянской усадьбе. Сад обречён на уничтожение. Его владельцы разорены, и поместье в конце концов продают с аукциона, а новый хозяин вырубает сад. Но не гибель сада становится центральным нервом пьесы, её главной болью. А что же?
В мире чеховской пьесы, мире, который заполнен переживаниями за обречённый вишнёвый сад, — а красота его и правда стоит того, чтобы её оплакать! — не хватило времени, сил, внимания, тепла на одного-единственного человека. После продажи усадьбы старого слугу Фирса забывают в заколоченном дворянском доме.
Апофеоз трагизма пьесы — не стук топора, рубящего вишнёвые деревья, а стук молотка, заколачивающего ставни дома, в котором остался старик. А ведь Фирс для Творца Вселенной дороже всех садов мира.
Американская писательница Гарриет Бичер-Стоу, автор романа «Хижина дяди Тома», рассказывала, как однажды её мама, выбрав ясный вечер, вывела маленькую Гарриет из дома, указала на звёздное небо и сказала: «Настанет день, когда самая яркая из этих звёзд погаснет. А душа самого последнего нищего будет жить вечно».
«Смотрите, не презирайте никого из малых сих» — читаем мы в Евангелии от Матфея. Это и есть ключ к «Вишнёвому саду». Антон Чехов показывает: человек очень часто становится едва заметным на фоне того, что кажется гораздо более ценным. Так, старик Фирс, запертый в заколоченном доме, фактически погибает одновременно с садом, в котором уже стучат топоры. Но если услышать евангельское слово и научиться не презирать малых сих, не забывать Фирсов в заколоченных домах, может, уцелеют и вишнёвые сады?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение