Василий Дворцов окончил художественное училище, и долгое время работал театральным художником-оформителем. Но однажды сбежал от шороха кулис и огней рампы под гулкие церковные своды и стал писать иконы. Он реставрировал фрески в старинных церквях, полностью расписал два новых храма в Сибири. И вдруг почувствовал, что мог бы писать не только охрой и киноварью. Выражаясь образно, Василий Владимирович, отложив в сторону кисти с красками, взял в руки перо. Талант не подвел его и в литературе. Мало кому из авторов удавалось так скоро привлечь к себе внимание критики и, конечно же, читателей. О Василии Дворцове заговорили, как о серьёзном явлении на литературном небосклоне, а его повесть «Тогда, когда случится», сравнивают, ни много ни мало, с пушкинской прозой!
Когда повесть впервые увидела свет, можно было ожидать, что она станет популярной, прежде всего, среди людей военных, в особенности – тех, кто прошёл Чечню, и своими глазами видел то, о чём пишет автор. А он выбрал центром повествования Грозный две тысячи третьего, а героями – бойцов сибирского ОМОНа. Но неожиданно случилось так, что, казалось бы, уже давно вышедший из литературной моды стиль «милитари» в интерпретации Дворцова покорил и домохозяек, и преподавателей литературы, и интеллектуалов.
Выбрав, казалось бы, довольно узкую тему, Василий Дворцов в повести «Тогда, когда случится», сумел разветвить её на множество вопросов, и над каждым из них можно размышлять и размышлять… Легко ли ощущать себя чужим среди своих, и может ли служба по контракту одновременно быть служением высоким идеалам? Автор сумел великолепно показать внутреннюю работу героев, по разным причинам попавшим в полк ОМОНа для отправки в Грозный. Славка, совсем ещё молоденький милиционер, нарушил дисциплину, защищая честь и интересы любимой девушки, и начальство «предложило» ему этот контракт в качестве «искупления вины». Иван Петрович, - человек уже в солидных годах, - хотел своей зарплатой контрактника помочь встать на ноги оставшемуся без работы сыну…
Такие разные, герои порой обнаруживают между собой неслучайные сходства, и радуются им. Так, лейтенант и Славка вдруг среди назревающей ссоры с удивлением замечают, что на обоих – одинаковые серебряные крестики. И разговор сворачивает с конфликта совсем на другую тему…
Вообще, поворот – один из часто встречающихся приемов в книге Василия Дворцова. С идиллии на солдатские будни, с войны – на мир, с душевной пустоты – на веру, которая будет всегда, а не только «Тогда, когда случится…»
«Правила духовной жизни». Иеромонах Геннадий (Войтишко)
У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор посвящён тому, как верующему человеку понимать свою духовную жизнь: что действительно полезно для спасения и почему привычные молитвенные правила не всегда приводят к духовному росту.
Отец Геннадий объясняет, что формальное увеличение молитв и акафистов не гарантирует «переход количества в качество», если человек не видит за ними Личность Христа. Он приводит слова святых отцов, говорит о различии между религиозной практикой и реальными отношениями с Богом. В центре беседы — вопрос: где в нашей жизни место Богу, знаем ли мы Христа, и зачем нам духовно опытный советчик и наставник.
Отдельная тема — состояние охлаждения и «скука» в духовной жизни. Отец Геннадий разбирает, почему суета, рутинность и механическое исполнение правил могут увести человека в сторону, как рассуждать о своем состоянии, что можно корректировать в молитве и что остаётся непреложным для христианина.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Храм великомученика Никиты в селе Софьино
Примерно в пятидесяти километрах на юго-восток от шумной столицы, на правом берегу Москвы-реки, раскинулось село Софьино. Въезжаешь туда, свернув со всегда оживлённой трассы М5 «Урал» и попадаешь на узенькую асфальтированную дорогу. По обеим её сторонам — уютные домики, из-за заборов которых свешиваются ветви яблонь и рябин, а на живописном холме высится белая церковь с серебряными куполами — храм великомученика Никиты.
По преданию, Софьино принадлежало когда-то супруге московского князя Василия Первого, сына Дмитрия Донского — Софье. Первое документальное упоминание о селе датируется 1453-м годом. По всей вероятности, деревянный храм в нём к этому времени уже существовал и простоял вплоть до конца 18-го столетия. В документах государственного осмотра села за 1680-й год есть запись: «в Софьине церковь деревянная, изстари, строение старое, ветха». Каменный храм с колокольней и трапезной на её месте построили в 1770-м, по особому разрешению императрицы Екатерины Второй силами и средствами местных жителей. Величественная пятиглавая церковь, в архитектуре которой одновременно прослеживались черты московского барокко с его декоративными элементами, и классицизма со строгими линиями, была освящена в честь великомученика Никиты Готфского, с пределом в честь пророка Божия Илии. Она собирала в своих стенах верующих из Софьина и окрестных селений вплоть до 1939-го года.
Советская власть закрыла Никитский храм. В нём расположились мастерские сельской школы. В колокольне устроили склад удобрений. Колокола сбили и сбросили в овраг позади храма. Потом церковь долгие годы пустовала, зарастала кустами и деревьями и постепенно разрушалась. В таком виде и досталась она общине верующих села Софьино в 1991-м году. Софьинцы восстановили свой храм и даже подняли из оврага язык сброшенного туда когда-то колокола. Он лежит теперь на территории церкви, как напоминание о трагическом прошлом. Под сводами храма снова зазвучали молитвы и люди потянулись сюда, чтобы поклониться святыням. В церкви села Софьино хранится список с Новоникитской иконы Божьей Матери, которая, по древнему преданию, явилась во сне великомученику Никите Готфскому. А ещё в храме есть уникальный животворящий так называемый «Семейный крест», составленный из икон благочестивых супружеских пар: Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы, Адриана и Наталии, Петра и Февронии, Кирилла и Марии, императора Николая Второго и императрицы Александры Фёдоровны. Перед софьинским Семейным крестом молятся о деторождении и крепости семейных уз.
Все выпуски программы ПроСтранствия
19 ноября. Об ответственности христианина перед Богом
В 12-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кому много вверено, с того больше взыщут».
Об ответственности христианина перед Богом — священник Александр Сапунов.
Всевышние слова, сказанные в Евангелии от Луки: «Кому много вверено, с того больше взыщут», — говорят нам о том, что каждый человек несёт ответственность за последствия реализации своих способностей и талантов. Под талантами мы можем подразумевать абсолютно разные вещи: это умение вести своё дело, успехи в творческом пространстве, успехи в научном мире и в обучении.
Святитель Лука Крымский так размышляет об этом в евангельском отрывке: «Какой ответ даст каждый из тех, кому дан большой ум, воля, глубина разумения, знания, силы духовные?» И ведь действительно, у любого таланта есть своя обратная сторона. То есть велик риск вложить его не в вечность, а во временное и преходящее.
Но как не допустить этой ошибки, этой неправильной реализации? Евангелие даёт нам следующий ответ: «Через служение ближним, а уже через служение ближним — и Самому Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







