Слова «Пасха» и «праздник» в сознании русского человека настолько тесно связаны между собой, что их вполне можно было бы назвать синонимами. Ведь именно на Пасху как никогда остро ощущается, что подлинный праздник – это не всегда обильное застолье с танцами до упаду. Иногда это - тихая радость, возникающая где-то в глубине души сама по себе, без помощи горячительных напитков и прочих «вспомогательных средств». Этой радостью словно наполнен сам воздух, ею пронизаны солнечные лучи, она слышится даже в щебетании птиц… Словом, такое бывает только на Пасху - великий и таинственный Праздник праздников. Может быть, именно поэтому почти у всех знаменитых русских писателей есть произведения, так или иначе связанные с этим необыкновенным днем. Идея собрать их под одной обложкой пришла в голову издателям из «Олма Медиа Групп». Так на свет появилась книга «Пасхальные рассказы».
Оглавление впечатляет: оказывается, Пасхальная тема есть и в творчестве Федора Сологуба, и Марины Цветаевой, и Аркадия Авреченко… Не говоря уже о Гоголе, Куприне и Чехове. В общем, компания подобралась более чем достойная!
Тон задаёт, конечно, Гоголь. Отрывок под названием «Светлое Воскресение», взятый из большого произведения писателя «Выбранные места из переписки с друзьями», возможно, неожиданно прямолинеен, зато искренен и справедлив. Гоголь ужасается тому, до чего докатились люди в девятнадцатом веке, и задаётся вопросом, можно ли вообще при таком всеобщем очерствении душ почувствовать Свет праздника Христова Воскресения.
А вслед за великим классиком, на эту же тему размышляют и другие авторы сборника «Пасхальные рассказы», но уже в иной - художественной, и даже юмористической манере. Аркадий Аверченко в рассказе «Дилетанты» рисует курьёзную и комичную ситуацию со швейцаром в гостинице, которого молодая пара, не знакомая с правилами поведения в обществе и растроганная его визитом с поздравлениями, приглашает за свой пасхальный стол. Швейцар же, подвыпив на дармовщинку, раскрывает секрет: то, что юные супруги приняли за искренний жест, для него – лишь способ «стрясти» с постояльцев копейку-другую - «за вежливость».
Словом, Пасха с её неповторимой атмосферой, как рентгеновский луч, высвечивает человеческие души. Но даже если у некоторых героев этих рассказов и обнаруживаются тёмные пятна, это ещё не значит, что они обречены. Свет Праздника исцеляет порой даже безнадёжных. Все авторы сборника «Пасхальные рассказы» в один голос подтверждают это.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница