Писательница Надежда Смирнова живет в маленьком городке под Калугой, где, то ли по иронии судьбы, то ли в подтверждение известной Библейской истины о том, что в своем отечестве пророков не бывает, о ее успехах на литературном поприще знают немногие. При этом в столице книги Надежды уже несколько лет выходят многотысячными тиражами, а недавно права на ее произведения приобрел настоящий гигант российской книжной индустрии – издательство Эксмо. Именно там вышел ее сборник под названием «Я вернулась, Господи».
До этого Надежда Смирнова печаталась исключительно в православных издательствах, что, однако, совершенно не мешало ее книгам мгновенно набирать популярность и даже становиться лидерами продаж самых крупных книжных интернет-магазинов. Теперь же писательница в буквальном смысле «вышла в свет», и еще раз доказала, что православная художественная литература давно перестала быть «вещью в себе».
Жанр, в котором пишет Надежда, наверное, можно назвать «женской прозой»: легкий, как бы ни к чему не обязывающий стиль повествования, любовные треугольники, свидания и разлуки, ревность и безответная любовь… Однако даже такой, казалось бы, классический «набор» ни на минуту не вводит читателя в заблуждение. Недаром в числе любимых писателей автор называет Достоевского и Чехова! Стараясь соответствовать столь высоким авторитетам, Надежда Смирнова в своей книге «Я вернулась, Господи» показывает читателям совсем не глянцевую картинку на тему «любовь-морковь», а, ни много ни мало, глубину человеческого падения и высоту его духовного взлёта.
Основную часть книги занимает одноименная повесть. Как понятно из названия, она – о женщине. Самой обыкновенной, которая, как и все, хочет любить и быть любимой. Вот только неудачи в любви она привыкла переживать в обществе… бутылки водки. История алкоголички Ирочки - интеллигентной девушки, дошедшей до самого края, и вновь возвратившейся к жизни, вряд ли оставит читателя равнодушным, и уж точно даст богатую пищу для размышлений.
Несколько рассказов, включенных в сборник, как бы логически продолжают тему повести, и связаны с ней не только эмоционально, но порой и сюжетно. Все вместе они составляют единую гармоничную картину, по которой, пожалуй, можно судить о неординарном внутреннем мире самой Надежды Смирновой, которая через свою книгу «Я вернулась, Господи», буквально заражает читателя своей твердой уверенностью в том, что даже в конце самого длинного тоннеля обязательно засияет свет.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.