Иногда знакомства с необыкновенными людьми завязываются самым неожиданным образом. Писатель Илья Сургучёв, например, как-то раз решил накормить голодную кошку, и именно этим привлек внимание проходившей мимо английской аристократки. Узнав, что кормилец братьев наших меньших – русский, дама обрадовалась и решила познакомить его с одним интересным соотечественником. Дело было на Французской Ривьере в тысяча девятьсот тридцать девятом году. А соотечественником этим оказался полковник Владимир Константинович Олленгрэн – сын воспитательницы последнего российского императора, и его товарищ по детским играм. Удивительные воспоминания полковника о той поре стали основой повести «Детство императора Николая Второго», которую Илья Сургучёв написал несколько лет спустя.
Понятно, что в советской России ее издание состояться не могло. Воспоминания белогвардейского офицера о царе, написанные писателем-иммигрантом – все это делало книгу абсолютно недосягаемой для русского читателя, зато во Франции в тысяча девятьсот пятьдесят третьем году ее издали внушительным тиражом. И только через сорок лет, в девяносто втором, в России повесть начали публиковать сначала литературные журналы, а потом и издательства. В это же время стал выходить и множество других публикаций о Николае Втором. Однако даже на фоне такого изобилия информации о последнем российском императоре книга Ильи Сургучева выделяется как одно из самых поразительных, светлых и добрых изданий.
Повесть Ильи Сургучева «Детство императора Николая II» немного напоминает волшебную сказку: маленький мальчик Володя, чья мать, овдовев, едва сводила концы с концами, как настоящий беспризорник с утра до ночи бегал по улицам Коломны - старинного района на окраине Санкт-Петербурга. Но вдруг, словно по мановению волшебной палочки, все изменилось. Его маму, бывшую воспитанницу Екатерининского института благородных девиц, окончившую его с правом быть императорской фрейлиной, неожиданно приглашают во дворец! Да не просто так, а - воспитательницей наследников престола: маленького Ники – в будущем императора Николая второго, и его младшего брата. Володя Олленгрен переезжает во дворец вместе с матерью, и на несколько лет становится самым близким другом будущего Царя.
Читая книгу, словно погружаешься в некую область неизведанного. И дело не только в описаниях дворцового быта и семейного уклада Романовых, хотя и они, безусловно, очень интересны. Но куда интереснее наблюдать за внутренним миром тех, кого так ярко изобразил Илья Сургучев в книге «Детство императора Николая II».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема