Иногда знакомства с необыкновенными людьми завязываются самым неожиданным образом. Писатель Илья Сургучёв, например, как-то раз решил накормить голодную кошку, и именно этим привлек внимание проходившей мимо английской аристократки. Узнав, что кормилец братьев наших меньших – русский, дама обрадовалась и решила познакомить его с одним интересным соотечественником. Дело было на Французской Ривьере в тысяча девятьсот тридцать девятом году. А соотечественником этим оказался полковник Владимир Константинович Олленгрэн – сын воспитательницы последнего российского императора, и его товарищ по детским играм. Удивительные воспоминания полковника о той поре стали основой повести «Детство императора Николая Второго», которую Илья Сургучёв написал несколько лет спустя.
Понятно, что в советской России ее издание состояться не могло. Воспоминания белогвардейского офицера о царе, написанные писателем-иммигрантом – все это делало книгу абсолютно недосягаемой для русского читателя, зато во Франции в тысяча девятьсот пятьдесят третьем году ее издали внушительным тиражом. И только через сорок лет, в девяносто втором, в России повесть начали публиковать сначала литературные журналы, а потом и издательства. В это же время стал выходить и множество других публикаций о Николае Втором. Однако даже на фоне такого изобилия информации о последнем российском императоре книга Ильи Сургучева выделяется как одно из самых поразительных, светлых и добрых изданий.
Повесть Ильи Сургучева «Детство императора Николая II» немного напоминает волшебную сказку: маленький мальчик Володя, чья мать, овдовев, едва сводила концы с концами, как настоящий беспризорник с утра до ночи бегал по улицам Коломны - старинного района на окраине Санкт-Петербурга. Но вдруг, словно по мановению волшебной палочки, все изменилось. Его маму, бывшую воспитанницу Екатерининского института благородных девиц, окончившую его с правом быть императорской фрейлиной, неожиданно приглашают во дворец! Да не просто так, а - воспитательницей наследников престола: маленького Ники – в будущем императора Николая второго, и его младшего брата. Володя Олленгрен переезжает во дворец вместе с матерью, и на несколько лет становится самым близким другом будущего Царя.
Читая книгу, словно погружаешься в некую область неизведанного. И дело не только в описаниях дворцового быта и семейного уклада Романовых, хотя и они, безусловно, очень интересны. Но куда интереснее наблюдать за внутренним миром тех, кого так ярко изобразил Илья Сургучев в книге «Детство императора Николая II».
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема