В Минске, где живёт и работает детский писатель Борис Проказов, его в буквальном смысле узнают на улицах. Любопытно, но далеко не всегда поводом к такому узнаванию становятся его литературные труды. Гораздо чаще вслед ему уважительно доносится: «Многодетный отец!» Он и сам считает пятерых сыновей и дочку своими лучшими «произведениями». Отеческой радостью и любовью Борис Проказов решил поделиться и с читателями - на страницах своей книги «Записки многодетного».
Многие отмечают одну интересную особенность в названии этого сборника рассказов и небольших миниатюр из полной сюрпризов и курьёзов детской жизни – очень уж оно напоминает гоголевские «Записки сумасшедшего»! Вполне возможно, что эта аллюзия не случайна, а, наоборот, тщательно продумана автором. Ведь не секрет, что в наши дни многодетных родителей часто считают этакими чудаками. И совершенно напрасно! – скажет большинство из тех, кто прочтёт трогательные, смешные и наполненные невероятным позитивом истории о буднях и праздниках семейства, воспитывающего шестерых. В котором, если и есть, от чего сходить с ума, то, разве что, от счастья.
Маленькому Глебу хочется поскорее надеть новые шорты и пойти в детский сад. Но на часах всего четыре утра, и в это время – какая жалость! – никто почему-то не хочет разделить с ним радость обновки. Приходится будить… ну конечно, же папу! А ещё более младший, Макар и вовсе ставит родителя в тупик слезами и требованием зачем-то снова надеть на него уже снятые после прогулки куртку, шапку и сапожки. Оказывается, малышу просто захотелось, чтобы папа ещё раз всё это с него снял, захотелось почувствовать папину заботу и внимание. Простые, казалось бы, истории, но от них так и веет теплом, уютом и всеми теми незатейливыми мелочами, из которых складывается настоящее семейное счастье.
Есть ощущение, что автор умышленно не стал придавать тексту излишней художественной изысканности. Зато сохранил в нём свежесть чувств и яркость мгновений, что в данном случае можно воспринимать, пожалуй, как удачный литературный приём. Ведь то главное, о чём автор хотел написать, наверное, реально выразить лишь между строк. У Бориса Проказова это, кажется, получилось. А ещё получилось ободрить и вдохновить тех, кто подумывает о перспективе стать родителями не одного, а нескольких малышей. Ведь только из настоящего счастья и гармонии могли родиться такие «Записки многодетного».
Храм великомученика Никиты в селе Софьино
Примерно в пятидесяти километрах на юго-восток от шумной столицы, на правом берегу Москвы-реки, раскинулось село Софьино. Въезжаешь туда, свернув со всегда оживлённой трассы М5 «Урал» и попадаешь на узенькую асфальтированную дорогу. По обеим её сторонам — уютные домики, из-за заборов которых свешиваются ветви яблонь и рябин, а на живописном холме высится белая церковь с серебряными куполами — храм великомученика Никиты.
По преданию, Софьино принадлежало когда-то супруге московского князя Василия Первого, сына Дмитрия Донского — Софье. Первое документальное упоминание о селе датируется 1453-м годом. По всей вероятности, деревянный храм в нём к этому времени уже существовал и простоял вплоть до конца 18-го столетия. В документах государственного осмотра села за 1680-й год есть запись: «в Софьине церковь деревянная, изстари, строение старое, ветха». Каменный храм с колокольней и трапезной на её месте построили в 1770-м, по особому разрешению императрицы Екатерины Второй силами и средствами местных жителей. Величественная пятиглавая церковь, в архитектуре которой одновременно прослеживались черты московского барокко с его декоративными элементами, и классицизма со строгими линиями, была освящена в честь великомученика Никиты Готфского, с пределом в честь пророка Божия Илии. Она собирала в своих стенах верующих из Софьина и окрестных селений вплоть до 1939-го года.
Советская власть закрыла Никитский храм. В нём расположились мастерские сельской школы. В колокольне устроили склад удобрений. Колокола сбили и сбросили в овраг позади храма. Потом церковь долгие годы пустовала, зарастала кустами и деревьями и постепенно разрушалась. В таком виде и досталась она общине верующих села Софьино в 1991-м году. Софьинцы восстановили свой храм и даже подняли из оврага язык сброшенного туда когда-то колокола. Он лежит теперь на территории церкви, как напоминание о трагическом прошлом. Под сводами храма снова зазвучали молитвы и люди потянулись сюда, чтобы поклониться святыням. В церкви села Софьино хранится список с Новоникитской иконы Божьей Матери, которая, по древнему преданию, явилась во сне великомученику Никите Готфскому. А ещё в храме есть уникальный животворящий так называемый «Семейный крест», составленный из икон благочестивых супружеских пар: Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы, Адриана и Наталии, Петра и Февронии, Кирилла и Марии, императора Николая Второго и императрицы Александры Фёдоровны. Перед софьинским Семейным крестом молятся о деторождении и крепости семейных уз.
Все выпуски программы ПроСтранствия
19 ноября. Об ответственности христианина перед Богом
В 12-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кому много вверено, с того больше взыщут».
Об ответственности христианина перед Богом — священник Александр Сапунов.
Всевышние слова, сказанные в Евангелии от Луки: «Кому много вверено, с того больше взыщут», — говорят нам о том, что каждый человек несёт ответственность за последствия реализации своих способностей и талантов. Под талантами мы можем подразумевать абсолютно разные вещи: это умение вести своё дело, успехи в творческом пространстве, успехи в научном мире и в обучении.
Святитель Лука Крымский так размышляет об этом в евангельском отрывке: «Какой ответ даст каждый из тех, кому дан большой ум, воля, глубина разумения, знания, силы духовные?» И ведь действительно, у любого таланта есть своя обратная сторона. То есть велик риск вложить его не в вечность, а во временное и преходящее.
Но как не допустить этой ошибки, этой неправильной реализации? Евангелие даёт нам следующий ответ: «Через служение ближним, а уже через служение ближним — и Самому Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема
19 ноября. О воздержании от греха и трудах человека для очищения от страстей

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда».
О воздержании от греха и трудах человека для очищения от страстей — игумен Лука (Степанов).
Бог не действует в той душе, которая не потрудилась избавить себя от последствий действия страстей. Человеческой воле дано захотеть, а божественной силе — осуществить освобождение от всякой греховной зависимости. Только так потрудившийся в своём собственном устремлении к очищению и оказывается избранником Божиим и местом благодатного божественного присутствия.
Блуд же, как и всякие плотские грехи, совершаемые и действием, и расположением сердца, оказывается причиной совершённого внутреннего беспорядка. Когда душевное в человеке подчиняется плотскому, о чём ещё ветхозаветный пророк сказал о народе, порабощённом чувственными грехами: «Люди, не может Дух Мой пребывать в них, поскольку они плоть».
Так вот, преобразить себя из состояния плоти в состояние одушевлённое и одухотворённое возможно только при сердечном, искреннем покаянии во всяком своём плотском грехопадении.
Все выпуски программы Актуальная тема







