Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Литературный навигатор. Андрей Ранчин "Борис и Глеб".

Литературный навигатор. Андрей Ранчин "Борис и Глеб".


Почти тысячу лет назад произошла трагедия, в результате которой Россия обрела своих первых святых – князей Бориса и Глеба. Об этих событиях, пусть и в довольно общих чертах, нам рассказывают летописные источники и известное житие святых. Взглянуть на одно из самых громких средневековых политических убийств на Руси из нашего, двадцать первого века, недавно решил доктор филологических наук, профессор Андрей Ранчин. Он написал книгу «Борис и Глеб», которая вышла в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия».
Не будучи ни прозаиком, ни детективом, Андрей Ранчин, впрочем, весьма удачно совместил художественное слово с тщательным логическим исследованием всех доступных на сегодняшний день исторических источников. В результате получилось современное, захватывающее и интеллектуальное повествование в популярном жанре «нон-фикшн». При виде довольно объемного тома, кто-то, возможно, удивленно вскинет брови: мол, историю Бориса и Глеба при желании можно уместить в двух-трех абзацах: сыновья князя Владимира, крестившего Русь, пали жертвами борьбы за киевский престол. После смерти Владимира его должен был унаследовать Борис, а после него – Глеб, но их коварный, жаждущий власти брат Святополк решил дело по-своему: убил обоих.
Автор и сам не скрывает, что достоверной информации о случившемся весьма немного, да и та порой рождает противоречия. Одни источники, например, называют матерью святых князей христианскую супругу Владимира – царицу Анну, а другие – безымянную «болгарыню», на которой князь мог жениться, ещё будучи язычником. И почему Владимир намеревался передать Киев именно Борису и Глебу, а не своему старшему сыну Святополку? Да и вообще, до конца не ясно, был ли Святополк родным сыном князя… Андрей Ранчин в своей книге «Борис и Глеб» и тщательно распутывает ниточки династических связей, терпеливо объясняет читателю, чем княжеские междоусобицы отличаются от бандитских разборок девяностых и, не впадая в конспирологические крайности, выдвигает любопытные исторические гипотезы.
Остается главный вопрос - почему братья приняли смерть без сопротивления, смирившись со своей несправедливой участью? И автор убедительно отвечает: причиной тому была совсем не человеческая слабость, а настоящая сила духа. Мы неосознанно чувствуем её в наших первых святых и теперь, спустя тысячелетия. А книга Андрея Ранчина «Борис и Глеб» пробуждает еще и неподдельный интерес к этим удивительным историческим личностям.

editor2

Последние записи

Артёму Казённых важно отправиться на лечение, нужна помощь

Артёму Казённых 9 лет, он не может нормально двигаться и очень плохо видит. Но благодаря любви и заботе близких, жизнь его…

01.05.2024

«Смыслы Страстной седмицы». Прот. Павел Великанов

У нас в гостях был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов. Мы размышляли…

01.05.2024

«Страдания и вера». Татьяна Семчишина

У нас в гостях была медсестра детской реанимации Татьяна Семчишина. Мы говорили о том, как…

01.05.2024

Тридцать сребреников Иуды

Фото: Pxhere Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события,…

01.05.2024

1 мая. О приготовлении Христа к погребению

В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет…

01.05.2024

1 мая. О возмущении души Христа

В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь…

01.05.2024

This website uses cookies.