Почти тысячу лет назад произошла трагедия, в результате которой Россия обрела своих первых святых – князей Бориса и Глеба. Об этих событиях, пусть и в довольно общих чертах, нам рассказывают летописные источники и известное житие святых. Взглянуть на одно из самых громких средневековых политических убийств на Руси из нашего, двадцать первого века, недавно решил доктор филологических наук, профессор Андрей Ранчин. Он написал книгу «Борис и Глеб», которая вышла в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия».
Не будучи ни прозаиком, ни детективом, Андрей Ранчин, впрочем, весьма удачно совместил художественное слово с тщательным логическим исследованием всех доступных на сегодняшний день исторических источников. В результате получилось современное, захватывающее и интеллектуальное повествование в популярном жанре «нон-фикшн». При виде довольно объемного тома, кто-то, возможно, удивленно вскинет брови: мол, историю Бориса и Глеба при желании можно уместить в двух-трех абзацах: сыновья князя Владимира, крестившего Русь, пали жертвами борьбы за киевский престол. После смерти Владимира его должен был унаследовать Борис, а после него – Глеб, но их коварный, жаждущий власти брат Святополк решил дело по-своему: убил обоих.
Автор и сам не скрывает, что достоверной информации о случившемся весьма немного, да и та порой рождает противоречия. Одни источники, например, называют матерью святых князей христианскую супругу Владимира – царицу Анну, а другие – безымянную «болгарыню», на которой князь мог жениться, ещё будучи язычником. И почему Владимир намеревался передать Киев именно Борису и Глебу, а не своему старшему сыну Святополку? Да и вообще, до конца не ясно, был ли Святополк родным сыном князя… Андрей Ранчин в своей книге «Борис и Глеб» и тщательно распутывает ниточки династических связей, терпеливо объясняет читателю, чем княжеские междоусобицы отличаются от бандитских разборок девяностых и, не впадая в конспирологические крайности, выдвигает любопытные исторические гипотезы.
Остается главный вопрос - почему братья приняли смерть без сопротивления, смирившись со своей несправедливой участью? И автор убедительно отвечает: причиной тому была совсем не человеческая слабость, а настоящая сила духа. Мы неосознанно чувствуем её в наших первых святых и теперь, спустя тысячелетия. А книга Андрея Ранчина «Борис и Глеб» пробуждает еще и неподдельный интерес к этим удивительным историческим личностям.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема