Протоиерей Александр Торик – писатель известный. Его книги, как правило, занимают верхние строчки в читательских рейтингах и активно обсуждаются на литературных интернет-форумах. А одной из них даже посвящен целый сайт – Флавиан.(точка)ру.
Действительно, «Флавиан» - пожалуй, одна из самых популярных книг отца Александра. И поклонников у нее с каждым годом становится все больше. А это лишний раз подтверждает, что настоящая литература остается актуальной в любое время и в любых обстоятельствах. Тем более, когда речь в ней идет о духовном поиске и вечных истинах. Писать об этом у отца Александра получается и интересно, и современно.
Алексей, главный герой повести протоиерея Александра Торика «Флавиан» - типичный представитель нашего нынешнего «общества потребления». И стремился он поначалу к вещам абсолютно приземленным: был бы костюмчик подороже, да авто покруче. Так и жил бы Алексей дальше, замкнутый в мире своих эгоистичных потребностей, если бы не случайная встреча – с бывшим однокурсником Андреем, которого Алексей помнил амбициозным, перспективным молодым ученым-физиком. Но на этот раз он увидел перед собой… бородатого монаха в черной рясе, звали которого уже не Андреем, как когда-то, а – отцом Флавианом…
Эта встреча многое меняет в жизни Алексея. Точнее, – меняет саму его жизнь. Он сталкивается с миром, в котором происходят вещи, не поддающиеся логическому объяснению. Флавиан изгоняет беса из одержимой девушки, седенький старичок, утешающий Алексея на церковном дворе, оказывается самим преподобным Сергием Радонежским, а умершая жена героя возвращается к жизни прямо на глазах патологоанатома, уже занесшего над ней свой скальпель…
Даже самый яростный скептик не стал бы спорить, что такое возможно лишь по Божьей воле. И Алексей наконец-то чувствует Бога рядом с собой. Ощущение божественной наполненности жизни, открытие ее глубокого и истинного смысла, превращают вчерашнего сноба и гедониста в горячо и искренне верующего человека.
…Вообще, «Флавиан» - это трилогия. Вслед за первым томом вышли еще два – «Жизнь продолжается» и «Восхождение». В немалой степени появление продолжения связано огромным читательским интересом к повести. Кстати, изначальным стремлением автора как раз и было написать одновременно и духовно полезную, и интересную книгу. Можно с уверенностью сказать, что задумка удалась, ведь самые первые шаги на пути к вере многие читатели сделали именно с книгой «Флавиан» протоиерея Александра Торика в руках…
«Успение Пресвятой Богородицы». Протоиерей Павел Карташёв

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Накануне дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и смыслах этого события.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Блаженная Матрона Анемнясевская». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о непростой, но удивительной судьбе блаженной Матроны Анемнясевской, которая еще при жизни своими молитвами помогала людям и считалась святой, за что была арестована советскими властями, при том, что была слепой и не могла самостоятельно передвигаться.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 79. Богослужебные чтения

Скажите честно: вы когда-нибудь, проходя где-то мимо частных домов, срывали висящие из-за чужого забора ягоды или плоды? Признаюсь, и я порой от этого соблазна не мог удержаться! 79-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, одним из центральных образов имеет именно проблему разросшейся и вышедшей далеко за пределы ограды виноградной лозы. Давайте послушаем.
Псалом 79.
1 Начальнику хора.
На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;
10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
О чем псалмопевец плачется Богу — причём каждая из трёх частей псалма этот плач усиливает всё больше? Образ виноградной лозы — это образ еврейского народа, который Бог «насадил» в чужой земле, изгнав оттуда прежних жителей, — земле благодатной и плодородной, и не только насадил, но и тщательно и бережно вырастил так, что народ заполнил очень большое пространство. Казалось бы, остаётся только радоваться — но вот, неожиданно с разных сторон надвигаются напасти: народ становится добычей для соседей, которые немилосердно «обрывают» его, словно вывалившуюся из-за забора сочную виноградную ветвь, а с другой стороны наседают могущественные враги, словно дикий кабан, своим рылом подкапывающий и уничтожающий корни лозы.
Автор псалма выражает общее недоумение народа: Боже, что происходит? Зачем Ты допускаешь поругание плода Твоих же рук? Ведь Ты, Ты сам нас сюда привёл, Ты нас возрастил, Ты оберегал — и вдруг всё рассыпается!..
Чтобы найти ответ на эти вопросы, нам надо вернуться к изначальному образу свисающего за пределы территории винограда. Это произошло потому, что ограда, отделявшая частную территорию от общего пространства, сгнила и развалилась. Когда падает забор, снимаются определённые внутренние защиты, и человек уже может себе позволить переступить через границу — а что, тут, похоже, никто не живёт — или не следит за хорошим состоянием хозяйства! Значит, забор для этого псалма — своего рода «ключ» к его пониманию: пока забор крепок — и к плодам никто не притронется, и дикий зверь не подойдёт!
Что же это за столь важный «забор»? Для иудейского мышления ответ очевиден: «забор» — это Закон Божий, заповеди, данные Богом Моисею как условия сохранения завета между Богом и еврейским народом. Пока эти заповеди исполняют, пока в головах людей они — чёткая грань между нормальным и абсолютно недопустимым — всё в порядке. Но как только отношение к этой «грани» становится поверхностным, как только размываются границы — жди беды!
Вот к чему и призывает сегодняшний псалом: помнить о том, что пока внутри нас есть ясные и понятные для нас самих принципы — «внутренние границы» — и Бог нас охраняет и бережёт!
Псалом 79. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 79. (Церковно-славянский перевод)