
Татьяна Любомирская
Дело было под Новый год. Я чувствовала себя уставшей, измотанной, несчастной. В душе образовалась накипь от проблем и дурного настроения. К тому же требовалось решить один очень важный вопрос, а я понятия не имела, как лучше поступить. В общем, настроение было депрессивным. А лучшим средством от такого состояния для меня — Исповедь и Причастие.
Я решила подготовиться к Таинствам как можно скорее и настроилась пойти в Храм в будний день. Оставалось только решить, в какой лучше всего пойти, ведь тех, где службы совершаются ежедневно, не так много. Один такой храм находился неподалеку от моего дома, другой ‒ рядом с местом работы. И тот, и другой мне нравились. Оба варианта имели свои преимущества, и я раздумывала, какой же выбрать. В конце концов, приняла решение пойти в Церковь, расположенную около дома.
Исповедь там проводилась только во время вечерних богослужений. Я принялась готовиться.
Исповедь для меня — это очень волнительно. Я часто забываю, что хотела сказать. Мой разговор с Богом и священником получается сумбурный, невразумительный. Поэтому я обычно пишу себе памятку. Вот и сейчас я записала всё, что камнем лежало на сердце, сунула бумажку в сумку и после работы поехала в церковь.
Когда я заходила в метро, случилось неожиданное: я открыла сумку, чтобы достать проездной, и вдруг порыв сквозняка выхватил мою памятку, поднял в воздух, покружил и унес с глаз долой. Я застыла на месте. Словно сцена из фильма. В реальной жизни я иногда роняла вещи, но так, чтобы они улетали в неизвестном направлении... К тому же причиной тому был не штормовой ветер, а небольшой сквозняк в метро!
Какая уж тут исповедь... Опять забуду половину, напутаю. Лучше еще раз все обдумаю, составлю новую памятку и утром пойду в другую церковь, рядом с работой, где исповедь проводится до службы.
Так я и сделала. Мою исповедь принимал незнакомый молодой священник. Он как-то сразу расположил к себе. Благо, народу оказалось не много, мы успели побеседовать. Я выложила ему тот самый вопрос, который меня мучил. И оказалось, что в жизни самого батюшки была точно такая же ситуация! Священник рассказал, как в свое время поступил он сам и что из этого вышло. Этот совет помог мне разобраться со всеми проблемами разом. Прямо в точку!
Какими причудливыми путями иногда ведет нас Господь! Если бы не та летающая памятка, я бы не встретилась с этим батюшкой и не узнала бы его истории. Конечно, священник лишь проводник Божьей воли, и вполне возможно, что если бы я изначально пришла в тот храм, что планировала, другой священник дал бы мне точно такой же совет. Но Господь сводит людей, зная их характеры, мысли и жизненный путь. Может быть, те слова, который Бог предназначил для меня, должен был сказать именно тот батюшка, который пережил подобный опыт?
Вот так, обычный ветер в метро помог мне решить мои проблемы. Но обычный ли? Вдруг источником этого ветра явился взмах... ангельских крыльев?
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О наследии церковных художников
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О наследии церковных художников — протоиерей Владимир Быстрый.
В Международный день художника мы чествуем не только современных творцов, но и безвестных мастеров прошлого, чьи кисти возводили мост между душой и небом. Мы говорим о великом наследии церковного искусства.
В отличие от светского, где важно самовыражение, здесь художник-иконописец был проводником, а его творение — молитвой. Икона — это окно в горний мир, где через символ и цвет говорит сама вера. Вспомните «Троицу» Андрея Рублёва: это не портрет, а целое богословие в линиях и красках.
А фрески? Они были Библией для неумеющих читать. Взгляните на собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески Дионисия — это не суровый суд, а светлая райская симфония. Его святые парят в золотом сиянии, а нежные лазурные и бирюзовые краски создают ощущение неземной радости. Это праздничное богословие, где всё творение ликует о спасении.
В наш стремительный цифровой век это искусство учит нас созерцательности. Оно напоминает, что мир глубже, чем кажется, что он полон скрытых смыслов, которые нам необходимо найти. И давайте в этот день вспомним этих удивительных художников-богословов. Их творчество — не реликт, а живой источник. Свидетельство того, что искусство может быть не просто украшением, а настоящей службой и дорогой к вечной красоте.
Все выпуски программы Актуальная тема











