Писатель Леонид Максимович Леонов и его супруга Татьяна Михайловна прожили вместе в счастливом браке 56 лет. Умение поддерживать друг друга в любой ситуации помогло супругам пронести свою любовь сквозь годы и испытания.
В 20-ые годы прошлого века дом издателя Михаила Васильевича Сабашникова был одним из центров культурной жизни столицы. По вечерам там часто собирались знаменитые писатели, историки и художники. На одной из таких встреч оказался однажды и начинающий писатель Леонид Леонов. Но не статусные гости поразили его, а младшая дочь Михаила Васильевича — Татьяна. Молодые люди быстро подружились, и Леонид стал частым гостем в квартире Сабашниковых. Татьяна же не пропускала ни одно выступление писателя на литературных вечерах.
Вскоре Леонид и Татьяна полюбили друг друга. И 25 июля 1923 года они обвенчались в церкви села Абрамцево. Сразу после свадьбы молодожёны переехали в дом Сабашникова, где поселились в небольшой, но уютной комнатке.
Леонид и Татьяна были очень разными. Он — активный, неугомонный, всегда в движении, она, напротив, была очень спокойной, сдержанной и молчаливой. Но супруги удивительным образом дополняли друг друга и жили в гармонии. Вот как позже вспоминал друг семьи Борис Раушенбах о времени, проведённом в доме супругов: «Я был знаком с его женой Татьяной Михайловной — когда мы приглашались к Леоновым на обед, она всегда за столом тактично держалась «на втором плане», и только если ей хотелось о чем-то меня спросить, говорила: «А вот можно...» Меня это всегда трогало и чуть смешило, потому что Леонид Максимович серьёзно отвечал: «Можно».
В 1928 году у супругов родилась дочь Елена, а спустя несколько лет вторая дочь Наталия. К тому времени Леонид Максимович стал писателем с мировым именем, книги издавались в Англии, Польше, Америке, Франции. Вдохновение не покидало его, а любимая супруга создавала условия для этого. Занималась домашним хозяйством, помогала Леониду с корректурой произведений, вела переговоры с издательствами.
В свободное время Леонид Максимович занимался фотографией. Чаще всего на снимках были Татьяна и любимые дочки. Их взгляды и улыбки на фотокарточках передают атмосферу тепла и нежности, которая царила в семье Леоновых. Во многом это была заслуга хозяйки дома. Позже в одном из интервью младшая дочь Наталия призналась: «Любви и преданности у мамы хватало на всех — мужа, дочерей, внуков. И при этом она всегда оставалась ровной, немногословной и сдержанной. Я никогда не слыхала её повышенного голоса, в любой ситуации она старалась договориться...».
Когда наступила Великая Отечественная война, Леонид с семьёй находился в эвакуации в городе Чистополь и регулярно выезжал на фронт в качестве корреспондента газет «Правда» и «Известия». После войны Леонид писал пьесы для ведущих театров Москвы, работал над новыми книгами, в которых без страха писал о проблемах современности. Многие труды Леонова подвергались жесточайшей критики со стороны советского правительства, некоторые и вовсе запретили издавать. В непростое для супруга время, Татьяна Михайловна старалась оградить его от волнений: прятала от мужа статьи, в которых незаслуженно ругали творчество писателя.
В 1979 году, уже после кончины Татьяны Михайловны, Леонид Максимович признался: «Мне очень повезло, что она была у меня. Такая же была для Достоевского Анна Григорьевна и Софья Андреевна для Толстого. Ей я поверял свои произведения на каждой стадии, фактически я писал, может быть, только для неё...»
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер