
Симпатичный 16-летний паренёк подъехал к бортику катка и наклонился, чтобы потуже затянуть шнурки на коньках. А когда выпрямился — замер, как громом поражённый. Рядом с ним, изогнувшись в изящном пируэте, плыла девочка. Её лучистый взгляд был устремлён в какие-то лишь ей одной известные дали. Казалось, она не замечала никого вокруг и была полностью погружена в своё плавное движение по льду. Парень не мог отвести от неё глаз. Он стоял у бортика в надежде, что девочка снова проедет мимо. Так встретились народный артист Леонид Куравлёв и его будущая жена Нина.
«Моя душа упала к её ногам», — так вспоминает Леонид Вячеславович о той первой встрече с любовью всей своей жизни. Молодые люди познакомились. А потом оказалось, что живут они почти рядом. Что хрупкая милая девочка учится в седьмом классе, и зовут её Нина. Они стали вместе гулять по Москве. Ходили в кино. И как-то само собой оказалось, что Леонид всё для себя решил: Нина станет его женой. Он очень надеялся, что, когда придёт время, девушка ответит ему взаимностью. А пока они читали одни и те же книги, обсуждали фильмы и радовались дружбе. Им было интересно и легко вместе. Нина казалась Леониду удивительной. Спокойная, рассудительная. «Мы с самого начала бесконечно друг другу доверяли», — говорил Куравлёв.
После школы Леонид поступил во ВГИК, о котором давно мечтал. Студенты главного киновуза страны отличались вольными нравами, но Куравлёв был не похож на других. Он не ходил на вечеринки, не засматривался на юных актрис. Леонид хранил верность своей избраннице. В 1960 году, сразу после окончания института, он сделал Нине предложение, которое она, к его огромной радости, приняла.
Артист не выносит на публику подробности своей семейной жизни. «Счастье любит тишину», — говорит он. Но как-то раз обмолвился, что своей карьерой и актёрской славой обязан супруге. Нина Васильевна была его главным критиком — Леонид соглашался на роль только с её одобрения. Он в красках рассказывал жене о киногероях, которых ему предстояло воплотить. А Нина Васильевна могла не только с интересом выслушать, но и дать дельный совет о том, как привнести изюминку в характер персонажа. И Леонид блистал: из гоголевского Хомы Брута он легко перевоплощался в обаятельного авантюриста Жоржа Милославского, а из него — в непутёвого сантехника Афоню.
А вот в жизни Куравлёв — на удивление постоянный человек. В одном из интервью Леонид Вячеславович признавался, что за все 52 года своего брака ни разу даже не посмотрел в сторону других женщин и не помнит, чтобы они с супругой хоть раз поссорились. «Нина была для меня всем», — говорил артист.
В браке у Куравлёвых родились двое детей — сын и дочь. Счастливый отец заваливал их подарками. Однажды, возвращаясь из заграничной командировки, Леониду Вячеславовичу пришлось долго объяснять на таможне, почему у него, взрослого человека, чемоданы набиты игрушками и конфетами.
«Семья — смысл моей жизни», — говорит артист. Один из его самых, пожалуй, народных персонажей — тот самый сантехник Афоня из одноимённой картины — на протяжении всего фильма мечтает о большой семье. И представляет, как приходит с работы, а дома его радостно встречают жена и дети. Для самого Леонида Куравлёва и его верной супруги Нина такая жизнь стала не мечтой, а реальностью.
«Таинство» смерти»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Наталия Лангаммер, Алексей Пичугин, Марина Борисова, а также наш гость — протоиерей Александр Дьяченко — поделились своими личными историями о том, как смерть близкого или знакомого человека приводила к Богу или укрепляла в вере.
Все выпуски программы Светлые истории
Антон Чехов. «Вишнёвый сад»: «О Фирсах и звёздах»

Фото: PxHere
Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Сюжет произведения сосредоточен на уникальном вишнёвом саду в старой дворянской усадьбе. Сад обречён на уничтожение. Его владельцы разорены, и поместье в конце концов продают с аукциона, а новый хозяин вырубает сад. Но не гибель сада становится центральным нервом пьесы, её главной болью. А что же?
В мире чеховской пьесы, мире, который заполнен переживаниями за обречённый вишнёвый сад, — а красота его и правда стоит того, чтобы её оплакать! — не хватило времени, сил, внимания, тепла на одного-единственного человека. После продажи усадьбы старого слугу Фирса забывают в заколоченном дворянском доме.
Апофеоз трагизма пьесы — не стук топора, рубящего вишнёвые деревья, а стук молотка, заколачивающего ставни дома, в котором остался старик. А ведь Фирс для Творца Вселенной дороже всех садов мира.
Американская писательница Гарриет Бичер-Стоу, автор романа «Хижина дяди Тома», рассказывала, как однажды её мама, выбрав ясный вечер, вывела маленькую Гарриет из дома, указала на звёздное небо и сказала: «Настанет день, когда самая яркая из этих звёзд погаснет. А душа самого последнего нищего будет жить вечно».
«Смотрите, не презирайте никого из малых сих» — читаем мы в Евангелии от Матфея. Это и есть ключ к «Вишнёвому саду». Антон Чехов показывает: человек очень часто становится едва заметным на фоне того, что кажется гораздо более ценным. Так, старик Фирс, запертый в заколоченном доме, фактически погибает одновременно с садом, в котором уже стучат топоры. Но если услышать евангельское слово и научиться не презирать малых сих, не забывать Фирсов в заколоченных домах, может, уцелеют и вишнёвые сады?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Голос в церковном хоре. Ольга Кутанина

Как здорово, когда душа поёт и голос есть! В такие моменты хочется звучать громче. Пусть и люди, и Бог услышат! Только, чтобы звучать не просто громко, но и красиво, надо хорошо потрудиться.
Моя подруга поёт в церковном хоре. Тихо, осторожно, но чисто и аккуратно. Она всегда старается беречь общую гармонию. Однажды регент сказала ей: «У тебя идеальный второй голос. Он не выбивается, он прекрасно дополняет общее звучание. В любом хоре такой голос нужен».
Я очень люблю петь, но плохо умею. Никак не могу усовершенствовать свои навыки, полученные ещё в музыкальной школе. Времени, как говорится, нет, а желание есть.
Так и проходят мои дни без музыкальных занятий. Среди повседневных забот спою несколько молитв: перед едой и после, с утра и перед сном. Ещё с большим удовольствием мурлычу колыбельные детям на ночь. Сначала для них, а потом, как уснут, уже для себя продолжу.
Но самое чудесное — это петь в церковном хоре. Я даже год ходила на занятия для начинающих певчих при храме, пока время позволяло. В Литургии участвовала. И всё. Бросила. Опять некогда: родился еще один малыш. Затянули домашние хлопоты.
Навык пения в хоре снова был утрачен, но одну молитву — «Воскресение Христово» — у меня хорошо получалось исполнять. Это услышала знакомая в маленьком храме, который находится рядом с нашей дачей. И предложила мне помочь регенту-матушке на Литургии. Певчих мало, ещё один голос лишним не будет.
Как я обрадовалась! Снова есть возможность петь в храме — в доме Бога! И я запела. Звонко, решительно.
Только оказалось, что на занятиях для начинающих певчих, которые несколько лет назад посещала, я выучила совсем мало песнопений, да и те подзабыла. Поэтому знакомые фрагменты я пела громко, а сложные места пропускала: прерывалась, чтобы не портить общую картину. Это быстро приметил батюшка, у которого замечательный слух. Прислал к нам спросить: «Кто это там: то поёт, то не поёт? На полуслове обрывает?» Оказалось, что я. Мне тогда аккуратно намекнули, что пению в храме мне бы ещё подучиться. Предложили приходить на спевки.
Тем временем у нас появился ещё один малыш, опять стало трудно учиться. Моё певческое послушание в маленьком храме с маленьким хором закончилось.
Понимаю, надо работать дома, разучивать песнопения. Как только будет хоть малая возможность, постараюсь заняться. Я же это люблю!
И ещё мне стало ясно: если что-то умеешь плохо, то лучше сначала прислушаться, присмотреться к тому, как это делают другие, более опытные, люди. Горделиво выставлять свой голос и любоваться им ни к чему. «Там, где есть смирение, диавол не может пребывать», — говорит мой любимый святой Паисий Святогорец. Если терпеливо трудиться, развивать данный Богом талант, можно принести пользу и послужить Богу и людям.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение