
Симпатичный 16-летний паренёк подъехал к бортику катка и наклонился, чтобы потуже затянуть шнурки на коньках. А когда выпрямился — замер, как громом поражённый. Рядом с ним, изогнувшись в изящном пируэте, плыла девочка. Её лучистый взгляд был устремлён в какие-то лишь ей одной известные дали. Казалось, она не замечала никого вокруг и была полностью погружена в своё плавное движение по льду. Парень не мог отвести от неё глаз. Он стоял у бортика в надежде, что девочка снова проедет мимо. Так встретились народный артист Леонид Куравлёв и его будущая жена Нина.
«Моя душа упала к её ногам», — так вспоминает Леонид Вячеславович о той первой встрече с любовью всей своей жизни. Молодые люди познакомились. А потом оказалось, что живут они почти рядом. Что хрупкая милая девочка учится в седьмом классе, и зовут её Нина. Они стали вместе гулять по Москве. Ходили в кино. И как-то само собой оказалось, что Леонид всё для себя решил: Нина станет его женой. Он очень надеялся, что, когда придёт время, девушка ответит ему взаимностью. А пока они читали одни и те же книги, обсуждали фильмы и радовались дружбе. Им было интересно и легко вместе. Нина казалась Леониду удивительной. Спокойная, рассудительная. «Мы с самого начала бесконечно друг другу доверяли», — говорил Куравлёв.
После школы Леонид поступил во ВГИК, о котором давно мечтал. Студенты главного киновуза страны отличались вольными нравами, но Куравлёв был не похож на других. Он не ходил на вечеринки, не засматривался на юных актрис. Леонид хранил верность своей избраннице. В 1960 году, сразу после окончания института, он сделал Нине предложение, которое она, к его огромной радости, приняла.
Артист не выносит на публику подробности своей семейной жизни. «Счастье любит тишину», — говорит он. Но как-то раз обмолвился, что своей карьерой и актёрской славой обязан супруге. Нина Васильевна была его главным критиком — Леонид соглашался на роль только с её одобрения. Он в красках рассказывал жене о киногероях, которых ему предстояло воплотить. А Нина Васильевна могла не только с интересом выслушать, но и дать дельный совет о том, как привнести изюминку в характер персонажа. И Леонид блистал: из гоголевского Хомы Брута он легко перевоплощался в обаятельного авантюриста Жоржа Милославского, а из него — в непутёвого сантехника Афоню.
А вот в жизни Куравлёв — на удивление постоянный человек. В одном из интервью Леонид Вячеславович признавался, что за все 52 года своего брака ни разу даже не посмотрел в сторону других женщин и не помнит, чтобы они с супругой хоть раз поссорились. «Нина была для меня всем», — говорил артист.
В браке у Куравлёвых родились двое детей — сын и дочь. Счастливый отец заваливал их подарками. Однажды, возвращаясь из заграничной командировки, Леониду Вячеславовичу пришлось долго объяснять на таможне, почему у него, взрослого человека, чемоданы набиты игрушками и конфетами.
«Семья — смысл моей жизни», — говорит артист. Один из его самых, пожалуй, народных персонажей — тот самый сантехник Афоня из одноимённой картины — на протяжении всего фильма мечтает о большой семье. И представляет, как приходит с работы, а дома его радостно встречают жена и дети. Для самого Леонида Куравлёва и его верной супруги Нина такая жизнь стала не мечтой, а реальностью.
«Журнал от 18.07.2025». Алексей Соколов, Алена Рыпова

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Анна Леонтьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и продюсер регионального вещания Радио ВЕРА Алёна Рыпова вынесли на обсуждение темы:
— День памяти святых Царственных страстотерпцев;
— Красота и сложность сотворенного мира как свидетельство существования Творца;
— Понетаевская икона Божией Матери «Знамение»;
— «Дни Достоевского» в Оптиной пустыни.
Ведущие: Кира Лаврентьева, Анна Леонтьева
Все выпуски программы Журнал
«Святой архипелаг»

«Святой архипелаг». Россия, режиссёр Сергея Дебижев
— Соловки до революции — вот так вот сложилось, что они смогли запечатлеть и в архитектуре, и в укладе, и в образе жизни, который здесь был, идеал человека.
— Соловки — это одно из таких мест, в которых люди имеют возможность понять, что есть вечность, и мы в каком-то соотношении с этой вечностью находимся.
Вечность в каждом кадре. Так в двух словах можно описать картину Сергея Дебижева «Святой архипелаг». Фрагмент из неё только что прозвучал. Режиссёру удалось невероятное: перенести на экран духовную атмосферу Соловецких островов — архипелага в Белом море, к юго-западу от Архангельска — молитвенную, светлую, наполненную любовью к Богу. Кино документальное, однако оно в самом полном смысле слова — картина, произведение искусства.
Лента вышла на экраны в 2022-м году, завоевала множество фестивальных наград, среди которых — серебряный Святой Георгий 44-го Московского кинофестиваля и приз Китайской академии документального кино в номинации «Лучшая операторская работа». Но главной наградой для всей съёмочной группы стал зрительский интерес к фильму. По словам Сергея Дебижева, многим сегодня, наконец, становится ясно, что материальная сторона жизни — отнюдь не главенствующая. Картина «Святой архипелаг» в каком-то смысле стала ответом на духовные запросы современного кинозрителя. Возможностью увидеть мир, выходящий за рамки нашей повседневной будничной гонки. Мир, где в каждом окружающем звуке и глотке воздуха ощущается его полнота и радость.
Практически каждый кадр документального фильма «Святой архипелаг» зрелищный и запоминающийся. Мы видим, как монахи Соловецкого монастыря пекут просфоры, кормят птиц прямо из рук, плавают на лодке по Белому морю, а вокруг них играет стая белух. И, конечно же, молятся. Над монастырём, над морем и островами не умолкает монашеская молитва.
И всё же режиссёр Сергей Дебижев утверждает: фильм не просто о Соловках, Соловецком монастыре и его монахах. Он — о смысле и течении жизни. О том, какой она становится, когда каждая её минута наполняется Богом. Именно об этом размышляет один из героев картины, руководитель плотницкой мастерской Соловецкого монастыря, в которой вырезают поклонные кресты, Георгий Кожокарь.
— Остановитесь вот перед любым камнем, перед любой травинкой, локоном леса, природы, воды — невозможно не услышать голос Божий: Аз Есмь. То есть, здесь. Вот, Я тут. Я тут — сейчас.
Смотришь на экран, а там в бескрайнем море вокруг Соловецкого монастыря отражается бездонное небо. И не видно границы между ними. И не знаешь, на небе ты, или на земле. Это ощущение усиливает музыка, которую написал для фильма «Святой Архипелаг» музыкант и композитор Вячеслав Бутусов. Впрочем, по словам режиссёра Сергея Дебижева, настроение фильма запечатлевалось по мере работы над ним, словно само по себе. А точнее — по воле Божьей. Как живут по воле Божьей уже шесть веков святые Соловки. И неугасимой лампадой светят миру.
Кирсанов (путешествие по городу)

Кирсанов — город в Центрально-Чернозёмном районе России, на востоке Тамбовской области. Его история началась в конце семнадцатого века со строительства железоделательного завода. Первым при производстве поселился крестьянин Хрисанф Зубахин, в народном произношении — Кирсан. Его имя и дало название селению. Железоделательный завод вскоре закрылся, а Кирсанов продолжал существовать — сначала как посёлок, а с 1779 года — как уездный город. Он успешно развивался за счёт удачного географического положения. Через Кирсанов проходили тракты, ведущие в Воронеж, Камышин и Пензу. В 1875 году здесь появилась станция железной дороги, соединявшей Тамбов и Саратов. Всё это способствовало торговле. Неудивительно, что значительную часть городского населения составляли купцы. В традициях этого сословия всегда были благотворительность и строительство храмов. К началу двадцатого века в Кирсанове действовали восемь церквей. До наших дней сохранилось две из них — бессребреников Космы и Дамиана и Тихвинской иконы Божией Матери. В этих храмах — память о прошлом и надежда на будущее Кирсанова.
Радио ВЕРА в Кирсанове можно слушать на частоте 102,2 FM