
Симпатичный 16-летний паренёк подъехал к бортику катка и наклонился, чтобы потуже затянуть шнурки на коньках. А когда выпрямился — замер, как громом поражённый. Рядом с ним, изогнувшись в изящном пируэте, плыла девочка. Её лучистый взгляд был устремлён в какие-то лишь ей одной известные дали. Казалось, она не замечала никого вокруг и была полностью погружена в своё плавное движение по льду. Парень не мог отвести от неё глаз. Он стоял у бортика в надежде, что девочка снова проедет мимо. Так встретились народный артист Леонид Куравлёв и его будущая жена Нина.
«Моя душа упала к её ногам», — так вспоминает Леонид Вячеславович о той первой встрече с любовью всей своей жизни. Молодые люди познакомились. А потом оказалось, что живут они почти рядом. Что хрупкая милая девочка учится в седьмом классе, и зовут её Нина. Они стали вместе гулять по Москве. Ходили в кино. И как-то само собой оказалось, что Леонид всё для себя решил: Нина станет его женой. Он очень надеялся, что, когда придёт время, девушка ответит ему взаимностью. А пока они читали одни и те же книги, обсуждали фильмы и радовались дружбе. Им было интересно и легко вместе. Нина казалась Леониду удивительной. Спокойная, рассудительная. «Мы с самого начала бесконечно друг другу доверяли», — говорил Куравлёв.
После школы Леонид поступил во ВГИК, о котором давно мечтал. Студенты главного киновуза страны отличались вольными нравами, но Куравлёв был не похож на других. Он не ходил на вечеринки, не засматривался на юных актрис. Леонид хранил верность своей избраннице. В 1960 году, сразу после окончания института, он сделал Нине предложение, которое она, к его огромной радости, приняла.
Артист не выносит на публику подробности своей семейной жизни. «Счастье любит тишину», — говорит он. Но как-то раз обмолвился, что своей карьерой и актёрской славой обязан супруге. Нина Васильевна была его главным критиком — Леонид соглашался на роль только с её одобрения. Он в красках рассказывал жене о киногероях, которых ему предстояло воплотить. А Нина Васильевна могла не только с интересом выслушать, но и дать дельный совет о том, как привнести изюминку в характер персонажа. И Леонид блистал: из гоголевского Хомы Брута он легко перевоплощался в обаятельного авантюриста Жоржа Милославского, а из него — в непутёвого сантехника Афоню.
А вот в жизни Куравлёв — на удивление постоянный человек. В одном из интервью Леонид Вячеславович признавался, что за все 52 года своего брака ни разу даже не посмотрел в сторону других женщин и не помнит, чтобы они с супругой хоть раз поссорились. «Нина была для меня всем», — говорил артист.
В браке у Куравлёвых родились двое детей — сын и дочь. Счастливый отец заваливал их подарками. Однажды, возвращаясь из заграничной командировки, Леониду Вячеславовичу пришлось долго объяснять на таможне, почему у него, взрослого человека, чемоданы набиты игрушками и конфетами.
«Семья — смысл моей жизни», — говорит артист. Один из его самых, пожалуй, народных персонажей — тот самый сантехник Афоня из одноимённой картины — на протяжении всего фильма мечтает о большой семье. И представляет, как приходит с работы, а дома его радостно встречают жена и дети. Для самого Леонида Куравлёва и его верной супруги Нина такая жизнь стала не мечтой, а реальностью.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема