Пасха – праздник особый, это время, когда весь мир радуется о воскресшем Христе. Во всех православных странах существуют пасхальные обычаи, которые помогают людям проявлять свою пасхальную радость.
В России на протяжении веков было принято устраивать пасхальные народные гуляния. После Пасхи проводились обширные ярмарки. Люди соревновались в искусстве катания пасхальных яиц и множестве других праздничных конкурсов.
В Грузии тоже есть свои собственные пасхальные увеселения. Одно из них является абсолютно уникальным. Называется обычай «лело бурти». В переводе с грузинского – «полевой мяч». Лело бурти представляет собой игру, в которую играют на Пасху жители грузинского села Шухути.
Точно известно, что традиция пасхальной игры Лело бурти существует в Грузии, как минимум, с 12 века, поскольку этот народный обычай был описан в поэме Шота Руставелли «Витязь в тигриной шкуре», относящейся как раз к 12-ому столетию.
Правила лело бурти с тех пор почти не поменялись. Участие в игре принимают только мужчины. Они делятся на две команды – верхней и нижней частей села Шухуми. Число игроков в каждой команде не ограничено, но должно быть равным. По сути нет никаких особых ограничений и по возрасту участников. Главное требование – быть достаточно крепким, чтобы выдержать ход игры.
Дело в том, что Лело бурти абсолютно контактная игра, которой свойственна средневековая жесткость. Игроки, конечно, не ставят задачей покалечить соперника, но и особо не церемонятся в своих действиях.
Обязательным ритуалом, который предваряет начало игры, является наполнение пустого мяча, которым потом будут играть, красным вином. Этого вина отпивают все участники игры. Затем мяч набивается мокрой землей. Вес его при этом становится равен около 12 килограмм.
Мяч перед началом игры благословляется священником. Он призывает участников пасхального матча помнить о здоровье иных игроков и следить за тем, чтобы не нанести им травму. После этого священник подбрасывает мяч в воздух и игра начинается.
Каждая из команд в ходе игры старается захватить мяч и забить его в специальную голевую яму. Таких ям две и они располагаются по краям игрового поля. Забить гол в Лело бурти очень не просто. Вас могут толкнуть, уронить. Мяч может быть вырван из ваших рук. Во время игры в Лело бурти на поле кипят настоящие страсти.
Но как только одна из команд забивает гол и матч заканчивается, все игроки дружно отправляются за праздничный стол, чтобы вместе отметить наступление Пасхи. Все, произошедшее во время игры оказывается забытым, а недавние противники на поле за столом превращаются в близких друзей.
6 апреля. Об истории Иконы Богородицы «Тучная Гора»

Сегодня 6 апреля. Церковь чтит Икону Богородицы «Тучная Гора».
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Икона «Тучная гора» была обретена и началось её почитание около 300 лет назад в доме одной женщины благородного происхождения, которая от отчаяния из-за семейных неустройств была готова наложить на себя руки. Ей встретился монах, которого впоследствии никто не видел и не мог найти. Он сказал ей в утешение: «Зря ты с такими отчаянными мыслями мечешься. Иди на чердаке отыщи икону, которая забытая там всеми находится, и молись перед ней, и всё управится в доме твоём». Она послушалась этого совета непонятного, неизвестно откуда взявшегося и куда исчезнувшего монаха. Была обретена икона крупного размера, которая и была отмыта, размещена с почётом, перед которой были приносимы мольбы этой женщины, и действительно всё в доме и в жизни её наладилось. Икона стала семейной святыней, передаваемой из поколения в поколение, а уже в XIX веке одним из её потомков было принято решение передать в храм, находящийся неподалёку. Икона была утрачена в революционное лихолетье, а уже в последние десятилетия по благословению правящего архиерея написан почитаемый список, перед которым и поныне совершаются особо значительные богослужения, приносятся многие молитвенные песнопения, и уже регистрируется немало чудес, совершившихся по молитвам перед этим образом.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 апреля. О подвиге пустынножительства Преподобной Марии Египетской

Сегодня 6 апреля. День памяти Преподобной Марии Египетской.
О её подвиге пустынножительства как выдающемся явлении в жизни Церкви — игумен Назарий (Рыпин).
Жить в пустыне — это полезно, но не всем. Нужно соразмерять свою духовную ревность со своими духовными возможностями. Потому что иногда бывает ревность не по разуму, и пустыня далеко не для всех, безусловно. И зачастую, не имея укорененности в вере и христианского опыта доброделания, молитвенного подвига, человек в пустыне совершенно не знает, чем себя занять. И это большая проблема. Об этом многие пустынники говорили, что монах, не прошедший опыт общежития, не знает, чем себя занять в пустыне. То же самое и для мирян. Хорошо уединяться порой, бывать наедине с Богом, и такие минуты и часы должны быть у каждого человека. Об этом говорит опыт Иоанна Кронштадтского в том числе. Но полностью удалиться в пустыне — это путь для немногих. Поэтому подвиг преподобной Марии — это исключительное явление в жизни Церкви. Это нужно понимать.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 апреля. Об иконографии праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

Сегодня 6 апреля. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.
Об иконографии праздника — священник Дионисий Сакович.
Рассказ о Благовещении Пресвятой Богородицы мы находим на страницах Евангелия от Луки в первой главе. Словесное описание известных нам событий довольно рано в церковной истории нашло свое выражение в художественных формах. Известно множество древних памятников, которые изображают эту удивительную встречу Девы Марии и Ангела Гавриила. Это и западные катакомбные фрески II-V веков в Риме, рельефы саркофагов, хранящиеся в Латеранском музее, мозаики V века в базилике Санта-Мария Маджоре, также и восточные изображения, например, иконы Синайского монастыря Святой Екатерины V века и миниатюры ранних Евангелий. Особого внимания заслуживает Устюжское изображение Благовещения XII века, которое считается выдающимся памятником искусства. Иконография праздника представляет собой уникальное сочетание библейского повествования, художественного выражения и духовного символизма. Каждый элемент изображения несет глубокий смысл, раскрывая тайну воплощения Слова Божия и роль Богородицы в спасении человечества. К основным элементам иконографии относится Богородица, которая изображается сидящей или стоящей, часто с прялкой в руках. Согласно преданию, она пряла завесу для Иерусалимского храма. Иногда Богородица держит Писание. Напротив Марии изображается Архангел Гавриил в динамичном движении с жестом благословения или с посохом, символизирующим вестническую миссию. Между ними может изображаться луч света или голубь, символ Святого Духа. Афоном часто служит изображение райского сада или здания, которое символизирует как дом Иосифа, так и дом премудрости Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема