Пасха – праздник особый, это время, когда весь мир радуется о воскресшем Христе. Во всех православных странах существуют пасхальные обычаи, которые помогают людям проявлять свою пасхальную радость.
В России на протяжении веков было принято устраивать пасхальные народные гуляния. После Пасхи проводились обширные ярмарки. Люди соревновались в искусстве катания пасхальных яиц и множестве других праздничных конкурсов.
В Грузии тоже есть свои собственные пасхальные увеселения. Одно из них является абсолютно уникальным. Называется обычай «лело бурти». В переводе с грузинского – «полевой мяч». Лело бурти представляет собой игру, в которую играют на Пасху жители грузинского села Шухути.
Точно известно, что традиция пасхальной игры Лело бурти существует в Грузии, как минимум, с 12 века, поскольку этот народный обычай был описан в поэме Шота Руставелли «Витязь в тигриной шкуре», относящейся как раз к 12-ому столетию.
Правила лело бурти с тех пор почти не поменялись. Участие в игре принимают только мужчины. Они делятся на две команды – верхней и нижней частей села Шухуми. Число игроков в каждой команде не ограничено, но должно быть равным. По сути нет никаких особых ограничений и по возрасту участников. Главное требование – быть достаточно крепким, чтобы выдержать ход игры.
Дело в том, что Лело бурти абсолютно контактная игра, которой свойственна средневековая жесткость. Игроки, конечно, не ставят задачей покалечить соперника, но и особо не церемонятся в своих действиях.
Обязательным ритуалом, который предваряет начало игры, является наполнение пустого мяча, которым потом будут играть, красным вином. Этого вина отпивают все участники игры. Затем мяч набивается мокрой землей. Вес его при этом становится равен около 12 килограмм.
Мяч перед началом игры благословляется священником. Он призывает участников пасхального матча помнить о здоровье иных игроков и следить за тем, чтобы не нанести им травму. После этого священник подбрасывает мяч в воздух и игра начинается.
Каждая из команд в ходе игры старается захватить мяч и забить его в специальную голевую яму. Таких ям две и они располагаются по краям игрового поля. Забить гол в Лело бурти очень не просто. Вас могут толкнуть, уронить. Мяч может быть вырван из ваших рук. Во время игры в Лело бурти на поле кипят настоящие страсти.
Но как только одна из команд забивает гол и матч заканчивается, все игроки дружно отправляются за праздничный стол, чтобы вместе отметить наступление Пасхи. Все, произошедшее во время игры оказывается забытым, а недавние противники на поле за столом превращаются в близких друзей.
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 272 зач., V, 9-13, 24-28.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто люди идут к Богу, потому что, по их словам, Он им нужен. Но можно ли поставить вопрос иначе? Можно ли сказать, что люди нужны Богу? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й главы Первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
9 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,
10 умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.
11 Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,
13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.
25 Братия! молитесь о нас.
26 Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.
27 Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.
28 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.
Чем отличается мировоззрение людей верующих и неверующих? Кто-нибудь может решить, что различия будут связаны с наукой, которой верующим сложнее заниматься, ведь они будто бы всё объясняют чудесами или чем-то подобным. На самом же деле верующие учёные точно так же, как неверующие, оперируют естественными законами. Другое дело, что они верят, что эти законы созданы разумным и любящим Творцом. Эта вера не влияет на конкретные исследования, т.к. Бог не является частью материального мира, но она помогает ощутить, что у мира есть родитель, любящий и заботливый. Что мы приведены в бытие не случайно. Это меняет очень многое, потому что в глубине души верующий человек оказывается способен доверять. Не столько миру, конечно же, сколько Богу.
Впрочем, не все религии позволяют посмотреть на мир именно так. Христиане Фессалоник отвратились от идолов, потому что язычество ничего подобного не предлагало. Вопрос: нужен ли ты богам, не как источник жертв, но как любимое чадо, оставался без ответа. И уж тем более было непонятно, на что способны боги, чтобы избавить тебя от зла и смерти. Судя по всему, иногда у бывших язычников возникали страхи, и они сомневались: действительно ли Единый Истинный Бог их любит, действительно ли они Ему нужны. Успокаивая и приободряя их, апостол Павел пишет, что Бог предназначил нам не гнев и наказание, но спасение через Христа. Любовь Творца так велика, что Он пошёл на крест, чтобы дать нам возможность жить вместе с Ним. Понимая, что превратности этой жизни нелегко переносить, апостол призывает учеников поддерживать и приободрять друг друга, доверяя руководителям общины и избегая распрей.
Читаешь всё это и диву даёшься, ведь ощущение, что Павел пишет не просто в город Филиппы, но пишет каждому из нас сегодня. Ведь и ныне, несмотря на всё развитие науки и техники, люди также чувствуют своё сиротство в мире. Иногда в порыве отчаяния они так и говорят друг другу или себе: никто в этом мире никому не нужен. Конечно, на то оно и отчаяние, чтобы человек в нём преувеличивал, но в то же время, в этом преувеличении приоткрывается вполне настоящий и подлинный страх одиночества, который нарастает в наших сердцах, сколько бы мессенджеров мы ни устанавливали на смартфоны, в каком количестве социальных сетей мы бы ни регистрировались... А всё потому, что человек отказался от главного — от веры, которая всему прочему может сообщить смысл, скрепив всё происходящее доверием Богу. Люди могут подвести, и из эгоизма и из страха смерти, ведь они всё время пытаются выживать за счёт друг друга. Но Бог не подведёт, и через все испытания, в конечном счёте приведёт нас к спасению. Нам остаётся только согласиться и пойти за Ним по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Новости возрождения храма в Крохино». Анор Тукаева
У нас в студии была директор фонда «Крохино» Анор Тукаева.
Разговор шел о сохранении храмов и исторического наследия в России и о том, как это может быть осуществлено силами даже нескольких человек на примере возрождения затопленного храма в Крохино.
Наша гостья рассказала, как продвигается восстановление храма, как вокруг этого места объединяются не только местные жители, но и люди из других регионов, а также о возникших в фонде «Крохино» проектах сохранения памяти об истории народных культурных и музыкальных традиций.
Все выпуски программы Светлый вечер
Фильм «Восхождение в Иерусалим». Игорь Мещан, Александра Андронова
У нас в гостях были создатели фильма «Восхождение в Иерусалим»: режиссер Александра Андронова и продюсер Игорь Мещан.
Мы говорили о святынях Иерусалима, об истории паломничеств на Святую Землю и о том, какое значении придается паломничествам в христианстве, а также о том, как создавался фильм «Восхождение в Иерусалим» и в чем его уникальность.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер