
Пошел как-то один парень в лес за грибами. В самую глушь забрался, и вдруг услышал, что в болоте кто-то стонет, на помощь зовет. Побежал он к болоту и видит: бьется в трясине старушка, вот-вот увязнет. Парень протянул ей палку и вытащил на сушу.
— Спасибо тебе, — сказала старуха скрипучим голосом, — иначе сидеть бы мне в этом болоте сто лет. Большое бедствие из-за этого могло настать на земле.
— Кто же ты? — спросил парень.
— Смерть я, — ответила старуха. — И зло, и благо. Таков закон жизни: всему живому срок приходит, старое молодому место уступает. А за то, что ты меня спас, я тебя награжу, сделаю великим лекарем, научу любые болезни распознавать. Но запомни: если увидишь меня у ног больного — лечи его. Но если я буду стоять в изголовье, значит, этот человек принадлежит мне.
Вернулся парень домой и видит: его мать больная лежит, а у неё в изголовье Смерть стоит.
«Матушка ведь захворала от тоски, думая, что я в лесу заблудился, нельзя ей умирать», — подумал юноша. Взял, да и переложил мать на кровати головой в другую сторону.
Погрозила ему Смерть пальцем и исчезла.
Вскоре мать поправилась, и зажили они вдвоем счастливо, лучше прежнего. Слава о молодом лекаре разлетелась по всей округе: уж если он брался кого-то лечить, то больной точно выздоравливал.
Как-то позвали его в нищую лачугу к больной вдове. Пришел юноша и видит: возле ног женщины голодные ребятишки копошатся, а в изголовье Смерть стоит. Жалостью переполнилось его сердце, и он переложил вдову на другую сторону.
Скрипнула Смерть от злости зубами, что-то прошипела — и словно в воздухе растворилась.
А потом война началась. Много горя принесла она людям. Накануне генерального сражения послали с фронта за знаменитым лекарем, чтобы тот вылечил раненого предводителя войска. Вошёл юноша в палатку, и увидел, что в изголовье у раненого Смерть стоит.
"Если этот человек умрет, погибнет моя родина! — подумал лекарь и переложил раненого.
Но на этого раз Смерть не исчезла, а вплотную подошла к юноше и прошептала.
— Ты три раза запрет мой нарушил. И за это сам должен умереть.
— Что ж, я готов, — ответил юноша. — Разве я мог отнять жизнь у своей матери, осиротить детей вдовы и обречь на гибель родину? Мне за это и умереть не жалко.
Дохнула ему в лицо Смерть — и что же? Ничего у неё не вышло. Недаром говорят: любовь сильнее смерти. А тем более, если человек готов пожертвовать своей жизнью ради других.
С той поры молодой лекарь больше никогда не видел спасённую им на болоте старушку, без всяких подсказок людей лечил.
(по мотивам сербской народной сказки)
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.