
Пошел как-то один парень в лес за грибами. В самую глушь забрался, и вдруг услышал, что в болоте кто-то стонет, на помощь зовет. Побежал он к болоту и видит: бьется в трясине старушка, вот-вот увязнет. Парень протянул ей палку и вытащил на сушу.
— Спасибо тебе, — сказала старуха скрипучим голосом, — иначе сидеть бы мне в этом болоте сто лет. Большое бедствие из-за этого могло настать на земле.
— Кто же ты? — спросил парень.
— Смерть я, — ответила старуха. — И зло, и благо. Таков закон жизни: всему живому срок приходит, старое молодому место уступает. А за то, что ты меня спас, я тебя награжу, сделаю великим лекарем, научу любые болезни распознавать. Но запомни: если увидишь меня у ног больного — лечи его. Но если я буду стоять в изголовье, значит, этот человек принадлежит мне.
Вернулся парень домой и видит: его мать больная лежит, а у неё в изголовье Смерть стоит.
«Матушка ведь захворала от тоски, думая, что я в лесу заблудился, нельзя ей умирать», — подумал юноша. Взял, да и переложил мать на кровати головой в другую сторону.
Погрозила ему Смерть пальцем и исчезла.
Вскоре мать поправилась, и зажили они вдвоем счастливо, лучше прежнего. Слава о молодом лекаре разлетелась по всей округе: уж если он брался кого-то лечить, то больной точно выздоравливал.
Как-то позвали его в нищую лачугу к больной вдове. Пришел юноша и видит: возле ног женщины голодные ребятишки копошатся, а в изголовье Смерть стоит. Жалостью переполнилось его сердце, и он переложил вдову на другую сторону.
Скрипнула Смерть от злости зубами, что-то прошипела — и словно в воздухе растворилась.
А потом война началась. Много горя принесла она людям. Накануне генерального сражения послали с фронта за знаменитым лекарем, чтобы тот вылечил раненого предводителя войска. Вошёл юноша в палатку, и увидел, что в изголовье у раненого Смерть стоит.
"Если этот человек умрет, погибнет моя родина! — подумал лекарь и переложил раненого.
Но на этого раз Смерть не исчезла, а вплотную подошла к юноше и прошептала.
— Ты три раза запрет мой нарушил. И за это сам должен умереть.
— Что ж, я готов, — ответил юноша. — Разве я мог отнять жизнь у своей матери, осиротить детей вдовы и обречь на гибель родину? Мне за это и умереть не жалко.
Дохнула ему в лицо Смерть — и что же? Ничего у неё не вышло. Недаром говорят: любовь сильнее смерти. А тем более, если человек готов пожертвовать своей жизнью ради других.
С той поры молодой лекарь больше никогда не видел спасённую им на болоте старушку, без всяких подсказок людей лечил.
(по мотивам сербской народной сказки)
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер