- Мама, ты знаешь максимум одну десятую о моей жизни,- с пафосом заявил мне на днях мой 16-летний сын. Сказать по правде, мне очень хотелось ответить что-нибудь раздраженное или саркастичное, но я сдержалась (жаль, что так бывает не всегда!). "Вспомни себя в его возрасте!"- повторяла я про себя. И действительно: я вела себя в отношении мамы также, если не хуже. И теперь все мамины страдания возвращаются ко мне бумерангом... Естественно, видоизменившись, ведь современные подростки довольно сильно отличаются от нашего поколения.
Детей от 13 и старше сегодня не ругает только ленивый. Они ничего не читают, их словарный запас примерно равен словарю незабвенной Эллочки Щукиной из романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Им ничего не интересно, кроме их гаджетов, они не привыкли физически и умственно трудиться, не хотят учиться и работать... В школе от современного поколения стонут учителя, а дома заламывают руки родители.
Нередко я тоже поддаюсь искушению поворчать на своего 16-летнего оболтуса. Этот сутулый парень выше меня ростом давно уже живет своей собственной, неведомой мне жизнью. Меня огорчает его нежелание учить английский язык, привычка к комфорту и ничегонеделанию и то, что он лучше знает, как обработать фото для инстаграма (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), чем как сложить свои вещи в шкафу.
Возможно, я так строга к моему отпрыску от того, что перед глазами яркий пример сына моей подруги, старше моего на пару лет. Он закончил экстернатом 10-11 класс, теперь сидит дома и не желает продолжать учебу. Основной его аргумент: у Стива Джобса не было высшего образования. Его мать ждет повестки в армию как избавления, очень надеясь, что именно там ее ребенка смогут привести в чувство и вернуть в реальность.
Мне кажется, такое ожидание - это расписка в собственной педагогической беспомощности. Получается: я не смогла воспитать своего сына, пускай его воспитывает армия. Очень бы не хотелось попасть в подобную ситуацию через несколько лет...
Поэтому я стараюсь не ослаблять поводья: следить за тем, чтобы мой сын был все время чем-то занят, например, исправно посещал тренировки в бассейне. Но здесь таится другая опасность: я превращаюсь в невыносимую зануду, постоянно требующую выполнения самых элементарных вещей. Я знаю в теории, что необходимо постепенно отпускать подростка, давать ему больше самостоятельности, чтобы он почувствовал себя взрослым и ответственным за свои поступки. Хотя как это сделать при его вечной рассеянности и стремлении полениться, ума не приложу.
Психологи шутят, что в эти несколько лет, когда у подростка бушует гормональная революция, для родителей главная задача - просто выжить. Грубость и попытки все время взять над мамой верх - это еще ничего. Хуже, когда подростку просто неинтересно с родителями: ему не о чем с ними разговаривать. Авторитет родителей резко снижается, тинейджер полностью замыкается в себе, а родителей либо игнорирует, либо раздраженно терпит. Чтобы такого не произошло, я стараюсь искать то, что нас объединяет: например, ищу для совместного просмотра и обсуждения фильмы, которые нам обоим нравятся.
Самое горькое для меня, что мой сын демонстративно отказался ходить в церковь, объявив себя атеистом. Все, что я могу сделать в таком случае: усилить молитву за него - дома и в храме. Об этом я молюсь каждый день, вручая своего очень ершистого и очень незрелого старшего сына под Покров Пресвятой Богородицы: кто как ни Она понимает все тревоги и чаяния матери!
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер