Лефкада - живописный греческий островок в Ионическом море. К Лефкаде, как нельзя лучше применимо утверждение о том, что если хочешь увидеть настоящую Грецию, нужно ехать на острова.
Лефкада привлекает путешественника своими пейзажами и теплым морем. Есть у острова и собственная богатая история. Здесь в 13 веке базировались крестоносцы. От той эпохи на Лефкаде осталась величественная крепость святой Мавры. Но не только природой или историей славится Лефкада. Здесь, как и на многих греческих островах существуют интересные местные православные традиции.
Одной из них является обряд освящения апельсинов. На Лефкаде очень много апельсиновых садов. Из апельсинов островитяне делают варенье и ликеры. Экстракт апельсина добавляется ими в мыло и иные косметические средства. Апельсины на Лефкаде используются вместо цветов в качестве украшения зданий. Время сбора урожая на острове наступает зимой – обычно в декабре-январе.
Жители Лефкады, желая поблагодарить Бога за дарованное изобилие апельсинов, ввели у себя обряд их освящения. Происходит он в день праздника Крещения Господня. На Лефкаде в день Крещения, как и везде в православных странах, освящается вода. Лефкадийские священники освящают воду не только в больших емкостях внутри храмов. Освящают они и море.
Священник провязывает к кресту веревку и трижды с молитвой бросает его в море. Затем уже в освященную морскую воду лефкадийцы кидают апельсины, связанные между собой бечевкой. Гирляндами из освященных апельсинов жители острова затем украшают иконы в храмах и у себя дома. В день Крещения Господня связками апельсинов украшены почти все улицы городков Лефкады, балконы домов местных жителей.
По традиции один из освященных апельсинов лефкадийцы кладут в «красном» углу перед домашними иконами. Апельсин лежит там целый год - вплоть до следующего праздника Крещения. Такой апельсин представляет собой маленькое чудо. Он не портится, не плесневеет. Некоторые лефкадийцы прошлогодний апельсин в день Крещения выбрасывают обратно в море. А некоторые - съедают освященный фрукт, который по свежести не уступает апельсинам нового урожая.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) и его семья
Крестьяне села Потаповка, что в Сумской области на Украине, расходились по домам. Зимой рабочий день в колхозе заканчивался рано. Бригадир Сергей Федотович Маслов шагал по улице, прислушиваясь к скрипу снега под большими валенками. Было 6-е января 1932-го года. Рождественский сочельник. Маслов думал о том, как вечером пойдёт на праздничную службу: каким-то чудом в разгар очередной советской антирелигиозной кампании их маленький сельский храм оставался открытым. С радостью думал он и о том, что в его семье совсем скоро будет прибавление — супруга Ольга Савельевна ждала ребёнка. На подходе к дому бригадира встретила соседка. «Где ты ходишь, Федотыч, жена твоя рожает!» — сказала она громким шёпотом. Послали за фельдшером, и вскоре избу Масловых огласил крик младенца. Так, накануне великого праздника, появился на свет будущий монах, богослов, духовник и старец — схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Мальчика окрестили и назвали Иваном. Он стал третьим ребёнком Сергея Федотовича и Ольги Савельевны. У Вани было две старших сестры, а позже на свет появились двое младших братьев. Масловы верили в Бога и, несмотря на тяжёлое для церкви и верующих время, крепко держались благочестивых христианских традиций. С раннего детства родители брали Ваню с собой в храм. Во время службы мальчик никогда не шалил, не бегал, а тихонько стоял рядом с родителями. А когда наступало время пения молитвы «Отче наш», которую маленький Ваня знал наизусть, он громко и радостно пел её вместе со всеми прихожанами. Одна из сестёр старца Иоанна вспоминала, что мальчик рос добрым, тихим, спокойным. «Мы, старшие, бывало, затеем драку, а Ваня скажет: зачем дерётесь? И нам станет стыдно. Нам часто попадало от матери, а ему — никогда. Он был смиренный, никого не обижал», — рассказывала она.
Наблюдая за сыном, родители вспоминали, как задолго до его рождения, в 1922 году, из закрытого большевиками монастыря в деревню вернулся их родственник — старый монах. Вскоре он скончался, а перед смертью предрёк, что будет ещё монах в семье Масловых. «Уж не о Ване ли нашем он тогда говорил?», — размышляли Ольга Савельевна и Сергей Федотович.
Но Ваня пока не думал о монастыре — в 1941 году началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, и девятилетний Иван остался в семье за старшего. Мать старца Иоанна вспоминала, что сын стал для неё настоящей опорой, а для братьев и сестер — руководителем и воспитателем. Дети называли его «батькой» и во всём слушались. Несмотря на юный возраст, Ваня научился делать всё: шить, готовить, пахать и сеять. Днём он работал дома и в поле, а по ночам плёл на всю семью лапти. «Он кормил семью, укреплял всех нас, — говорила Ольга Савельевна. — Когда пришла похоронка на мужа, он один умел меня утешить, а ведь это так дорого стоит», — вспоминала она. Сестра говорила, что, если бы не Иван, они бы просто не выжили. При этом мальчик успевал учиться — ходил в школу за шесть километров в соседнее село.
В 1951 году Ивана призвали в армию. Там молодой человек сильно простудился, болезнь дала осложнения на сердце. Поэтому его демобилизовали раньше срока. Он вернулся домой и зачастил в Глинскую пустынь, которая располагалась неподалёку от их села. Ездил туда в свободное время на велосипеде. Ольга Савельевна чувствовала: скоро её сын примет важное решение. Так и случилось. В 1954 году Иван сказал матери, что хочет стать монахом и поселиться в Пустыни. Как ни готовилась женщина к такому повороту событий, как ни радовалась, что сын избрал для себя духовный путь, отпускать его в монастырь было тяжело. «Когда он уходил, я за ним следом несколько километров бежала, всё плакала», — рассказывала Ольга Савельевна. Со временем, когда остальные дети устроятся в жизни, она тоже примет монашеский постриг. «Матушка свято прожила свою жизнь», — говорил схиархимандрит Иоанн (Маслов). И всегда с любовью вспоминал свою большую и дружную семью.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
29 марта. О свете Христовой веры
В Неделю Торжества Православия Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на проповеди говорил о свете Христовой веры:
29 марта. О правильном понимании слов из Книги Бытия
В 6-й главе Книги Бытия есть слова: «Раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем».
О правильном понимании этих слов, — протоиерей Владимир Быстрый.