
Жила возле озера гусиная семья: отец-гусак, мать-гусыня и пять гусят, все беленькие, как на подбор. Каждое утро гуси шли к воде, и там резвились вволю. В те же часы на озере плавали лебеди, которые важно проплывали мимо гусей, высоко задрав головы.
Однажды самый младший белый гусёнок поглядел на своё отражение в воде, изо всех сил выгнул шею и пропищал:
— Смотрите на меня, ну чем я не лебедь?
Гусята стали над ним смеяться, а малыш сказал:
— Вы просто завидуете мне! Потому что я из вас самый умный и красивый. Я — лебединый гусёнок!
С этого дня гусёнок стал изо всех сил вытягивать шею, чтобы она сделалась длиннее. За обедом он то и дело норовил выхватить лакомый кусочек из-под носа у братьев и сестёр, а когда родители сделали ему замечание, обиделся и заявил:
— Я же не виноват, что у меня такая длинная лебединая шея, и мне легче других дотягиваться до кормушки. Наверное, я родился не из гусиного яйца, а из лебединого, и попал к вам случайно. Знать вас всех больше не желаю!
В тот день гусёнок не стал плескаться со своей семьёй на мелководье, а поплыл к другому берегу, где жили лебеди. Он оказался в камышах как раз в тот момент, когда лебеди выстроили своих малышей цепочкой и отправились на прогулку по озеру. Гусёнок пристроился за ними и с гордостью проплыл несколько кругов мимо своих братьев и сестёр.
Затем лебеди выбрались на берег: наступило время для подвижных игр на свежем воздухе и танцев. Взрослые лебеди хлопали над головами большими белыми крыльями, затейливо перебирали лапками, издавали журчащие звуки, а малыши повторяли движения старших.
Гусёнок тоже попытался взмахнуть крыльями, но не удержался на ногах и шлёпнулся на землю. Он хотел спеть по-лебединому, но из его горла вырвались резкие, неприятные звуки. Да и чего другого можно ожидать от того, кто только и делал, что ругался на своих родных?
— Это же гусёнок! Откуда ты здесь взялся? — обступили его лебеди. — Ступай к своим! Кыш! Кыш!
Лебеди стали щипать и оттеснять чужака со своего берега. Они и слышать не хотели о каком-то лебедином гусёнке и не собирались принимать его в свою стаю.
Но каково было удивление нашего гусёнка, когда родные братья и сёстры преградили ему путь к берегу.
— Мы тебя не знаем. Наш младший брат был белым, а ты весь ощипанный, пёстрый, перепачканный в глине, — сказали гусята. — Кыш отсюда!
Зато мама-гусыня своего сынишку сразу узнала. Накормила, приласкала и простила, как делают все мамы на свете. В семье чего только не бывает!
Недаром говорят, что добрая семья прибавляет ума.
(по мотивам австралийской народной сказки)
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
19 октября. О правах апостолов, данных им Богом

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, сказанные апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О правах апостолов, данных им Богом — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос даёт своим апостолам исключительные права прощать и разрешать людей от их грехов. И в этой связи у нас может возникнуть вопрос: почему Бог даёт человеку такую власть? Ведь грехи прощает только Господь.
И вот это и есть ответ на наш вопрос. Да, грехи прощает Господь, но исповедовать эти грехи Бог заповедал людям. Люди каются другим людям: священникам, епископам. Один человек кается в своих грехах другому человеку, чтобы тот, выслушав его исповедь, по-человечески понял, принял, рассудил и помог.
А Господь с небес, взирающий и на того, кто принимает исповедь, и на того, кто кается, поможет и кающемуся, и исповеднику найти правильные слова друг для друга. Потому что покаяние — это не просто озвучивание своих грехов. За исповеданием своего греха следует длительный путь добродетельной жизни.
И дай Господь всем нам, чтобы в этой жизни Господь простил нам все наши грехи.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 октября. Об Императорском Царскосельском лицее

Сегодня 19 октября. В этот день в 1811 году был открыт Императорский Царскосельский лицей.
О нём рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.
19 октября. Кому незнакома эта дата по бессмертным посвящениям любимому лицею и друзьям-лицеистам Александра Сергеевича Пушкина, окончившего это элитное учебное заведение, которое прекратило своё существование только в 1917 году?
И для того чтобы понять дух этого лицея, давайте выслушаем напутствие его первого директора Энгельгардта: «Храните правду, жертвуйте всем за неё. Не смерть страшна, а страшно бесчестие. Ни богатство, ни чины, ни ленты не честят человека, а доброе имя. Храните чистую совесть, вот ваша честь».
И действительно, задача лицея заключалась в том, чтобы, приняв десятилетних отроков-неслухов, за шесть лет приготовить их к служению России, сделать из них мыслителей, политических деятелей, деятелей культуры, которые будут вспоминать лицейские годы. Мы видим это на примере Александра Сергеевича Пушкина, как самое счастливое время их жизни.
Что отличало этот лицей от других учебных заведений? Его педагоги, просвещённейшие, лучшие люди эпохи, отдавали лицеистам самих себя. Они были их старшими друзьями, но никогда не опускались до уровня их шалостей.
Сегодня многие учебные заведения хотели бы назвать себя лицеями, классическими гимназиями, объявить принцип элитности в образовании, в воспитании, но так хотелось бы, чтобы педагоги, корпорация учителей, действительно соответствовали этим высоким номинациям и декларациям.
Все выпуски программы Актуальная тема