Лазаря Лагина – автора сказки «Старик Хоттабыч» знакомые часто называли именем его волшебного персонажа. Слишком много было у них общего: доброта, нежность, чувство юмора. Вот только детей у Хоттабыча не имелось, а у Лагина родилась дочь Наташа. У неё с папой тоже оказалось много общего. И в жизни, и в литературе.
У Лазаря Гинзбурга прежде, чем он стал писателем Лагиным, было богатое боевое прошлое. С 15-ти лет он воевал на Гражданской войне. После неё как поэт печатался в минских газетах и учился в консерватории. Бросив пение, перебрался в Москву, где занялся исключительно литературой. Он придумал себе псевдоним - Лагин, соединив первый слог имени и фамилии. Мог и имя сменить, как тогда делали многие, но начинающий писатель вырос на Библии, и история воскрешения Лазаря Христом его всегда вдохновляла.
Лагин женился на одной из самых красивых женщин Москвы – Татьяне Васильевой, упорно работал, и часто уезжал в далёкие командировки. В 1938 году Лазарь написал «Старика Хоттабыча», сказку, которую сразу полюбили все дети Советского Союза. А в 41 году у Лагина появился свой ребёнок – Наташа.
В раннем детстве девочка почти не видела папу – он был на фронте. Вернувшись с войны, написал несколько серьёзных романов. Семейная жизнь Лагиных не задалась, брак распался, и Наташа жила то у мамы, то у отца. Он был строгим, с детства приучал дочь к труду и настраивал на учёбу. Заставлял заниматься музыкой, петь в хоре. Словом, загружал работой, так как опасался, что Наташа вырастет ленивой. Сам-то он знал за собой такой грех и говорил о себе: «Ужасный сладкоежка и чудовищный лентяй». При этом он всегда много работал, но заставить его сесть за пишущую машинку для домашних было мукой. Лагину оставляли в кабинете килограмм шоколадных конфет в виде бонуса и запирали комнату на ключ. Чтоб не сбежал погулять.
В 15 лет Наташа совершила самый смелый, по её словам, поступок в жизни: окончательно переехала к папе. Лагин больше всего на свете боялся избаловать дочь и вырастить её несамостоятельной. Он-то насмотрелся на писательских деток, у которых на уме были одни наряды и рестораны. Так что Наташа работала с 15-ти лет. Ещё Лагин не хотел, чтобы дочь пошла по его стопам. Знал, будут говорить: «за неё папашка пишет». Наташа сочиняла хорошие стихи, но отец запретил ей печататься. «В моём доме поэтессы не будет», - гремел он. А когда дочь поступила в театральный институт на отделение музыкальной комедии, забрал её оттуда со словами: «Мне кокотка дома не нужна!». Папа успокоился только тогда, когда Наташа выбрала профессию музыкального критика.
Но при всей строгости Лагина жили они душа в душу. И хотя отец мог обидеть дочь резким словом, но, во-первых, потом обязательно извинялся, а во-вторых, и это Наташа поняла позже, он казался грубым намеренно, так как опасался, что из дочери получится неженка, не способная за себя постоять.
Она оказалась способной постоять не только за себя, но и за папу. Сегодня Наталья Лазаревна успешно защищает его права. «Хоттабыч» давно стал персонажем, который норовят использовать и в кино, и в театре. А Лагин всегда был против экранизаций.
Недавно Наталья Лагина стала автором нескольких новых книг о старике Хоттабыче. И сейчас работает над повестью, которую они с отцом задумывали вместе. Наталья Лазаревна называет себя папиной дочкой. Когда-то они вдвоём писали рецензии, потом дочь редактировала папины книги. Художники Кукрыниксы так и называли Лагина: «Лазарь с дочкой», намекая и на их творческий союз, и на союз самых близких, любящих друг друга людей.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер