— Настенька, мы с ребятами уже всю экспозицию Русского музея посмотрели. Сейчас они отпросились на полчаса в сувенирную лавку — захотели купить подарки родителям. А ты, значит, всё это время здесь была, в зале Петрова-Водкина?
— Да, Маргарита Константиновна! Простите, что заставила вас беспокоиться. Но мне так понравилась картина «Полдень»! Она такая... загадочная!
— Интересное определение! И какие загадки ты увидела на этом полотне?
— Художник показал сверху бескрайние просторы — поля, леса, луга, холмы и реки. Он как будто летит над землёй и видит на ней множество людей. Каждый из них занят своим делом. Я разглядываю героев картины и пытаюсь понять — их что-то связывает, или они случайно собраны вместе, как будто попали в кадр уличного фотографа?
— Своим вопросом, Настя, ты обозначила суть картины Петрова-Водкина. Это полотно — притча, поэтический рассказ о земном пути человека. И каждый из героев здесь олицетворяет какой-то важный момент жизни.
— А что это за важные моменты?
— Посмотри внимательней. Вот юноша и девушка нежно смотрят друг на друга. Так художник показал зарождение любви. Ведь именно на ней зиждется жизнь на земле.
— А неподалёку мама кормит младенца.
— Это продолжение любви, новый побег на древе жизни.
— А на переднем плане люди работают.
— Верно. Крестьяне пасут коров, возделывают землю, что-то перевозят на лошади, запряжённой в телегу, отдыхают в тени деревьев, утомившись от трудов.
— А вот тут что за процессия?
— Похороны. Проводы человека в последний земной путь.
— Я поняла! Петров-Водкин как будто сделал коллаж из фрагментов жизни от рождения до смерти.
— Можно и так сказать. Хотя идея картины глубже, чем просто коллаж. В своей работе Кузьма Сергеевич опирался на традицию писать иконы с житиями. Знаешь, когда вокруг лика святого размещаются важные эпизоды его биографии.
— А при чём тут иконы? Ведь на картине «Полдень» нет святых.
— Иконопись была истоком творческого пути Петрова-Водкина. Он учился рисованию у иконописцев в родном городе Хвалынске Саратовской губернии, и позднее не раз расписывал храмы. Художник знал каноны изображения святых. И использовал одно из этих правил, когда захотел показать, что жизнь простого человека может быть святой.
— Он имел в виду кого-то конкретно?
— Полотно «Полдень» художник посвятил своему папе. Сергей Фёдорович Петров-Водкин был светлым, добрым, верующим человеком, старался заботиться о других, подчас забывая о себе. Он умер в 1916 году на руках у сына. И через полгода в память о нём появилась эта картина.
— Художник хотел сказать, что его папа был святым?
— Скорее то, что святым может стать каждый из нас. Ведь что такое святость? Это хождение перед Богом, постоянная память о Нём, обращение к Нему всех мыслей, желаний и поступков. Показав обыденное течение событий сверху, Кузьма Петров-Водкин призывает зрителей картины задумываться, как выглядит череда наших дней в глазах Создателя. Картина «Полдень», что так привлекла тебя в Русском музее — это образ святой жизни, проведённой в трудах и молитве.
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О личности Афанасия Фета

Сегодня 5 декабря. В этот день в 1820 году родился русский поэт и переводчик Афанасий Фет.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Воспоминания о детстве Афанасия Афанасьевича крайне редко встречаются. Это продиктовано особенностями характера его отца: он был человек суровый, скупой на ласку, а вот мать была терпеливой, покорной женщиной. В доме царила атмосфера тоски, мрака и тягости. Афанасию было просто неуютно в родительском доме, поэтому, как только получилась такая возможность, он тут же оставил родителей.
В 14 лет его огорошили известием о том, что он не имеет права носить фамилию своего отца, и дворянство тоже он лишается. А всё потому, что его родители венчались после того, как родился малыш. Суров закон, но закон. Конечно, это ударило по честолюбию юноши, и он поставил себе цель во что бы то ни стало однажды вернуть себе дворянство.
Когда-то в его жизни появилась девушка по имени Мария Лазич, сербских корней. Девушка, которая искренне любила его и которую он любил, но в то время он ещё был одержим своим идеями по восстановлению своего дворянского чина. И когда он сказал девушке о том, что сейчас не готов, что «мы ещё слишком бедны, у нас ещё своего угла нет», и всё прочее, что на самом деле актуально и сегодня, что можно услышать из уст молодых людей, что является своего рода препятствием к вступлению в брак, они всё оттягивают это на потом и даже вступать в брак не хотят. Всё встать на ноги хотят.
Вот история Афанасия Фета очень поучительна в этом смысле. Он сказал эти слова девушке, а девушка ему ответила, что она готова с ним идти на край света и даже просто впроголодь жить, но лишь бы только вместе с ним.
А он развернулся и поехал по служебным делам. И вскоре, когда командировка кончилась, он вернулся и узнал, что на самом деле случилась трагедия, что девушка сгорела буквально заживо. Его единственная любовь ушла из этого мира, и он понял, что он больше никогда не будет любить никого так и что ушла та, которая любила его больше, чем все вокруг. А он потом ещё женится, причём удачно, он станет богатым человеком и даже дворянство восстановит. Но счастья он больше никогда не встретит. И все его лирические посвящения будут адресованы Марии Лазич, единственной любви его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема











