Кузьма Петров-Водкин. «Полдень» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Кузьма Петров-Водкин. «Полдень»

* Поделиться

— Настенька, мы с ребятами уже всю экспозицию Русского музея посмотрели. Сейчас они отпросились на полчаса в сувенирную лавку — захотели купить подарки родителям. А ты, значит, всё это время здесь была, в зале Петрова-Водкина?

— Да, Маргарита Константиновна! Простите, что заставила вас беспокоиться. Но мне так понравилась картина «Полдень»! Она такая... загадочная!

— Интересное определение! И какие загадки ты увидела на этом полотне?

— Художник показал сверху бескрайние просторы — поля, леса, луга, холмы и реки. Он как будто летит над землёй и видит на ней множество людей. Каждый из них занят своим делом. Я разглядываю героев картины и пытаюсь понять — их что-то связывает, или они случайно собраны вместе, как будто попали в кадр уличного фотографа?

— Своим вопросом, Настя, ты обозначила суть картины Петрова-Водкина. Это полотно — притча, поэтический рассказ о земном пути человека. И каждый из героев здесь олицетворяет какой-то важный момент жизни.

— А что это за важные моменты?

— Посмотри внимательней. Вот юноша и девушка нежно смотрят друг на друга. Так художник показал зарождение любви. Ведь именно на ней зиждется жизнь на земле.

— А неподалёку мама кормит младенца.

— Это продолжение любви, новый побег на древе жизни.

— А на переднем плане люди работают.

— Верно. Крестьяне пасут коров, возделывают землю, что-то перевозят на лошади, запряжённой в телегу, отдыхают в тени деревьев, утомившись от трудов.

— А вот тут что за процессия?

— Похороны. Проводы человека в последний земной путь.

— Я поняла! Петров-Водкин как будто сделал коллаж из фрагментов жизни от рождения до смерти.

— Можно и так сказать. Хотя идея картины глубже, чем просто коллаж. В своей работе Кузьма Сергеевич опирался на традицию писать иконы с житиями. Знаешь, когда вокруг лика святого размещаются важные эпизоды его биографии.

— А при чём тут иконы? Ведь на картине «Полдень» нет святых.

— Иконопись была истоком творческого пути Петрова-Водкина. Он учился рисованию у иконописцев в родном городе Хвалынске Саратовской губернии, и позднее не раз расписывал храмы. Художник знал каноны изображения святых. И использовал одно из этих правил, когда захотел показать, что жизнь простого человека может быть святой.

— Он имел в виду кого-то конкретно?

— Полотно «Полдень» художник посвятил своему папе. Сергей Фёдорович Петров-Водкин был светлым, добрым, верующим человеком, старался заботиться о других, подчас забывая о себе. Он умер в 1916 году на руках у сына. И через полгода в память о нём появилась эта картина.

— Художник хотел сказать, что его папа был святым?

— Скорее то, что святым может стать каждый из нас. Ведь что такое святость? Это хождение перед Богом, постоянная память о Нём, обращение к Нему всех мыслей, желаний и поступков. Показав обыденное течение событий сверху, Кузьма Петров-Водкин призывает зрителей картины задумываться, как выглядит череда наших дней в глазах Создателя. Картина «Полдень», что так привлекла тебя в Русском музее — это образ святой жизни, проведённой в трудах и молитве.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем