— Настенька, мы с ребятами уже всю экспозицию Русского музея посмотрели. Сейчас они отпросились на полчаса в сувенирную лавку — захотели купить подарки родителям. А ты, значит, всё это время здесь была, в зале Петрова-Водкина?
— Да, Маргарита Константиновна! Простите, что заставила вас беспокоиться. Но мне так понравилась картина «Полдень»! Она такая... загадочная!
— Интересное определение! И какие загадки ты увидела на этом полотне?
— Художник показал сверху бескрайние просторы — поля, леса, луга, холмы и реки. Он как будто летит над землёй и видит на ней множество людей. Каждый из них занят своим делом. Я разглядываю героев картины и пытаюсь понять — их что-то связывает, или они случайно собраны вместе, как будто попали в кадр уличного фотографа?
— Своим вопросом, Настя, ты обозначила суть картины Петрова-Водкина. Это полотно — притча, поэтический рассказ о земном пути человека. И каждый из героев здесь олицетворяет какой-то важный момент жизни.
— А что это за важные моменты?
— Посмотри внимательней. Вот юноша и девушка нежно смотрят друг на друга. Так художник показал зарождение любви. Ведь именно на ней зиждется жизнь на земле.
— А неподалёку мама кормит младенца.
— Это продолжение любви, новый побег на древе жизни.
— А на переднем плане люди работают.
— Верно. Крестьяне пасут коров, возделывают землю, что-то перевозят на лошади, запряжённой в телегу, отдыхают в тени деревьев, утомившись от трудов.
— А вот тут что за процессия?
— Похороны. Проводы человека в последний земной путь.
— Я поняла! Петров-Водкин как будто сделал коллаж из фрагментов жизни от рождения до смерти.
— Можно и так сказать. Хотя идея картины глубже, чем просто коллаж. В своей работе Кузьма Сергеевич опирался на традицию писать иконы с житиями. Знаешь, когда вокруг лика святого размещаются важные эпизоды его биографии.
— А при чём тут иконы? Ведь на картине «Полдень» нет святых.
— Иконопись была истоком творческого пути Петрова-Водкина. Он учился рисованию у иконописцев в родном городе Хвалынске Саратовской губернии, и позднее не раз расписывал храмы. Художник знал каноны изображения святых. И использовал одно из этих правил, когда захотел показать, что жизнь простого человека может быть святой.
— Он имел в виду кого-то конкретно?
— Полотно «Полдень» художник посвятил своему папе. Сергей Фёдорович Петров-Водкин был светлым, добрым, верующим человеком, старался заботиться о других, подчас забывая о себе. Он умер в 1916 году на руках у сына. И через полгода в память о нём появилась эта картина.
— Художник хотел сказать, что его папа был святым?
— Скорее то, что святым может стать каждый из нас. Ведь что такое святость? Это хождение перед Богом, постоянная память о Нём, обращение к Нему всех мыслей, желаний и поступков. Показав обыденное течение событий сверху, Кузьма Петров-Водкин призывает зрителей картины задумываться, как выглядит череда наших дней в глазах Создателя. Картина «Полдень», что так привлекла тебя в Русском музее — это образ святой жизни, проведённой в трудах и молитве.
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.