
Кафедральный собор Светицховели.
Фото: ru.wikipedia.org
Каждая Православная Церковь очень трепетно хранит память о начале своего существования. Например, Русская Православная Церковь постоянно вспоминает о том, как на берегах Днепра в 10 веке зародилось Русское православие. Ведь именно в водах Днепра в 988 году совершилось Крещение Руси.
Грузинская Церковь тоже внимательно относится к своей истории. Православные грузины даже географически обозначили место начала своей христианской цивилизации. Место это сохранилось до сих пор, находится недалеко от Тбилиси и называется Мцхетой.
Мцхета значительно древнее Тбилиси и когда-то была столицей Грузии. Город был отстроен вокруг собора Светицховели, что с грузинского переводится как «животворящий столп». Название это появилось не случайно. Под Светицховели по преданию хранится хитон, то есть верхняя одежда, Спасителя. Хитон был принесен в Грузию еще в первом веке несколькими христианами, спасавшимися от гонений. В том месте, где был спрятан хитон, вырос кедр, от которого стали получать исцеление люди и животные. Так и возникло название «животворящий столп».
Место строительства Светицховели знаменательно еще и тем, что именно здесь по призыву святой Нины произошло крещение грузинского царя Мириана Третьего, с которого началась христианская история Грузии.
Светицховели - это огромный архитектурный комплекс со множеством помещений внутри. Согласно легендам в Светицховели во время нашествия мусульман могло прятаться все население Мцхеты. Светицховели это еще и целая сокровищница православных реликвий. Одна из них – каменная купель царя Мириана.
Купель Мириана находится внутри собора в правой его части. Хотя купель представляет собой несомненную историческую ценность, Грузинская Церковь приняла решение, чтобы она по-прежнему использовалась для совершения таинства крещения. Грузинской Церкви очень важным является показать связь поколений православных грузин, которые веками принимали крещение в одной и той же купели.
Когда я был в Грузии и посещал Мцхету, в Светицховели мне показали эту самую купель царя Мириама. Надо сказать, что она производит одновременно впечатление простоты и величия. Смотришь на нее и понимаешь – да, вот здесь началась православная Грузия и здесь же она продолжается благодаря упомянутому уже решению Грузинской Церкви продолжать крестить в купели Мириама самых обычных, незнатных грузин.
Кроме купели Мириама, в Светицховели имеются и другие ценные реликвии. Среди них особое место занимает точная копия Святой Кувуклии - часовни в Иерусалиме над местом погребения Христа. Хранится в Светицховели и знаменитый, чудотворный крест с изображениями и мощами самых великих грузинских святых. В общем, можно с уверенностью сказать, что Светицховели до сих пор является одним из наиболее значимых центров грузинского православия.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер