
Вдруг раздались крики: «Хозяин, хозяин идёт!». В воротах показался приземистый человек средних лет в поношенном, залатанном кафтане неопределённого цвета и стоптанных, запылённых сапогах. Он приветливо здоровался с рабочими, а те, со словами «Наше вам почтение», низко ему кланялись. Это и был сам хозяин Богословского завода, и ещё нескольких медных предприятий в Верхотурье — Максим Михайлович Походяшин.
Те, кто не знал его в лицо, легко могли принять одного из богатейших купцов Пермской губернии за простого бедняка. А Походяшин совершенно искренне считал, что гораздо лучше будет пожертвовать деньги на храм или отдать нуждающимся, чем истратить на дорогие наряды.
Именно так он и поступал. В тысяча семьсот сорок четвёртом году на средства Максима Михайловича в Покровском девичьем монастыре была построена каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Чуть позже он подарил монастырю ещё один храм — Иоанно-Предтеченский. Походяшин постоянно поддерживал монастырь — жертвовал крупные суммы на его содержание, помогал монахиням с продуктами.
На территории своего Петропавловского рудника выстроил деревянную церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, а при Богословском заводе — большой Введенский собор. При нём Максим Михайлович открыл бесплатную больницу и амбулаторию для рабочих.
Походяшин с радостью брал на содержание неспособных к самостоятельному заработку бедняков, священнослужителей из бедных приходов. За финансовой поддержкой к нему мог обратиться абсолютно любой человек, и купец никого не отпускал с пустыми руками.
Такими же милосердными, добрыми и чуткими, воспитанными на Евангельских принципах и ценностях, Походяшин вырастил и своих сыновей. Особенно отличился младший — Григорий Максимович. Почти весь капитал, доставшийся ему в наследство от отца, он в тысяча семьсот восемьдесят седьмом году передал в помощь голодающим крестьянам. Баснословная по тем временам сумма — триста тысяч рублей — пошла на закупку хлеба. Благодаря этому щедрому пожертвованию Григория Походяшина от голодной смерти были избавлены сотни деревень и сёл. На оставшиеся деньги Григорий Максимович открыл книгоиздательское дело, и печатал дешёвые учебники. Однако это не приносило никакого дохода, и историки свидетельствуют, что в конце концов полностью обедневший Походяшев доживал свои дни на чердаке, куда его кто-то пустил из милости. Но совершенно не роптал на судьбу, а каждый день ходил в ближайшую церковь и благодарил Бога, за то, что Он позволил ему быть полезным людям.
Глава семьи, Максим Михайлович, скончался в тысяча семьсот восемьдесят первом. Его похоронили на кладбище столь любимого им Иоанно-Предтеченского храма. Давно сравнялась с землёй его могила; не бьют часы на башне разрушенного Богословского завода... Но не тускнеет со временем и продолжает жить на Урале память о славной купеческой семье Походяшиных.
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема